Урок по технологии "Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости" 8 класс

Урок по технологии (раздел “Черчение и графика”) в 8 классе.

Тема: Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости.

Цель: развить у учащихся теоретические знания о проекции и изображении проекции;

Образовательная: Формирование представления о проекции предмета и  процесса проецирования;

Развивающая: Развитие пространственного мышления;

Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: Учебник, плакат “Проецирование на две плоскости”, презентация “Проецирование”, карточки-задания.

Этапы урока:

I.Организационный момент

II.Повторение и закрепление пройденной темы

III.Изучение новой темы

IV.Закрепление нового материала

V.Задание на дом

Ход урока.

I. Орг.момент , сообщение темы, целей

II. Повторение и закрепление пройденной темы

1.Какие графические изображения вы знаете? ( Чертеж, эскиз, рисунок)

2.Что такое чертеж? (Изображение какого-либо предмета на бумаге, план чего-либо)

3.Что такое эскиз? (Изображение, выполненное на бумаге в клетку, с соблюдением пропорций)

4.Что такое технический рисунок? (Наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета.)

5.Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения чертежей? (линейка , угольники, циркуль, ластик карандаши Т, ТМ,М.)

III. Изучение новой темы.

Проецирование-процесс построения проекции предмета (запись в тетрадях). Для выполнения построения проекции какой-либо фигуры на плоскости необходимо через точки этой фигуры провести воображаемые проецирующие лучи до их пересечения с плоскостью. Проекции всех точек фигуры образуют проекцию заданной фигуры. (Демонстрация плаката). Если проецирующие лучи исходят из одной точки, то проецирование называется центральным (слайд). Примером являются фотоснимки, тени , отброшенные от предмета лучами электролампочки. Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным. Строить изображение предмета в параллельной проекции проще, чем в центральной. При параллельном проецировании лучи падают на плоскость под одинаковым углом. Если это острый угол, то проецирование называют косоугольным ( слайд). Когда проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции- проецирование называют прямоугольным (слайд).

Представьте, что в пространстве находится предмет. Чтобы получить его изображение, перед предметом ставим вертикальную плоскость, обозначив ее буквой V. Называем эту плоскость фронтальной, из-за того, что она находится  «лицом к зрителю»  («фронталь»-французкое слово) (плакат “Проецирование на две плоскости”)Нужно провести  через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные к плоскости проекций V.        

     Заметьте, предмет расположен перед плоскостью  проекций так, что две поверхности предмета оказались параллельными этой плоскости и спроецировались  без искажения.

Какие можно сделать анализы из этого процесса проецирования? (учащиеся сами выводят):

-плоскость расположена вертикально лицом к зрителю;

-две поверхности предмета расположены параллельно  плоскости проекций;

-две поверхности спроецировались   на плоскость без искажения;

-проецирующие лучи  перпендикулярны к плоскости проекции.

Кто мне скажет, к какому проецированию относится этот процесс? (ответы) Прямоугольное проецирование является основным (запись в тетрадь). Какие измерения  предмета можно выявить по полученной проекции? (Высоту и  длину)

Вывод:   Одна проекция не выявляет третьего измерения (Запись в тетрадь).

Как можем устранить  это недостаток, ведь мы должны видеть все изображения предмета?(Ответ ученика) Использовать вторую плоскость проекции.

Да, необходимо построить  две прямоугольные проекции на две взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную (V) и горизонтальную плоскость (H).Чтобы получить проекцию на фронтальной плоскости V, предмет рассматривают спереди, а  на горизонтальной плоскости – сверху (H).Линию пересечения  этих плоскостей (она обозначается х) называют осью проекций. Для получения чертежа предмета обе плоскости совмещают в одну, т.е. горизонтальную плоскость поворачиваем вниз вокруг оси х на 90 градусов (плакат “Проецирование на две плоскости”).

Анализ (учащиеся сами выводят):

-вторая плоскость  - горизонтальная (Н) рассматривает проекцию сверху;

-линией  пересечения двух плоскостей (H, V) является ось (Х);

-для получения чертежа горизонтальную плоскость поворачиваем вниз вокруг оси на 90 градусов.

Правило: На совмещенных плоскостях фронтальная и горизонтальная проекции предмета располагаются  в проекционной связи, т.е. горизонтальная проекция будет находиться точно под фронтальной. (запись в тетрадь)

IV.Закрепление

1.Вопросы:

-Какое проецирование сегодня рассмотрели? (Прямоугольное)

-Где и для чего применяют прямоугольное проецирование? (В черчении для изображения чертежа)

-Какие 2 плоскости узнали? (Фронтальная плоскость и горизонтальная плоскость)

-С какой стороны рассматривают предмет на фронтальной плоскости?(спереди)

-С какой стороны рассматривают предмет на горизонтальной плоскости?(Сверху)

-Как обозначаются плоскости? (V,Н)

-По одной проекции можно определить форму предмета? (нет)

2.Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: Перечертите фронтальную проекцию детали. Используя наглядное изображение, постройте горизонтальную проекцию. Нанесите размеры.

V.Дом.задание.

Заполнить основную надпись рис.19, стр.16. Размер шрифта  3,5.























Конспект открытого урока по курсу «Черчение – 8 класс»

Тема урока:   РАСПОЛОЖЕНИЕ ВИДОВ НА ЧЕРТЕЖЕ. ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ             ЧЕРТЕЖЕЙ ПО РАЗРОЗНЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Тип урока: урок обобщения и практического применения изученного материала.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Проецирование»

Цели урока:

-обобщение  полученные знания по теме «Проецирование» о процессе проецирования, видах и правилах проецирования геометрических тел на 1,2,3 плоскости и расположении проекций на чертеже;

-отрабатывание   на практике умений и навыков  проецировать геометрические тела на 1,2,3 плоскости и располагать их на чертеже;

-создание условий для развития внимания, пространственного мышления,  интереса к предмету и умения ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях через   активные формы деятельности.

Технологии: технология проблемного изучения.

Методы, приемы: упражнения, практикум, нестандартные уч.ситуации на применение знаний.

Оборудование:

Индивидуальные карточки-тесты на повторение понятий,

Индивидуальные карточки с заданиями  для практикума,

3-плоскостной угол,

Комплекты шаблонов проекций деталей для учащихся по 2 детали на каждого малого масштаба,

Шаблон проекций детали крупного масштаба для работы на доске,

Чертежные принадлежности.

Структура урока:

Организационный момент.

Целеполагание. Мотивация учащихся.

Воспроизведение и применение опорных знаний по теме.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание.

Структурный элемент урока

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, гостей, проверка  готовности класса и учащихся к уроку, причины отсутствия учащихся (если есть)

К уроку д.б. готовы тетради, чертежные инструменты

2.

Целеполагание. Мотивация учащихся.

-Предлагает учащимся вспомнить тему предыдущих 3-х уроков. Предлагает проанализировать тему данного урока, определить цель урока.

-Учитель мотивирует учащихся на изучение данной темы, получение знаний и практическую отработку полученных ЗУН в дальнейшем- профессиональная значимость знаний по теме (токарь, слесарь и т.д.;   дизайнер одежды, ландшафтов, художник и т.д.)

-формулируют предыдущую тему.

-формулируют тему данного урока.

-анализируют и ставят цель урока.

3.

Воспроизведение и применение опорных знаний по теме.

Учитель предлагает учащимся ответить индивидуально на вопросы ТЕСТА.


понятия

определение

1


Изображение на плоскости

2


Плоскость, на которой получается проекция

3


Прямая, с помощью которой объект проецируется на плоскость

4


Проецирование, при котором проецирующие лучи выходят из одной точки

5


Приоецирование, при котором проецирующие лучи параллельны друг другу

6


Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость под прямым углом

7


Проецирование, при котором проецирующие лучи падают на плоскость под углом отличным от прямого

Фронтальная проверка работы по тесту

Предлагает учащимся выполнить практическую часть индивидуально.

Задание: выполнить проецирование детали на одну из плоскостей ( на карточках показаны деталь и плоскость)

Проверка выполнения работы учащихся на доске и оценивание результатов

Учитель предлагает поработать с пространственным углом 3-х плоскостей, расположением на плоскостях проекций и  составить схему будущего чертежа:

-расположение проекций на плоскостях,

-развертывание пространственного угла на плоскость,

-соотношение названий плоскостей, проекций, видов чертежа:

Фронтальная плоскость - фронтальная проекция – главный вид,

Горизонтальная плоскость – горизонтальная проекция – вид сверху,

Профильная плоскость – профильная проекция – вид слева.

Учитель вводит понятия     «ВИД»

                                               «Вид СВЕРХУ»

                                              «ВИД СЛЕВА»

Индивидуальная работа на местах и у доски: работа с шаблонами  деталей – определи виды и размести на чертежах шаблоны видов детали

Задачи на развитие логического и пространственного  мышления: На столе стоят часы. Скажите, который час?

В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если  плоскость проекции – пол?

В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если  плоскость проекции – задняя стенка класса?

В какое время минутная стрелка спроецируется в точку, если  плоскость проекции – боковая правая от вас стена класса?

 В какое время суток фигура человека проецируется в точку на горизонтальную плоскость? Как называется данный вид проецирования?

-Учащиеся работают самостоятельно, заполняют тест

-учащиеся по - очереди отвечают на вопросы учителя и дают пояснения.

-3 человека работают на доске,

-5 человек работают на местах;

Взаимоконтроль: каждого ученика у доски контролируют и оцениваю 1,2 ученика на местах

-учащиеся на местах, оценивая работу на доске не только ставят оценки, но и доказывают ошибки при выполнении работ

-совместно с учителем анализируют,

-запись в тетради

-Запись в тетради

- 1 человек работает у доски,

-7 человек работают на местах.

-анализируют работу , выполненную на доске.

Ответы учащихся:

-в цифре 6

-нет такого времени

-в цифре 3

-в полдень,

- в полночь

4.

Подведение итогов.

-Учитель предлагает учащимся вспомнить  что такое цель?

 -Учитель предлагает учащимся вспомнить  цель урока, оценить результат урока по достижению цели урока?

-Учитель предлагает дать определение понятию «ЧЕРТЕЖ» (опережающее- своими словами- расположение проекций на плоскости)

-вспоминают цель –конечный результат.

-вспоминают цель урока,

-оценивают общий результат урока

5.

Рефлексия.

Учитель предлагает записать в тетради  схему:

-заполняют в тетради и затем озвучивают по желанию.

6.Оценивание работы учащихся.

Учитель озвучивает оценки  за урок, проговаривает ошибки, недочеты


7.Домашнее задание.


Домашнее задание-  параграф 5,

Записи в тетради- выучить!!!

Принести пластилин.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ