Урок по технологии "Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости" 8 класс
Урок по технологии (раздел “Черчение и графика”) в 8 классе.
Тема: Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости.
Цель: развить у учащихся теоретические знания о проекции и изображении проекции;
Образовательная: Формирование представления о проекции предмета и процесса проецирования;
Развивающая: Развитие пространственного мышления;
Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: Учебник, плакат “Проецирование на две плоскости”, презентация “Проецирование”, карточки-задания.
Этапы урока:
I.Организационный момент
II.Повторение и закрепление пройденной темы
III.Изучение новой темы
IV.Закрепление нового материала
V.Задание на дом
Ход урока.
I. Орг.момент , сообщение темы, целей
II. Повторение и закрепление пройденной темы
1.Какие графические изображения вы знаете? ( Чертеж, эскиз, рисунок)
2.Что такое чертеж? (Изображение какого-либо предмета на бумаге, план чего-либо)
3.Что такое эскиз? (Изображение, выполненное на бумаге в клетку, с соблюдением пропорций)
4.Что такое технический рисунок? (Наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета.)
5.Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения чертежей? (линейка , угольники, циркуль, ластик карандаши Т, ТМ,М.)
III. Изучение новой темы.
Проецирование-процесс построения проекции предмета (запись в тетрадях). Для выполнения построения проекции какой-либо фигуры на плоскости необходимо через точки этой фигуры провести воображаемые проецирующие лучи до их пересечения с плоскостью. Проекции всех точек фигуры образуют проекцию заданной фигуры. (Демонстрация плаката). Если проецирующие лучи исходят из одной точки, то проецирование называется центральным (слайд). Примером являются фотоснимки, тени , отброшенные от предмета лучами электролампочки. Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным. Строить изображение предмета в параллельной проекции проще, чем в центральной. При параллельном проецировании лучи падают на плоскость под одинаковым углом. Если это острый угол, то проецирование называют косоугольным ( слайд). Когда проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции- проецирование называют прямоугольным (слайд).
Представьте, что в пространстве находится предмет. Чтобы получить его изображение, перед предметом ставим вертикальную плоскость, обозначив ее буквой V. Называем эту плоскость фронтальной, из-за того, что она находится «лицом к зрителю» («фронталь»-французкое слово) (плакат “Проецирование на две плоскости”)Нужно провести через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные к плоскости проекций V.
Заметьте, предмет расположен перед плоскостью проекций так, что две поверхности предмета оказались параллельными этой плоскости и спроецировались без искажения.
Какие можно сделать анализы из этого процесса проецирования? (учащиеся сами выводят):
-плоскость расположена вертикально лицом к зрителю;
-две поверхности предмета расположены параллельно плоскости проекций;
-две поверхности спроецировались на плоскость без искажения;
-проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекции.
Кто мне скажет, к какому проецированию относится этот процесс? (ответы) Прямоугольное проецирование является основным (запись в тетрадь). Какие измерения предмета можно выявить по полученной проекции? (Высоту и длину)
Вывод: Одна проекция не выявляет третьего измерения (Запись в тетрадь).
Как можем устранить это недостаток, ведь мы должны видеть все изображения предмета?(Ответ ученика) Использовать вторую плоскость проекции.
Да, необходимо построить две прямоугольные проекции на две взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную (V) и горизонтальную плоскость (H).Чтобы получить проекцию на фронтальной плоскости V, предмет рассматривают спереди, а на горизонтальной плоскости – сверху (H).Линию пересечения этих плоскостей (она обозначается х) называют осью проекций. Для получения чертежа предмета обе плоскости совмещают в одну, т.е. горизонтальную плоскость поворачиваем вниз вокруг оси х на 90 градусов (плакат “Проецирование на две плоскости”).
Анализ (учащиеся сами выводят):
-вторая плоскость - горизонтальная (Н) рассматривает проекцию сверху;
-линией пересечения двух плоскостей (H, V) является ось (Х);
-для получения чертежа горизонтальную плоскость поворачиваем вниз вокруг оси на 90 градусов.
Правило: На совмещенных плоскостях фронтальная и горизонтальная проекции предмета располагаются в проекционной связи, т.е. горизонтальная проекция будет находиться точно под фронтальной. (запись в тетрадь)
IV.Закрепление
1.Вопросы:
-Какое проецирование сегодня рассмотрели? (Прямоугольное)
-Где и для чего применяют прямоугольное проецирование? (В черчении для изображения чертежа)
-Какие 2 плоскости узнали? (Фронтальная плоскость и горизонтальная плоскость)
-С какой стороны рассматривают предмет на фронтальной плоскости?(спереди)
-С какой стороны рассматривают предмет на горизонтальной плоскости?(Сверху)
-Как обозначаются плоскости? (V,Н)
-По одной проекции можно определить форму предмета? (нет)
2.Самостоятельная работа по карточкам.
Задание: Перечертите фронтальную проекцию детали. Используя наглядное изображение, постройте горизонтальную проекцию. Нанесите размеры.
V.Дом.задание.
Заполнить основную надпись рис.19, стр.16. Размер шрифта 3,5.
Конспект открытого урока по курсу «Черчение – 8 класс»
Тема урока: РАСПОЛОЖЕНИЕ ВИДОВ НА ЧЕРТЕЖЕ. ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ПО РАЗРОЗНЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
Тип урока: урок обобщения и практического применения изученного материала.
Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Проецирование»
Цели урока:
-обобщение полученные знания по теме «Проецирование» о процессе проецирования, видах и правилах проецирования геометрических тел на 1,2,3 плоскости и расположении проекций на чертеже;
-отрабатывание на практике умений и навыков проецировать геометрические тела на 1,2,3 плоскости и располагать их на чертеже;
-создание условий для развития внимания, пространственного мышления, интереса к предмету и умения ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях через активные формы деятельности.
Технологии: технология проблемного изучения.
Методы, приемы: упражнения, практикум, нестандартные уч.ситуации на применение знаний.
Оборудование:
Индивидуальные карточки-тесты на повторение понятий,
Индивидуальные карточки с заданиями для практикума,
3-плоскостной угол,
Комплекты шаблонов проекций деталей для учащихся по 2 детали на каждого малого масштаба,
Шаблон проекций детали крупного масштаба для работы на доске,
Чертежные принадлежности.
Структура урока:
Организационный момент.
Целеполагание. Мотивация учащихся.
Воспроизведение и применение опорных знаний по теме.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, гостей, проверка готовности класса и учащихся к уроку, причины отсутствия учащихся (если есть)
К уроку д.б. готовы тетради, чертежные инструменты
2.
Целеполагание. Мотивация учащихся.
-Предлагает учащимся вспомнить тему предыдущих 3-х уроков. Предлагает проанализировать тему данного урока, определить цель урока.
-Учитель мотивирует учащихся на изучение данной темы, получение знаний и практическую отработку полученных ЗУН в дальнейшем- профессиональная значимость знаний по теме (токарь, слесарь и т.д.; дизайнер одежды, ландшафтов, художник и т.д.)
-формулируют предыдущую тему.
-формулируют тему данного урока.
-анализируют и ставят цель урока.
3.
Воспроизведение и применение опорных знаний по теме.
Учитель предлагает учащимся ответить индивидуально на вопросы ТЕСТА.
понятия
определение
1
Изображение на плоскости
2
Плоскость, на которой получается проекция
3
Прямая, с помощью которой объект проецируется на плоскость
4
Проецирование, при котором проецирующие лучи выходят из одной точки
5
Приоецирование, при котором проецирующие лучи параллельны друг другу
6
Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость под прямым углом
7
Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость под углом отличным от прямого
Фронтальная проверка работы по тесту
Предлагает учащимся выполнить практическую часть индивидуально.
Задание: выполнить проецирование детали на одну из плоскостей ( на карточках показаны деталь и плоскость)
Проверка выполнения работы учащихся на доске и оценивание результатов
Учитель предлагает поработать с пространственным углом 3-х плоскостей, расположением на плоскостях проекций и составить схему будущего чертежа:
-расположение проекций на плоскостях,
-развертывание пространственного угла на плоскость,
-соотношение названий плоскостей, проекций, видов чертежа:
Фронтальная плоскость - фронтальная проекция – главный вид,
Горизонтальная плоскость – горизонтальная проекция – вид сверху,
Профильная плоскость – профильная проекция – вид слева.
Учитель вводит понятия «ВИД»
«Вид СВЕРХУ»
«ВИД СЛЕВА»
Индивидуальная работа на местах и у доски: работа с шаблонами деталей – определи виды и размести на чертежах шаблоны видов детали
Задачи на развитие логического и пространственного мышления: На столе стоят часы. Скажите, который час?
В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекции – пол?
В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекции – задняя стенка класса?
В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если плоскость проекции – боковая правая от вас стена класса?
В какое время суток фигура человека проецируется в точку на горизонтальную плоскость? Как называется данный вид проецирования?
-Учащиеся работают самостоятельно, заполняют тест
-учащиеся по - очереди отвечают на вопросы учителя и дают пояснения.
-3 человека работают на доске,
-5 человек работают на местах;
Взаимоконтроль: каждого ученика у доски контролируют и оцениваю 1,2 ученика на местах
-учащиеся на местах, оценивая работу на доске не только ставят оценки, но и доказывают ошибки при выполнении работ
-совместно с учителем анализируют,
-запись в тетради
-Запись в тетради
- 1 человек работает у доски,
-7 человек работают на местах.
-анализируют работу , выполненную на доске.
Ответы учащихся:
-в цифре 6
-нет такого времени
-в цифре 3
-в полдень,
- в полночь
4.
Подведение итогов.
-Учитель предлагает учащимся вспомнить что такое цель?
-Учитель предлагает учащимся вспомнить цель урока, оценить результат урока по достижению цели урока?
-Учитель предлагает дать определение понятию «ЧЕРТЕЖ» (опережающее- своими словами- расположение проекций на плоскости)
-вспоминают цель –конечный результат.
-вспоминают цель урока,
-оценивают общий результат урока
5.
Рефлексия.
Учитель предлагает записать в тетради схему:
-заполняют в тетради и затем озвучивают по желанию.
6.Оценивание работы учащихся.
Учитель озвучивает оценки за урок, проговаривает ошибки, недочеты
7.Домашнее задание.
Домашнее задание- параграф 5,
Записи в тетради- выучить!!!
Принести пластилин.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ