Организация взаимодействия со школьным художественно-этнографическим центром в рамках предмета технологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»»
Описание опыта работы
по теме:
«Организация взаимодействия со школьным художественно-этнографическим центром в рамках предмета технологии»
подготовила
учитель технологии
Крылосова Наталья Борисовна
г.Лысьва, Пермский край, 2013
С 2009 года в нашей стране активно внедряются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Одним из ключевых направлений их реализации стала организация внеурочной деятельности школьников.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых, возможно, и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Благодаря этому у учащихся появляются более широкие возможности для выбора занятий, направленных на их развитие. И каждая школа получает полную самостоятельность в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основными задачами внеурочной деятельности на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; оптимизация учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Педагоги понимают, что, с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого ребёнка, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Только педагогически целесообразно организованная внеурочная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. А внеурочная деятельность, например, в виде работы над проектами, – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело.
Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
Творческий проект (одна из составляющих программы предмета «Технология») вывел нас на систему мероприятий, которая, на мой взгляд, вполне соответствует требования нового стандарта. Уже много лет мы работаем по алгоритму, который я хочу Вам представить:
1. Индивидуальные проекты, созданные учащимися под руководством учителя технологии, представляются в классных коллективах.
2. Лучшие проекты класса представляются на Школьной научно – практической конференции в секции «Творческие и социально-культурные проекты» (для их оценки разработаны критерии).
3. Лучшие проекты школы отправляются на Городской конкурс научно-исследовательских работ, социально-культурных проектов «Свой дом мы строим сами», представляются на олимпиадах.
Защита инд. проектов проводим в рамках декады «Технологии»; организуется выставка проектных работ, где учащиеся могут проголосовать за лучший проект школы. Все мероприятия, мастер-классы, проводимые в рамках декады, – тоже можно назвать проектами, т.к. их разработкой и проведением занимаются заинтересованные активисты - старшеклассники.
В нашей школе с 1993 года работает художественно-этнографический центр на базе музея. Приобретение картин местных художников постепенно переросло в собирание предметов декоративно-прикладного искусства и исторических ценностей. Количество экспонатов росло за счет ежегодных экспедиций по родному Уралу.
Активное участие в жизни центра принимают учащиеся школы. Актив каждый год обновляется. Активисты проводят экскурсии, принимают участие в различных мероприятиях по краеведению в масштабах города и края. Все экспонаты доступны широкому кругу посетителей. В этнографическом отделе проводятся интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, передвижные выставки:
Проект «Школа – территория искусства» расширил рамки выставочной деятельности музея: выставки картин, репродукций и детское творчество можно увидеть в учебных классах, фойе и коридорах.
Девиз музея: «Школьный музей для детей, руками детей»
Учителя нашей школы счастливы, что у нас есть такая «реликвия» и широко используют возможности музея в воспитательной работе с классами, в урочной и внеурочной деятельности.
В рамках предмета «технология» ресурсы школьного музея также широко используются:
В урочной деятельности (например, при изучении блока материаловедения у учащихся есть возможность рассмотреть ткацкий станок, понять принцип образования ткани, а также инструменты, которые использовали наши предки, при производстве материалов; при изучении «Истории костюма» девочкам демонстрируются костюмы разных эпох и народов, имеющиеся в музее).
Во внеурочной деятельности:
- Во время декады «Технологии» на территории ХЭЦ организуются выставки учащихся на различные темы;
- Есть возможность проведения внеклассных мероприятий на площадях тематических экспозиций музея
- Предоставление площадей в кабинете технологии для размещения небольших коллекций работ из художественно-этнографического центра школы («Рукоделие наших бабушек», «Параскева пятница» – покровительница женщин, женской работы). Фото на слайде
- Проектная деятельность. (Здесь просто кладезь идей (НАЗОВИТЕ ИДЕИ), но пока реализован один - костюм экскурсовода для вновь открывшейся «купеческой комнаты») Фото.
За последние годы, при подготовке к муниципальному этапу олимпиады по технологии, учащимися школы всё чаще выбираются социальные проекты - это и развивающие пособия, спортивный комплексы для детей детского сада; и создание знамени и символики школьного военно-патриотического клуба «Рыкарь».
Работа над социальными проектами, несомненно, обеспечивает создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающая воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность, основанную на системе духовных идеалов, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализующихся в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Что является составной частью программа воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Список использованной литературы:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ