Синтез управляющего автомата модели LEGO транспортной тележки и моделирование ее движения
Кубанский государственный технологический университет
Кафедра автоматизации технологических процессов
Задание на контрольную работу
По дисциплине “Автоматизированное управление дискретными процессами” для студентов заочной формы обучения специальности 21.01 — “Автоматика и управление в технических системах” на тему: “Синтез управляющего автомата модели LEGO — “транспортная тележка” и моделирование её движения вдоль трассы”
Выдано:
Аспирантом каф. АПП 06.09.99 /Напылов Р.Н./
студенту гр. ____________ /____________/
Краснодар 1999
Исходные данные
Управляемый процесс — движение модели LEGO транспортной тележки вдоль заданной траектории в виде белой полосы. Ориентация тележки относительно трассы регулируется датчиками контраста.
Условная схема транспортной тележки приводится на рисунке 1.. Тележка движется за счёт заднего привода, создающего постоянное тягловое усилие . Вращение переднего колеса тележки осуществляется с помощью реверсивного поворотного двигателя, отрабатывающего с постоянной угловой скоростью , где — угол поворота переднего колеса (рисунок 1.)
Транспортная тележка, как объект управления имеет систему дискретных входных и выходных сигналов, структурно представленную на рисунке 1.. Кодировка указанных сигналов следующая:
Таблица 1. – Кодировка управляющих сигналов
-
Разряд сигнала
X
Управляющее действие
X0
1 – двигатель тележки включен
0 – двигатель тележки выключен
X1
1 – поворотный двигатель отрабатывает влево
0 – двигатель влево не отрабатывает
X2
1 – поворотный двигатель отрабатывает вправо
0 – двигатель вправо не отрабатывает
Таблица 1. – Кодировка выходных сигналов
-
Разряд сигнала
Y
Событие
Y0
1 – левый датчик над светлой точкой трассы
0 – левый датчик над тёмной точкой трассы
Y1
1 – правый датчик над светлой точкой трассы
0 – правый датчик над тёмной точкой трассы
Д
ц
Действие на трассу
— вектор приведенной силы трения;
— вектор реакции трассы (опоры) на переднее колесо;
— центростремительная реакция трассы;
— упрощенная габаритная определяющая;
— расстояние между датчиками контраста.
Рисунок 1. – Динамическая схема транспортной тележки
— двухразрядный выходной сигнал.
Рисунок 1. – Структурная схема управления транспортной тележкой
Тележка
Автомат
Сигналы Y используются в качестве обратной связи управляющего автомата. По изменению этих сигналов возможно судить о текущем положении тележки относительно белой полосы трассы. Сигналы X вырабатываются управляющим автоматом в зависимости от поведения во времени сигналов Y так, что бы обеспечить совпадение траекторий движения тележки и трассы.
Решение о подачи питания на задний привод тележки и, расположенный на ней, управляющий автомат принимает внешний оператор. Поэтому, исходным состоянием тележки является активность двигателя привода. В этом случае задача управляющего автомата состоит только в обеспечении движения тележки вдоль трассы.
Допущения, делаемые при рассмотрении управляемой тележки в динамике:
тягловое усилие постоянное;
приведённая сила трения пропорциональна линейной скорости движения тележки;
сила трения , подменяющая реакцию в момент, когда (переднее колесо проскальзывает), постоянна и пропорциональна массе тележки;
сила трения , подменяющая реакцию в момент, когда (тележку заносит), также постоянна и пропорциональна массе тележки;
масса тележки и её момент инерции относительно центра масс связаны зависимостью: , как если бы вся масса тележки была сосредоточена в стержне (рисунок 1.).
Основное задание
Сформировать модель управляющего автомата в форме таблицы переходов и выходов автомата Милли, предварительно составив список его возможных состояний и перекодировав входной алфавит автомата во множество многозначной логики (Y - четырёхзначное);
Минимизировать, в случае возможности, таблицу переходов и выходов автомата Милли;
Составить алгебрологические выражения функции переходов и функции выходов минимизированного автомата, используя только двоичное представление входных и выходных сигналов;
Минимизировать полученные функции;
По минимизированным логическим функциям зарисовать цифровую схему управляющего автомата (стандарт условного графического изображения логических элементов — Российский).
Дополнительное задание
Вывести модель динамики транспортной тележки. Положение центра масс тележки в плоской системе координат задавать вектором положения . Положение точки приложения силы тяги привода задавать вектором .
Список источников
Юдицкий С.А., Магергут В.Э. Логическое управление дискретными процессами. Модели, анализ, синтез. — М.: Машиностроение, 1987. — 176 c.
Кузнецов О.П., Адельсон-Вольский Г.М. Дискретная математика для инженеров. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 450 c.
Шварце Х., Хольцгрефе Г.-В. Использование компьютеров в регулировании и управлении: Пер. с нем.—М.: Энергоатомиздат, 1990. — 176 с.: ил.
Каган Б.М., Сташин В.В. Основы проектирования микропроцессорных устройств автоматики. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 304 c.
Мишель Ж., Лоржо К., Эспью Б., Программируемые контроллеры. — Пер. c французского А.П. Сизова — М.: Машиностроение, 1986.
Микропроцессоры: В 3-х кн. Кн. 2. Средства сопряжения. Контролирующее и информационно-управляющие системы: Учеб. Для втузов/В.Д. Вернер, Н.В. Воробьёв, А.В. Горячев и др.; Под ред. Л.Н. Преснухина. — М.: Высш. шк., 1986. — 383 c.: ил.
Фиртич В. Применение микропроцессоров в системах управления: Пер. с нем. — М.: Мир, 1984,—464 c., ил.
Решение основного задания
Выходной алфавит транспортной тележки является входным алфавитом управляющего автомата Y. Для возможности применения теории конечных автоматов перекодируем его во множество четырёх знаков в соответствии с таблицей 5..
Таблица 5. – Кодировка входного алфавита управляющего автомата
Y0
Y1
Y
0
0
1
1
0
1
0
1
0
1
2
3
При определении возможных состояний управляющего автомата будем руководствоваться правилом: — допустимо введение избыточных состояний, которые при последующей минимизации автомата исключаются; недопустим пропуск необходимого состояния, который уменьшает адаптированность автомата к внешним ситуациям.
Перечень возможных состояний автомата, отождествлённых с ситуационными событиями транспортной тележки, приводится ниже.
Таблица 5. – Перечень состояний управляющего автомата транспортной тележки
-
Код
состояния SОписание состояния
0
1
2
3
Исходное состояние неуправляемого движения;
Поворот вправо (поворотный двигатель непрерывно отрабатывает вправо);
Поворот влево (поворотный двигатель непрерывно отрабатывает влево);
Конфликт поворотов.
Для возможности формирования математической модели управляющего автомата рассмотрим описательный алгоритм управления транспортной тележки по состояниям:
В исходном состоянии тележка непрерывно движется под действием привода. Ни один из датчиков контраста не находится над белой полосой трассы. Поворотный двигатель остановлен;
При возникновении белой полосы под левым датчиком контраста включается поворотный двигатель на отработку влево. Привод отключается и далее следует движение по инерции, что уменьшает вероятность заноса тележки;
Как только левый датчик контраста “сходит” с белой полосы поворотный двигатель останавливается в текущем состоянии, а привод вновь запускается;
При возникновении белой полосы под правым датчиком — поведение транспортной тележки аналогично;
Возникновение белой полосы под правым и левым датчиком свидетельствует о том, что тележка движется перпендикулярно трассе. Это сбойная ситуация, при которой следует отключение привода и блокировка управляющего автомата. Нормальный ход работы автомата может быть восстановлен только “сбросом”.
Поскольку управляющий сигнал имеет три разряда, то для составления модели автомата Милли необходимо построить три таблицы переходов и выходов. Указанные таблицы, эквивалентные описательному алгоритму управления, приводятся ниже.
Таблица 5. – Таблицы переходов и выходов управляющего автомата
Код
Si
Для X0
Для X1
Для X2
y
y
y
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
Код
Si
Для X0
Для X1
Для X2
y
y
y
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
1
2
3
Как видно, состояния S0, S1, S2 явно эквивалентны, причём для каждого из выходов X. Представляется возможным эти эквивалентные состояния обозначить одним состоянием S0 – состояние управления тележкой. В этом случае, состояние блокировки S3 удобно переобозначить как S1 – состояние блокировки автомата. В результате получаем модель несократимого автомата Милли.
Таблица 5. – Таблицы переходов и выходов несократимого автомата
Код
Si
Для X0
Для X1
Для X2
y
y
y
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
Учитывая, что код состояния полученной модели описывается одноразрядным сигналом S, а также учитывая кодировку входных сигналов Y (табл. 5.), составим таблицу истинности комбинационной схемы автомата, непосредственно по таблице 5. и введя обозначения: S[j] — текущий сигнал состояния, S[j+1] — сигнал состояний на следующем такте автомата.
Судя по таблице 5., минимизации поддаётся только функция переходов . Минимизируем её методом карт Карно (см. рис. 5.).
Таблица 5. – Таблица истинности комбинационной схемы автомата
-
S[j]
0
0
0
0
1
1
1
1
Y0
0
0
1
1
0
0
1
1
Y1
0
1
0
1
0
1
0
1
S[j+1]
0
0
0
1
1
1
1
1
X0
1
0
0
0
0
0
0
0
X1
0
0
1
0
0
0
0
0
X2
0
1
0
0
0
0
0
0
Рисунок 5. – Минимизация функции переходов методом карт Карно
Теперь можно записать логические выражения для комбинационной схемы автомата.
Функция переходов:
. (5.)
Функции выходов в СДНФ по таблице истинности:
. (5.)
Для удобства реализации комбинационной схемы представим рассматриваемые функции в базисе “ИЛИ-НЕ”:
На основе системы (5.), окончательно получаем цифровую схему реализации управляющего автомата транспортной тележки, представленную на рисунке 5..
Особенностью полученной схемы является то, что она не содержит элементы памяти и задержки и, соответственно, не является тактируемой. Такой вариант реализации возможен для автоматов с двумя состояниями, одно из которых является абсолютно устойчивым. В нашем случае состояние блокировки есть абсолютно устойчивое состояние. Если комбинационная схема сформируем это состояние, то за счёт обратной связи по линии S запрещается реакция выходов X на изменение входных сигналов Y. Выход из этого устойчивого состояния возможен только принудительным обнулением линии S единичным уровнем на линии “Сброс”. Конфликтных “Состязаний” в рассматриваемом автомате не возникает.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
“Сброс”
Рисунок 5. – Цифровая схема управляющего автомата транспортной тележки
Решение дополнительного задания
Действующая на тележку в динамике система сил раскладывается на результирующую силу, приложенную к центру масс тележки и вращающий момент , относительно того же центра масс.
Как видно из рисунка 1. вращающий момент определяется только силой реакции опоры переднего колеса —
, (6.)
— угол поворота переднего колеса.
Зная из рисунка, что
получим:
Положительные значения вращающего момента соответствуют повороту тележки влево, отрицательные — вправо.
Результирующая сила, действующая на центр масс тележки, определяется векторной суммой всех сил на рисунке 1.:
Для нашего случая важно знать направление действия силы , которое зависит от направлений и величин составляющих рассматриваемой суммы. В свою очередь направления составляющих рассматриваются относительно положения габаритной определяющей, которое характеризуется единичным вектором:
— вектор, задающий координаты центра масс тележки;
— вектор, задающий координаты точки приложения силы тяги ;
— габаритная определяющая транспортной тележки.
Вектор представляется в базисе вектора следующим образом:
, (6.)
— единичный вектор, ортогональный вектору ,
или
. (6.)
Если имеет координаты , то имеет координаты . Тогда вектор , выраженный в базисе Декартовой системы координат, имеет вид:
, (6.)
— матрица (оператор) поворота вектора на угол .
Теперь, используя выражение (6.), окончательно найдём, что
Из рисунка 1. очевидным образом вытекают выражения для векторов силы тяги и приведённой силы трения, а именно:
Центростремительная реакция трассы определяется произведением массы тележки и нормальной составляющей ускорения её центра масс, возникающей при закруглении траектории движения:
, (6.)
— центростремительное ускорение.
Если траектория движения центра масс задаётся вектором , то
— вектор скорости центра масс;
— вектор полного ускорения;
— оператор скалярного произведения векторов.
Это физический факт. Вывод его опускаем.
Центр масс тележки смещается под действием результирующей силы , при этом справедливо:
Точка приложения силы тяги смещается под действием вращающего момента , за счёт которого ей придаётся угловое ускорение :
, (6.)
— момент инерции тележки относительно центра масс.
Зная угловое ускорение можно найти тангенциальное в скалярной форме:
,
а затем и в векторной:
, (6.)
— векторная скорость изменения ориентации габаритной определяющей.
С другой стороны, — вектор тангенциального ускорения может быть выражен через полное ускорение вектора :
, (6.)
— вектор полного ускорения изменения ориентации габаритной определяющей;
В результате имеем связь:
Учитывая, что приведённая сила трения пропорциональна модулю скорости центра масс:
— коэффициент трения,
на основании всех найденных зависимостей путём исключения неизвестных нетрудно получить систему дифференциальных уравнений, являющуюся моделью динамики транспортной тележки в векторной форме. Записать эту систему в одну строчку проблематично, поэтому ограничимся указанием того, что первое дифференциальное уравнение системы строится на основе выражений: (6.), (6.), (6.), (6.), (6.), (6.), (6.), (6.), (6.), а второе на основе: (6.), (6.), (6.) Решением первого уравнения является зависимость траектории центра масс тележки от времени, решением второго — ориентация во времени вектора .
Полученная система не имеет аналитического решения и поэтому должна решаться численно при любой зависимости от времени угла поворота и четырёх начальных условиях типа:
, (6.)
которые показывают, что в нулевой момент времени центр масс тележки находится в начале координат, скорость тележки равна нулю (и поступательная и вращательная), тележка сориентирована вертикально по оси .
Для более детального учёта свойств транспортной тележки в динамики выражения векторов реакций трассы должны быть заменены на выражения с условиями сравнений в соответствии с допущениями, сформулированными в задании контрольной работы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ