Подробный конспект урока «Тун-Пайрам – праздник первого молока» 6 Класс
Подробный конспект урока
Организационная информация
Тема урока
«Тун-Пайрам – праздник первого молока»
Предмет
Технология
Класс
6
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Васильева Наталья Анатольевна, учитель технологи
Образовательное учреждение
МБОУ Жемчужненская СОШ № 1
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия)
Урок-экскурсия
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательная:
Изучить и закрепить знания о культурных традициях и обычаях народов Хакасии.
Развивающая:
Развить почтительное отношение к мировоззрению хакасского народа.
Воспитательная:
Воспитать уважения к историческому и культурному наследию своих предков
Задачи урока (мероприятия, занятия)
1.Сформировать у обучающихся культурный образ хакасского народа в его своеобразии и неповторимости.
2.Овладеть знаниями о региональной культуре.
3.Применить знания и представления о традициях и обрядах.
4.Приобрести опыт участия в обучающих играх.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Компьютерные технологии, метод критического мышления
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
45 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
1.Актуализируются коммуникативные способности и познавательный интерес.
2.Приобретаются и закрепляются знания о культуре и быте хакасского этноса.
3.Формируется уважение традиций хакасского народа.
4.Закрепляется опыт участия в обучающих играх.
5.Расширяется кругозор и обогащается словарный запас.
Необходимое оборудование и материалы
Операционная среда Windows XP, Office XP, презентация, экран.
Картинки с изображением хакасской одежды, музыкальных инструментов и молочных блюд, ваза с веткой берёзы, ленточки синего, красного, белого, зелёного и чёрного цвета и макет костра.
Детям раздаётся текст выступления. На экране 1 слайд презентации.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Презентация «Тун-Пайрам – праздник первого молока».
Список учебной и дополнительной литературы
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся.
На доске: 1.Эпиграф урока
Уходящее, нужно сегодня беречь,
Чтоб не стало оно уходящим!”
(Валерий Корнев)
2. Стихи:
Хакасия, край мой, Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы.
Навеки в душе сохранятся моей.
(М.Е. Кильчичакова.)
Организационный момент.
Учитель: (слайд 1)
У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам, проводившийся в степных районах Хакасии. Тун-пайрам - это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая - начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун-пайрам был связан с почитанием скотоводства - основы традиционного хакасского хозяйства.
Я со своими помощниками - экскурсоводами приглашаю всех на экскурсию, посвящённую традициям и обрядам проведения этого праздника. А за пультом управления информационной базы данных сегодня у нас будет хранитель музея.
Изучение новой темы
Первый экскурсовод:
К этому празднику готовились заранее:
Заводили первый айран,
Готовили первые молочные продукты,
Шили новые национальные платья.
В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого по-хакасски - "ызых". "Ызых" освящался и считался хранителем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой "ирбен". К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Выборный старец краплением айрана на ритуальные костер, березки, коновязь благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.
Второй экскурсовод:
В этот день наглядно показывалось значение молока в жизни людей:
- на стол выставлялось до десятка различных молочных блюд, которыми люди угощали друг друга,
- окропляли Небеса айраном –молочной аракой,
- праздновали наступившее изобилие и сытость.
Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.
Третий экскурсовод: (слайд 2)
Соблюдались все ритуалы проведения праздника:
Ритуал - Почитание огня за верность и поддержку в зимние стужи
Динамическая пауза
Все вместе читаем вслух:
Ради жизни на Земле!
Ради счастья на земле!
Встречаем Солнце,
Как встречали наши предки!
Четвёртый экскурсовод: (слайд 3)
Ритуал очищения души -сжигание черных чалама с тремя узлами (прошлые, настоящие, будущие болезни, несчастья, грехи)
Все вместе читаем вслух:
О, мать-огонь!
Очисти нас от скверны зла,
От всех болезней и грехов,
Чтоб мы не врали,
Не завидовали и не болели!
и опускаем в «огонь» чёрные ленточки
Продолжение изучения новой темы
Кроме этого проводился ещё один обряд:
Обряд - Благодарения священной Березе,
символу жизни на земле
(завязывание светлых чалама)
Мы с вами этот обряд проведём в конце нашей экскурсии.
Пятый экскурсовод: (слайд 4)
После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки состязания (чарыс), стрельба из лука (охчаадан атыс) соревнования по силе и ловкости – это традиционная борьба (курез) и состязание по поднятию камня (хапчац тас). Победителей щедро угощали айраном и аракой.
Шестой экскурсовод: (слайд 4)
Самая популярная часть праздника - это конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных для участия в скачках коней.
Существовали строгие правила проведения скачек. Устраивались несколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во втором - трехлетки, в третьем - четырехлетки, в четвертом - пятилетки, в пятом - все остальные возрастные категории, начиная с шестилеток. В шестом заезде бежали только жеребцы (чорга), в седьмом - только иноходцы (сайбыр).
Дистанция заезда - от 3 до 10 км. Старт находился вдали от места проведения праздника, но финиш всегда в центре, и всегда возле него толпились сотни зрителей, ждавшие исхода скачек.
Седьмой экскурсовод: (слайд 4)
Стрельба из лука - второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе - качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное время, и в военное. И в древности, и в наше время многие скотоводы были одновременно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука, как военное искусство, стала исчезать и сохранилась лишь как вид спорта.
Восьмой экскурсовод: (слайд 4)
В борьбе (курес) существуют определенные правила.
Соперники делятся по весовой категории. Сначала на поле выходят борцы легкого веса, которых постепенно сменяют все более сильные и ловкие. Борцы-соперники выходят на поле с разных сторон, обвязанные поясом (хур). Они подходят друг к другу и каждый из них дает возможность своему сопернику схватиться руками за пояс (хур). Судья дает сигнал и начинается схватка. Обычными приемами борцов являлись: захваты ногой, бросок через левое или правое бедро, броски через голову в положении "полулежа" (прогибом) и т. д. При проведении борцовских приемов борцы не должны выпускать из рук пояс (хур) соперника. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника. Первый раунд заканчивался, когда все пары сразятся по одному разу. Судьи разбивают всех победителей на пары и начинается второй раунд. Все повторяется сначала. Наступает момент, когда в каждой весовой категории выявляется победитель. Победителей щедро угощают айраном, вручают награды.
Девятый экскурсовод: (слайд 4)
Ещё один вид состязания в силе - это поднятие камня (хапчац тас). Он весит около 80 кг. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо. Победителем этого состязания считается тот, кто больше всех по количеству раз проделает это упражнение Победитель угощается айраном, аракой и получает специально установленный для этого вида состязаний приз.
Десятый экскурсовод:
На празднике Тун-пайрам звучит музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах и т.д. Со всех аалов съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считается тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.
Проверка и оценивание знаний
Учитель: (слайд 5)
А теперь давайте вернёмся к началу нашей экскурсии и вспомним о чём сегодня рассказывали нам наши уважаемые экскурсоводы. Я предлагаю вам тест «Самый внимательный». В нём всего 5 вопросов и в каждом по одному правильному ответу. Ваша задача набрать максимальное число ответов, что в свою очередь будет равняться вашей отметке. Итак, готовы? Тогда начинаем.
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
Одиннадцатый экскурсовод: (слайд 6)
Закончим наше занятие ритуалом, который дошел до нас из глубины веков. Дерево у хакасского народа это святое понятие и этому посвящён обряд Благодарения Березе. Хакасы просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе разноцветные лоскутки.
Я вам предлагаю поучаствовать в ритуале, загадать желание и повязать ленточки (“чалама”) на священную березу. Для того чтобы все ваши желания исполнились, необходимо произнести заклинание хором. Повторяйте все вместе:
О, владыки стихии:
Небо, Солнце, Природа!
Дайте нам счастья, здоровья и удачи!
(3 раза).
Детям выдаются заранее приготовленные ленточки разных цветов и они их повязывают на веточки дерева. Звучит музыка.
- Посмотрите, ребята, какое красивое получилось у нас дерево. Яркие цвета говорят о том, что ваши желания были добрые, позитивные. И нужно верить и ваши мечты и желания обязательно сбудутся!
Спасибо всем! До новых встреч!
Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
Создать информационный проект – сообщение или презентация русского народного или немецкого праздника
Дополнительная необходимая информация
Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А.. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999 – 76с.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
http://khakasweb.ru/content/category/5/23/1/index.html
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Компьютерные технологии позволяют создать наглядный видеоряд, что в свою очередь позволяет сделать урок познавательным и интересным. Повышается эффективность и интенсивность воспитательного процесса.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Начало следующего урока можно начать с последнего слайда, где находится тест по изученному материалу.
А затем предложить посмотреть готовую презентацию, которую выполнили обучающиеся в качестве домашнего задания или послушать сообщение о праздниках других народов Республики.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ