Методическая разработка урока «Менеджмент в домашней экономике» 8 Класс
Методическая разработка урока
«Менеджмент
в домашней экономике»
Автор Асабина И.И.,
учитель технологии
высшей квалификационной
категории МОУ СОШ № 3
г. Ртищево Саратовской области
г. Ртищево, 2014
Пояснительная записка
Методическая разработка урока «Менеджмент в домашней экономике» предназначена для учащихся неделимого 8 класса.
Проблема эффективности преподавания технологии в школе актуальна на протяжении многих лет. Современное общество ставит перед школой задачу воспитания социально активного выпускника, легко адаптирующегося в условиях рыночной экономики. Решению этой задачи способствует изучение раздела технологии «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства».
Первоначальные понятия об экономике дети познают в семье, школе, окружающей среде. Семья – это, прежде всего коллектив, и крепость и сплоченность семьи зависит от системы управления этим коллективом, от организации трудовых отношений в ней. Поскольку раздел «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» дети изучают будучи в подростковом возрасте, когда меняются их взгляды на жизнь и отношения со взрослыми, тема «Менеджмент в домашней экономике» особенно актуальна, т.к. самоменеджмент – залог успеха человека в жизни. Изучая данную тему, школьник осознает, что как член семьи он должен иметь свои полномочия и нести определенную ответственность, что формирует его как личность.
Основная цель данной работы – предложение учителям технологии методических рекомендаций по проведению урока по теме «Менеджмент в домашней экономике».
Задачи:
разработка технологической карты и плана урока;
составление плана-конспекта урока;
подготовка дидактического материала.
Надеюсь, что мои разработки плана-конспекта урока помогут в проведении подобных занятий.
Урок «Менеджмент в домашней экономике» в разделе «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в учебной программе технологии предусмотрен после изучения темы «Семейный и личный бюджет», в рамках которой ученики знакомятся с расходной частью бюджета семьи, а также постигают основы производства товаров и услуг в условиях семьи. Таким образом, ребята уже имеют некоторые представления о менеджменте. Данный урок формирует знания о менеджменте как системе управления коллективом, составлен с учетом жизненного опыта детей и предусматривает вопросы планирования домашнего труда и самоменеджмента. Урок составлен в форме ролевой игры «Я учусь на менеджера».
Составление самофотографии дня позволит учащимся оценить рациональность использования своего времени и выявить потери времени, причины их возникновения, определить пути экономии времени и рационального использования.
Разработка графика домашних дел дисциплинирует, помогает задуматься о рациональности распределения обязанностей между членами семьи, дает возможность повысить эффективность работ по дому.
Работа с фотографиями знакомит с психологическими приемами знакомства, оценивания людей. Последнее особенно актуально для подросткового возраста, так как в этом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Умение разбираться в людях поможет подросткам адекватно оценить свою компанию.
Кроме того, на уроке предлагается задание творческого характера – представить семью как маленькое предприятие и выделить в нем производственные цеха, что поможет лучше планировать домашний труд. Проблемные ситуации, предлагаемые для обсуждения, позволяют играть различные социальные роли – ребенка, родителя, руководителя и учат принимать решения.
Учитывая особенности подросткового возраста, ведущей деятельности, стремления детей к общению, практические задания в основном коллективные.
Таким образом, дидактические материалы урока не только опираются на жизненный опыт школьника, но и готовят его к жизни в обществе. На мой взгляд, социализация учащихся – важнейшая задача современной школы.
Дидактические материалы урока разработаны в виде таблиц, схем, иллюстраций, текстовых заданий и могут демонстрироваться в мультимедийной презентации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Раздел. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.
Класс. 8 Занятие. 16 (1ч) Дата. 08.02.2010г.
Тема занятия. Менеджмент в домашней экономике.
Комплексная цель.
Способствовать формированию основных понятий о менеджменте как науке управления людьми, выяснить необходимость его в ведении домашнего хозяйства.
Сформировать умение рационального использования времени.
Продолжить развитие экономического и логического мышления.
Формировать компетентность в общении, социально-бытовой сфере.
Способствовать воспитанию деловитости, практичности, хозяйственности.
Знакомство с профессией менеджера.
Задачи урока.
Знать: понятие менеджмента.
Уметь: определять пути экономии и рационального использования времени.
Воспитывать: практичность, деловитость.
Методы обучения. Частично-поисковый, самостоятельная работа, проблемное изложение.
Средства обучения. Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, схемы, таблицы, иллюстрации, текстовые задания.
Тип урока. Урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока. Ролевая игра «Я учусь на менеджера».
Межпредметные связи. Экономика, психология, ОЗОЖ, иностранный язык.
Список используемой литературы.
Амуржуев О.В. и др. Словарь делового человека.- М.: Экономика, 1992. – 236с.
Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 164с.
Симоненко В.Д., Сорока В.Ф., Шелепина О.И., Иванишкина Е.М. Практикум по домашней экономике. - Брянск: Издательство БГПУ, 1995. – 88с.
Симоненко В.Д. Основы домашней экономики: книга для учителя образовательной области «Технология». – Брянск: Издательство БГПУ, 1995. – 190с.
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: "Вентана-Граф", 2002. – 240с.
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: "Вентана-Граф", 2009. – 208с.
http://images.yandex.ru
ПЛАН УРОКА
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
Подготовка к уроку.
II
Актуализация знаний.
Вступительное слово. Какие условия нужны для хорошей работы коллектива людей? Можно ли считать коллективом семью?
Ответы на вопросы.
III
Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
Постановка целей и задач. Сообщение темы урока.
Определение учебных задач. Запись темы
урока в тетради.
IV
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Основной этап урока – ролевая игра:
Формирование понятий «менеджмент», «менеджер».
Совершенство-вание знаний. Самофотография.
«Цеха» маленького предприятия.
График распределения обязанностей.
Руководитель – хороший психолог.
Выпускной экзамен.
Организация учебно-коммуника-тивной деятельности учащихся
Слово английское – manage – руководить, управлять, management – управление, manager – руководитель. Самоменеджмент?
Позволяет выявить потери времени, причины их возникновения, определить пути экономии и рационализации времени.
Физкультминутка.
Отрасли семейного хозяйства:
- приготовление пищи,
- строительство и ремонт,
- образование,
- производство некоторых вещей и услуг,
- здравоохранение,
- занятие животноводством и растениеводством.
Виды графиков.
Работа с фотографиями.
Предложение ситуаций.
Работа в парах и группах.
Ответы на вопросы.
Составление таблицы самофотографии дня.
Выделение «цехов» для рационального управления: мозговой центр, кухонный цех, банно-прачечный, цех уборки, цех надомного труда, семейный университет, дом отдыха и культуры, больница-санаторий.
Составление графика распределения дел в семье.
Обсуждение и ответы на вопросы.
Обсуждение и ответы по ситуациям.
V
Итоги урока.
Подведение итогов работы.
Самоанализ, самооценка.
VI
Определение и разъяснение домашнего задания.
Предложение проблемного задания:
в тетради проанализировать рациональность распределения обязанностей в вашей семье.
Запись домашнего задания.
КОНСПЕКТ УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Подготовка к уроку, отметка отсутствующих учащихся.
Вступительное слово учителя.
Добрый день. Мы продолжаем изучение раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства». Вспомним, какие темы мы изучали ранее. (Примерные ответы: семья и бизнес, семейный бюджет, расходная часть семейного бюджета, расходы на питание, рациональные вещевые потребности.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Как вы думаете, что нужно для успешного ведения домашнего хозяйства? Как сделать семейный бюджет не только сбалансированным, но и профицитным, чтобы удовлетворить потребности всех членов семьи? (Примерные ответы: планирование расходов, организация работ по семейному бизнесу.)
Верно, а планирование и организация – это не что иное, как процесс управления. В английском языке есть глагол, который переводится как «управлять, руководить, заведовать». (Примерные ответы: manage – руководить, управлять, заведовать.)
Знатоки английского языка, ответьте, пожалуйста, как английский глагол «управлять» преобразовать в существительное? (Примерный ответ: management – управление.)
В русском языке вы встречали такое слово? Что оно означает? (Примерные ответы: управление, руководство предприятием, фирмой.)
Таким образом, мы определили тему урока.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
Тема урока: Менеджмент в домашней экономике. (Запись темы урока в тетрадь.)
Мы изучали ранее элементы менеджмента в других темах. Сегодня мы рассмотрим это понятие как систему управления коллективом.
Задачи урока:
знать понятие менеджмента;
уметь определять пути экономии и рационального использования времени.
Обратимся снова к знатокам английского языка. Как глагол «manage» преобразовать в существительное, означающее человека, занимающегося этой деятельностью? (Примерный ответ: manager – руководитель.)
Работа руководителя очень сложная и ответственная. Как и любую другую профессию, ее приобретают в высших учебных заведениях. У вас это все впереди, а пока я предлагаю вам провести деловую игру «Я учусь на менеджера».
ОСНОВНОЙ ЭТАП УРОКА – РОЛЕВАЯ ИГРА.
Формирование понятий «менеджмент», «менеджер».
Разбирая обороты английского языка, мы сформировали понятие менеджмента. Осталось выяснить, для чего необходимо управление в любой работе? (Примерные ответы: для четкой организации, для достижения результата, для повышения эффективности работы.)
В словаре экономических терминов делаем запись: менеджмент – система управления коллективом или группой людей с целью повышения эффективности их деятельности. (Записи в тетради)
Мы выяснили, что менеджер – это профессиональный руководитель. В какой должности может работать менеджер? (Примерные ответы: директор фирмы генеральный или исполнительный, президент компании, руководитель отдела, начальник цеха и др.)
Итак, ведущей фигурой менеджмента является менеджер – профессионально подготовленный руководитель. В ходе нашей деловой игры вам предстоит пройти начальную подготовку в этой профессии.
Совершенствование знаний. Самофотография.
Менеджер – человек, способный управлять людьми. Чтобы научиться управлять коллективом, надо начинать с самого себя. Самоменеджмент (самоуправление) – залог успеха в жизни. Самоменеджмент заключается не только в четкой организации своей повседневной деятельности, но и в анализе этой организации. Сейчас трудно встретить человека, который не испытывал бы недостатка времени. Мы постоянно торопимся, не редко опаздываем, часто не успеваем сделать задуманное. И вместе с тем мы ежедневно теряем минуты и часы на работе, учебе, дома.
Для определения рациональности использования своего времени предлагаю провести самофотографию дня (приложение 1).
Самостоятельная работа учащихся
Итак, подведем итоги работы. Сколько свободного времени остается от учебы? Чем занимаетесь в свободное время? Сколько времени у вас занимает подготовка домашнего задания? Как часто во время приготовления уроков вы делаете перерыв и чем занимаетесь во время этого перерыва? Отдыхают ли при этом ваши глаза? Сделайте вывод о рациональности использования вашего времени, определите потери и пути экономии времени. (Ответы учащихся)
Врачи советуют делать перерыв через каждый час занятий. Отдохнуть можно и на рабочем месте, для этого надо сделать несколько несложных упражнений (приложение 2).
Физкультминутка
3. «Цеха» маленького предприятия.
Какие же элементы менеджмента можно использовать в домашней экономике? Проанализируйте схему основных составляющих менеджмента (приложение 3). (Ответы учащихся)
Каждое домашнее хозяйство – это маленькое предприятие, но многоотраслевое, так как сюда входят - приготовление пищи, строительство и ремонт, образование, здравоохранение, животноводство и растениеводство и т.д. Поэтому для более рациональной организации домашнего труда можно выделить настоящие «цеха». Вам предстоит в группе – импровизированной семье – выделить производственные «цеха» и назначить ответственного за каждый «цех». (Ответы учащихся)
4. График распределения обязанностей.
Какие же подразделения домашнего хозяйства являются самыми трудоемкими? Это, прежде всего, кухонный, ванно-прачечный и цеха по уборке и ремонту.
Интересный факт: в процессе домашней смены женщина проходит 15-20км и производит не менее 50 различных операций при уровне механизации не более 20%. Утюжка белья примерно одинакова с работой каменщика.
В домашнем труде должны участвовать все члены семьи, а не только женщины – мать, жена, сестра. Организация домашнего труда, его планирование – наука, которую должен постичь каждый член семьи. В семье, как на предприятии, за каждым закрепляются определенные функции, участок домашнего хозяйства, все должны уметь делать всё, т.е. по необходимости заменять друг друга на рабочем месте. Облегчить тяжесть домашнего труда, повысить его продуктивность помогает распределение обязанностей. В «вашей семье» нужно разработать график, где указывается, кто и когда выполняет те или иные обязанности (приложение 4). Сделайте вывод о рациональности организации домашнего труда.
Самостоятельная работа и ответы учащихся
5. Руководитель – хороший психолог.
Главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей. Чтобы добиться согласованности действий коллектива, каждый руководитель подбирает подходящих, на его взгляд, работников. Конечно, способность разбираться в людях приходит с жизненным опытом, и сегодня мы сделаем только первые шаги в формировании таких коммуникативных умений, как оценка человека, определение его сильных и слабых сторон. И сделать это вам предстоит по фотографии (приложение 5).
После обсуждения в группе ответьте на предложенные вопросы.
(Ответы учащихся)
Вы смогли оценить незнакомого человека по фотографии. Сможете ли вы ответить на предложенные вопросы о себе? Постарайтесь адекватно дать самооценку. (Ответы учащихся)
Выпускной экзамен.
Наше краткосрочное обучение профессии менеджера завершается выпускным экзаменом. Вам предложены производственные ситуации, которые предполагают несколько вариантов решений (приложение 6). После обсуждения в группе предложите способы выхода с точки зрения всех участников.
(Ответы учащихся)
ИТОГИ УРОКА.
Что способствует комфортности семьи, т.е. чуткому, внимательному взаимоотношению?
В чем вы видите результат работы менеджера?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В тетради составить график домашних дел и проанализировать рациональность распределения обязанностей в вашей семье.
Приложение 1
Примерная форма записи самофотографии дня
Что сделано в течение дня
Начало
Окончание
Продолжи-тельность
Подъем, утренний туалет.
Приготовление завтрака.
Завтрак и т.д.
6 час. 30 мин.
7 час.
7 час. 15 мин.
7 час.
7 час. 15 мин.
7 час. 30 мин.
30 мин.
15 мин.
15 мин.
Приложение 2
Примерные упражнения физкультурной минутки
Для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.
И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 5-8. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2 раза.
Приложение 3
Основные составляющие менеджмента
МЕНЕДЖМЕНТ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬ
МОТИВАЦИЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИЯ
Приложение 4
Примерные графики домашних дел
График 1
Вертикальная графа – исполнители.
Горизонтальная графа – виды работ.
В клетках – день недели выполнения работ.
Приготовле
ние завтрака
Приготовление обеда
Приготовление ужина
Стирка
Утюжка
Уборка
Мама
понедельник, четверг
ежедневно
суббота
Папа
пятница, воскресенье
ежедневно
Сын
среда, суббота
среда
Дочь
вторник, пятница
помогает
суббота
пятница
График 2
Вертикальная графа – дни недели.
Горизонтальная графа – виды работ.
В клетках – исполнители.
График 3
Вертикальная графа – исполнители.
Горизонтальная графа – дни недели.
В клетках – виды работ.
Приложение 5
Работа с фотографиями
Посмотрите на фотографию. Ответьте на вопросы:
Лицо этого человека вызывает симпатию или антипатию? Почему?
Какой, по-вашему, у него характер:
а) мужественный,
б) нерешительный,
в) хитрый,
г) скрытный и т.п.
Какой уровень образования и профессия?
Как он относится:
а) к людям,
б) к себе,
в) к своей работе,
г) к вещам?
Взяли бы вы этого человека в свои помощники? Почему?
Приложение 6
Примерные производственные ситуации
Ситуация 1.
Учитель технологии объявил детям, что на следующем уроке они будут убирать территорию школы и надо принести веники, ведра, грабли. Но накануне прошел дождь. Часть детей принесли инструменты для работы на улице, часть – решили, что будут работать в кабинете.
Как вы проведете урок?
Что нужно было сделать для того, чтобы избежать подобной ситуации?
Ситуация 2.
В кабинете информатики руководитель проводил занятия кружка. Вышли из строя несколько компьютеров. Учитель заметил это только через два дня на очередном уроке, сообщил об этом директору школы и руководителю кружка.
Ваши действия на месте:
- директора школы,
- учителя информатики,
- руководителя кружка.
Что нужно сделать, чтобы избежать подобной ситуации?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ