Расчет автомобиля ГАЗ 3302
Расчет автомобиля ГАЗ 3302
1. Тяговый расчет
1.1 Цель расчета
Тяговый расчет служит для определения основных параметров двигателя и трансмиссии автомобиля, обеспечивающих ему требуемые тягово-скоростные свойства в заданных условиях движения. Тяговый расчет выполняют при проектировании новой и модернизации выпускаемой модели автомобиля.
1.2 Исходные данные для выполнения расчета
Таблица 1.1. Исходные данные для тягового расчета
Тип автомобиля:
Легковой
Колесная формула, компоновка:
4х2.2, Заднеприводная
Снаряженная масса, кг:
1850
Тип двигателя:
Бензиновый
Тип трансмиссии:
Механическая
Количество передач:
5
Пассажировместимость, человек:
3
Максимальная скорость , км/ч
115
1.2.1 Коэффициент сопротивления дороги
Величину коэффициента сопротивления дороги при максимальной скорости принимаем равной .
1.2.2 Максимальный коэффициент сопротивления дороги
Максимальный коэффициент сопротивления дороги , преодолеваемый легковыми автомобилями на низшей передаче трансмиссии, принимают равным 0,3…0,5. Для расчета принимаем .
1.2.3 Фактор обтекаемости
Аэродинамические свойства автомобиля зависят от фактора обтекаемости:
,
где – коэффициент лобового сопротивления;
– плотность воздуха;
– площадь миделева сечения.
1.2.4 Распределение массы автомобиля по осям
У грузовых автомобилей распределение массы по осям зависит от компоновочной схемы. Для расчета принимаем в снаряженном состоянии: , ; при полной массе , .
1.2.5 КПД трансмиссии
КПД трансмиссии зависит от ее конструкции и для грузовых автомобилей составляет 0,88…0,9. В расчетах принимаем .
1.3 Выполнение тягового расчета
1.3.1 Определение полной массы автомобиля
Полная масса грузового автомобиля определяется по формуле:
,
где – масса автомобиля в снаряженном состоянии;
– расчетная масса водителя и пассажиров;
– масса багажа на одного человека;
– число мест;
- номинальная грузоподъемность;
1.3.2 Подбор шин
Максимальная и минимальная нагрузки на шину определяются по формулам:
, ,
где – часть полной массы автомобиля, приходящейся на наиболее нагруженную переднюю (1) или заднюю (2) ось, кг;
– часть массы автомобиля в снаряженном состоянии, приходящейся на наименее нагруженную переднюю (1) или заднюю (2) ось, кг;
– число шин на колесах наиболее нагруженной оси;
– число шин на колесах наименее нагруженной оси;
– ускорение свободного падения, .
,
.
Для расчётов принимаем шины размерностью 185/175R16.Ее статический радиус rст=0,2195м.
1.3.3 Определение максимальной мощности двигателя
Для автотранспортных средств всех типов требуемую максимальную мощность двигателя выбирают из условия обеспечения заданной максимальной скорости .
При движении с максимальной скоростью ускорение автомобиля и мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления разгону:
.
Принимая , запишем уравнение мощностного баланса при движении автомобиля с максимальной скоростью:
,
где – мощность двигателя, необходимая для движения автомобиля с максимальной скоростью, кВт;
– мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт;
– мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;
– КПД трансмиссии;
– коэффициент сопротивления дороги при максимальной скорости движения;
– полная масса автомобиля, кг;
– ускорение свободного падения, ;
– фактор обтекаемости, ;
– максимальная скорость движения автомобиля, .
Необходим двигатель, мощность которого на 5% превышает расчётную мощность, что составляет 81,6*1,05=85,68 кВт. В таблице 1.2. приведены параметры выбранного прототипа двигателя.
Таблица 1.2. Параметры двигателя
Двигатель
ЗМЗ-4052
Мощность, кВт (л.с.)
91 (123,8)
Частота вращения при максимальной мощности, рад/с (об/мин)
546 (5200)
Максимальный крутящий момент, Нм
205
Частота вращения при максимальном моменте, рад/с (об/мин)
473 (4500)
1.3.4 Определение передаточных чисел агрегатов трансмиссии
Проводится проверочный расчет выбранных передаточных чисел трансмиссии.
Таблица 1.3. Параметры КПП автомобиля ГАЗ 3302
Передаточные числа коробки передач
i1
i2
i3
i4
i5
4,05
2,34
1,39
1,084
0,86
Передаточное число главной передачи iГП = 3,9
Определение максимального и минимального передаточных чисел трансмиссии
Максимальное передаточное число трансмиссии определяют по формуле:
Проверяем полученное значение максимального передаточного числа трансмиссии по условию отсутствия буксования ведущих колес (по сцеплению ведущих колес с дорогой)
Условием отсутствия буксования ведущих колес служит неравенство .
.
mсц=mR2*ma2=1,3*2450=3185 кг;
Минимальное передаточное число трансмиссии определяется по формуле:
; ,
откуда
,
где – угловая скорость вращения вала двигателя при максимальной скорости движения;
– радиус качения колес;
– максимальная скорость автомобиля.
,
где – угловая скорость вращения вала двигателя при максимальной мощности;
.
Определение диапазона передаточных чисел трансмиссии
Диапазон передаточных чисел трансмиссии равен отношению максимального передаточного числа трансмиссии к минимальному передаточному числу трансмиссии
.
1.4 Тягово-динамические характеристики автомобиля
1.4.1 Тяговый баланс, динамический фактор, мощностной баланс и ускорение при разгоне автомобиля
Проведем необходимые расчеты для построения графиков тягового баланса, динамической характеристики, ускорений при разгоне и мощностного баланса автомобиля.
Расчётные формулы:
Пересчёт угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя в скорость автомобиля:
,
где – передаточное число i-й ступени КПП;
– передаточное число главной передачи.
Сила сопротивления качению:
,
где fo – коэффициент сопротивления качения при малых скоростях.
Сила сопротивления воздуха:
Сила сопротивления движению:
,
где Кс=0,95 – коэффициент подкапотных потерь.
Сила тяги на колёсах:
Динамический фактор:
Ускорение при разгоне:
,
где f – коэффициент сопротивления качению; f=f0(1+0,0003*Va) при Va>15 м/с; f=f0 при Va<15 м/с; g=9.81 м/с – ускорение свободного падения;
– коэффициент учёта вращающихся масс
,
где Iе – момент инерции вращающихся частей двигателя;
Iк – момент инерции i-ro колеса.
Мощность на колёсах:
Мощность сопротивления воздуха:
Мощность сопротивления качению:
Полученные данные заносим в табл. 1.4. – 1.8.
Таблица 1.4. Тяговая сила на колесах
n, мин
V1, м/с
Fk1, Н
V2, м/с
Fk2, Н
V3, м/с
Fk3,
Н
V4,
м/с
Fk4,
Н
Va5,
м/с
Fk5,
Н
1000
1,595
7994
2,76
4619
4,65
2743,72
5,96
2139,71
7,51
1697,55
1200
1,914
8148
3,31
4708
5,58
2796,42
7,15
2180,80
9,01
1730,16
1400
2,233
8281
3,86
4785
6,51
2842,09
8,34
2216,42
10,51
1758,41
1600
2,552
8393
4,42
4850
7,43
2880,73
9,53
2246,55
12,02
1782,32
1800
2,871
8486
4,97
4903
8,36
2912,35
10,73
2271,21
13,52
1801,88
2000
3,190
8557
5,52
4944
9,29
2936,94
11,92
2290,39
15,02
1817,10
2200
3,509
8608
6,07
4974
10,22
2954,50
13,11
2304,09
16,52
1827,97
2400
3,827
8639
6,62
4992
11,15
2965,04
14,30
2312,31
18,02
1834,49
2600
4,146
8649
7,18
4997
12,08
2968,56
15,49
2315,05
19,53
1836,66
2800
4,465
8639
7,73
4992
13,01
2965,04
16,68
2312,31
21,03
1834,49
3000
4,784
8608
8,28
4974
13,94
2954,50
17,88
2304,09
22,53
1827,97
3200
5,103
8557
8,83
4944
14,87
2936,94
19,07
2290,39
24,03
1817,10
3400
5,422
8486
9,38
4903
15,80
2912,35
20,26
2271,21
25,53
1801,88
3600
5,741
8393
9,94
4850
16,73
2880,73
21,45
2246,55
27,04
1782,32
3800
6,060
8281
10,49
4785
17,66
2842,09
22,64
2216,42
28,54
1758,41
4000
6,379
8148
11,04
4708
18,59
2796,42
23,83
2180,80
30,04
1730,16
4200
6,698
7994
11,59
4619
19,52
2743,72
25,03
2139,71
31,54
1697,55
4400
7,017
7820
12,14
4518
20,45
2684,00
26,22
2093,13
33,05
1660,60
4600
7,336
7626
12,70
4406
21,37
2617,25
27,41
2041,08
34,55
1619,30
4800
7,655
7411
13,25
4282
22,30
2543,47
28,60
1983,54
36,05
1573,66
5000
7,974
7175
13,80
4146
23,23
2462,67
29,79
1920,53
37,55
1523,67
5200
8,293
6920
14,35
3998
24,16
2374,85
30,98
1852,04
39,05
1469,33
5400
8,612
6643
14,91
3838
25,09
2279,99
32,18
1778,07
40,56
1410,64
5600
8,931
6346
15,46
3667
26,02
2178,11
33,37
1698,61
42,06
1347,61
5800
9,250
6029
16,01
3483
26,95
2069,21
34,56
1613,68
43,56
1280,23
6000
9,569
5691
16,56
3288
27,88
1953,28
35,75
1523,27
45,06
1208,50
Таблица 1.5. Силы сопротивления
n,мин
Ff1,Н
Ff2,Н
Ff3,Н
Ff4,Н
Ff5,Н
Fw1,H
Fw2,H
Fw3,H
Fw4,H
Fw5,H
1000
515,27
515,45
514,31
514,10
513,86
3,052
9,14
25,91
42,60
67,69
1200
515,32
515,54
514,16
513,92
513,63
4,395
13,17
37,31
61,35
97,47
1400
515,37
515,62
514,02
513,74
513,40
5,982
17,92
50,78
83,50
132,66
1600
515,42
515,71
513,88
513,55
513,17
7,813
23,40
66,33
109,06
173,27
1800
515,47
515,79
513,73
513,37
512,94
9,888
29,62
83,95
138,03
219,30
2000
515,52
515,88
513,59
513,18
512,70
12,208
36,57
103,64
170,41
270,74
2200
515,57
515,96
513,45
513,00
512,47
14,772
44,25
125,40
206,19
327,60
2400
515,62
516,05
513,30
512,82
512,24
17,579
52,66
149,24
245,39
389,87
2600
515,67
516,13
513,16
512,63
512,01
20,631
61,80
175,15
287,99
457,55
2800
515,71
516,22
513,01
512,45
511,78
23,927
71,68
203,13
334,00
530,65
3000
515,76
516,30
512,87
512,26
511,54
27,468
82,28
233,19
383,42
609,17
3200
515,81
516,39
512,73
512,08
511,31
31,252
93,62
265,31
436,25
693,10
3400
515,86
516,47
512,58
511,89
511,08
35,281
105,69
299,52
492,48
782,44
3600
515,91
516,56
512,44
511,71
510,85
39,554
118,49
335,79
552,13
877,20
3800
515,96
516,65
512,30
511,53
510,62
44,071
132,02
374,14
615,18
977,38
4000
516,01
516,73
512,15
511,34
510,38
48,832
146,28
414,55
681,64
1082,96
4200
516,06
516,82
512,01
511,16
510,15
53,837
161,27
457,05
751,50
1193,97
4400
516,11
516,90
511,87
510,97
509,92
59,086
177,00
501,61
824,78
1310,39
4600
516,16
516,99
511,72
510,79
509,69
64,580
193,45
548,25
901,46
1432,22
4800
516,21
517,07
511,58
510,61
509,46
70,318
210,64
596,96
981,56
1559,47
5000
516,26
517,16
511,44
510,42
509,22
76,299
228,56
647,74
1065,06
1692,13
5200
516,31
517,24
511,29
510,24
508,99
82,525
247,21
700,60
1151,96
1830,21
5400
516,36
517,33
511,15
510,05
508,76
88,996
266,59
755,53
1242,28
1973,70
5600
516,40
517,41
511,00
509,87
508,53
95,710
286,71
812,53
1336,01
2122,61
5800
516,45
517,50
510,86
509,69
508,29
102,668
307,55
871,60
1433,14
2276,93
6000
516,50
517,58
510,72
509,50
508,06
109,871
329,13
932,75
1533,68
2436,67
Таблица 1.6. Мощности сил сопротивления
n,мин
Pf1,кВт
Pf2,кВт
Pf3,кВт
Pf4,кВт
Pf5,кВт
Pw1,кВт
Pw2, кВт
Pw3,кВт
Pw4,кВт
Pw5,кВт
1000
0,825396
1,433239
2,428275
3,124433
3,95498
0,004869
0,025229
0,120654
0,25405
0,508278
1200
0,991418
1,721661
2,921948
3,761417
4,765805
0,008414
0,043518
0,208489
0,438631
0,877719
1400
1,157755
2,011017
3,418293
4,402777
5,583582
0,013361
0,069015
0,331073
0,696112
1,393123
1600
1,324406
2,306596
3,911931
5,048513
6,413834
0,019945
0,103621
0,492207
1,038628
2,083985
1800
1,491372
2,597839
4,413594
5,704107
7,245563
0,028398
0,147316
0,701132
1,482451
2,965591
2000
1,658653
2,890017
4,917929
6,358632
8,084245
0,038954
0,201836
0,962118
2,032404
4,066222
2200
1,826247
3,18313
5,424936
7,017533
8,92988
0,051848
0,268378
1,280955
2,703892
5,410176
2400
1,99363
3,477177
5,934616
7,68081
9,782468
0,06726
0,348141
1,663435
3,509048
7,021754
2600
2,161852
3,777532
6,446969
8,348463
10,64776
0,08552
0,444175
2,115349
4,460007
8,93898
2800
2,33039
4,073466
6,961995
9,020491
11,5143
0,106818
0,554268
2,642489
5,5689
11,1609
3000
2,499241
4,370335
7,479693
9,702599
12,38779
0,131388
0,681196
3,250645
6,859363
13,7235
3200
2,668407
4,668139
8,000064
10,38342
13,26824
0,159462
0,826158
3,94561
8,322108
16,65109
3400
2,837888
4,966877
8,523108
11,06861
14,15564
0,191276
0,990352
4,733174
9,979288
19,96796
3600
3,007683
5,272007
9,048824
11,75818
15,05598
0,227062
1,178529
5,61913
11,84304
23,72473
3800
3,177792
5,572632
9,577213
12,45212
15,95733
0,267054
1,385185
6,609268
13,92549
27,89608
4000
3,348216
5,874192
10,10827
13,15045
16,86563
0,311486
1,614687
7,709379
16,23878
32,52977
4200
3,518954
6,176687
10,64201
13,85907
17,78089
0,360592
1,868235
8,925256
18,81758
37,65012
4400
3,690007
6,480116
11,17842
14,56618
18,70927
0,414606
2,147026
10,26269
21,63114
43,32072
4600
3,861375
6,790023
11,71168
15,27766
19,63847
0,473761
2,45806
11,71102
24,71203
49,49091
4800
4,033056
7,095338
12,25341
15,99352
20,57463
0,538291
2,791444
13,30748
28,07239
56,2208
5000
4,205052
7,401589
12,7978
16,71376
21,51775
0,608429
3,153686
15,04281
31,72435
63,53471
5200
4,377363
7,708774
13,34487
17,43838
22,46781
0,68441
3,545985
16,92279
35,68005
71,45693
5400
4,549988
8,022505
13,89461
18,17351
23,43124
0,766467
3,977537
18,95323
39,98889
80,07097
5600
4,722928
8,331577
14,44703
18,90691
24,39526
0,854833
4,434143
21,13991
44,59127
89,28717
5800
4,896182
8,641584
15,00212
19,64469
25,36623
0,949744
4,924422
23,48862
49,53389
99,18474
6000
5,06975
8,952525
15,55988
20,38685
26,34415
1,051431
5,44957
26,00516
54,82888
109,788
Таблица 1.7. Динамический фактор
n,мин
D1
f1
D2
f2
D3
f3
D4
f4
D5
f5
1000
0,23
0,015072
0,134
0,015124
0,079
0,015209
0,061
0,015268
0,047
0,015338
1200
0,24
0,015086
0,137
0,015149
0,080
0,015251
0,062
0,015322
0,048
0,015405
1400
0,24
0,0151
0,139
0,015174
0,081
0,015293
0,062
0,015375
0,047
0,015473
1600
0,24
0,015115
0,141
0,015199
0,082
0,015334
0,062
0,015429
0,047
0,015541
1800
0,25
0,015129
0,142
0,015224
0,082
0,015376
0,062
0,015483
0,046
0,015608
2000
0,25
0,015144
0,143
0,015248
0,083
0,015418
0,062
0,015536
0,045
0,015676
2200
0,25
0,015158
0,144
0,015273
0,082
0,01546
0,061
0,01559
0,044
0,015743
2400
0,25
0,015172
0,144
0,015298
0,082
0,015502
0,060
0,015644
0,042
0,015811
2600
0,25
0,015187
0,144
0,015323
0,081
0,015544
0,059
0,015697
0,040
0,015879
2800
0,25
0,015201
0,143
0,015348
0,080
0,015585
0,058
0,015751
0,038
0,015946
3000
0,25
0,015215
0,142
0,015373
0,079
0,015627
0,056
0,015805
0,035
0,016014
3200
0,25
0,01523
0,141
0,015397
0,078
0,015669
0,054
0,015858
0,033
0,016081
3400
0,25
0,015244
0,140
0,015422
0,076
0,015711
0,052
0,015912
0,030
0,016149
3600
0,24
0,015258
0,138
0,015447
0,074
0,015753
0,049
0,015965
0,026
0,016217
3800
0,24
0,015273
0,136
0,015472
0,072
0,015795
0,047
0,016019
0,023
0,016284
4000
0,24
0,015287
0,133
0,015497
0,069
0,015837
0,044
0,016072
0,019
0,016352
4200
0,23
0,015301
0,130
0,015522
0,067
0,015878
0,040
0,016126
0,015
0,016419
4400
0,23
0,015316
0,126
0,015546
0,064
0,01592
0,037
0,01618
0,010
0,016487
4600
0,22
0,01533
0,123
0,015572
0,060
0,015962
0,033
0,016233
0,005
0,016555
4800
0,21
0,015344
0,119
0,015596
0,057
0,016004
0,029
0,016287
0,000
0,016622
5000
0,21
0,015359
0,114
0,015621
0,053
0,016045
0,025
0,016341
-0,005
0,01669
5200
0,20
0,015373
0,109
0,015646
0,049
0,016087
0,020
0,016394
-0,011
0,016757
5400
0,19
0,015388
0,104
0,015671
0,044
0,016129
0,016
0,016448
-0,016
0,016825
5600
0,18
0,015402
0,098
0,015696
0,040
0,016171
0,011
0,016502
-0,023
0,016893
5800
0,17
0,015416
0,092
0,01572
0,035
0,016213
0,005
0,016555
-0,029
0,01696
6000
0,16
0,015431
0,086
0,015745
0,030
0,016255
0,000
0,016609
-0,036
0,017028
Таблица 1.8. Ускорения по передачам
n,мин
a1,м/с
a2,м/с
a3,м/с
a4,м/с
a5,м/с
1000
1,252
0,922
0,558
0,412
0,295
1200
1,278
0,941
0,569
0,418
0,296
1400
1,300
0,957
0,577
0,421
0,294
1600
1,318
0,971
0,583
0,423
0,290
1800
1,333
0,981
0,586
0,421
0,283
2000
1,345
0,989
0,588
0,418
0,273
2200
1,353
0,994
0,587
0,412
0,261
2400
1,358
0,996
0,583
0,404
0,246
2600
1,359
0,995
0,577
0,394
0,229
2800
1,357
0,992
0,569
0,381
0,209
3000
1,351
0,985
0,559
0,366
0,186
3200
1,342
0,976
0,547
0,349
0,161
3400
1,329
0,964
0,532
0,329
0,133
3600
1,313
0,949
0,514
0,307
0,103
3800
1,293
0,932
0,495
0,283
0,070
4000
1,270
0,911
0,473
0,256
0,035
4200
1,244
0,888
0,449
0,227
-0,003
4400
1,213
0,861
0,423
0,196
-0,044
4600
1,180
0,832
0,394
0,163
-0,087
4800
1,143
0,801
0,363
0,127
-0,133
5000
1,103
0,766
0,329
0,089
-0,181
5200
1,059
0,729
0,294
0,048
-0,232
5400
1,011
0,688
0,256
0,005
-0,285
5600
0,961
0,645
0,216
-0,040
-0,341
5800
0,906
0,599
0,173
-0,087
-0,400
6000
0,848
0,550
0,128
-0,137
-0,461
1.4.2Определение времени и пути разгона автомобиля
Время разгона автомобиля на каждой передаче:
,
где V1 – скорость в начале разгона;
V2 – скорость в конце разгона;
ах – ускорение автомобиля.
Наиболее выгодно переключать передачи в точках пересечения графиков ускорений на разных передачах.
Представленный интеграл удобно вычислить численным методом. Для этого разобьем время разгона на каждой передаче на 12 интервалов. Обозначим:
j – номер передачи;
i – номер интервала;
Vi – скорость в конце i-ro интервала;
Vi-1 – скорость в начале i-ro интервала;
ахi-1 – ускорение в начале i-ro интервала;
axi – ускорение в конце i-ro интервала.
Тогда:
– изменение времени на i-ом интервале;
– изменение скорости на i-ом интервале;
– среднее ускорение на интервале.
Кроме того, необходимо учесть время переключения передач , которое примем равным 0,5 секунде. Тогда время разгона
,
где n – количество передач;
m=12 – количество интервалов разбиения времени.
При переключении передачи также происходит уменьшение скорости на величину
,
где азам – ускорение автомобиля при переключении передачи;
tn =0,5 сек. – время переключения передачи;
где Fтр – сила трения в трансмиссии , Fтр=0.
Путь разгона автомобиля на каждой передаче
,
где t1 – время в начале разгона;
t2 – время в конце разгона;
V – скорость автомобиля.
Интеграл удобно вычислить численным методом. Для этого разобьём путь разгона на каждой передаче на 12 интервалов.
Обозначим:
j – номер передачи;
i – номер интервала;
Vi – скорость в конце i-ro интервала;
Vi-1 – скорость в начале i-ro интервала;
Si-1 – путь в начале i-ro интервала;
Si – путь в конце i-ro интервала.
Тогда
,
где - изменение времени на i-ом интервале; ;
Vcpi – средняя арифметическая скорость автомобиля на i-ом интервале;
.
Также необходимо учесть путь, пройденный автомобилем в период переключения передачи Sпj. Тогда путь разгона
,
где .
где – средняя арифметическая скорость автомобиля в период переключения передачи.
По результатам расчетов построены графики времени и пути разгона автомобиля.
Полученные данные заносим в таблицу 1.9.
Таблица 1.9. Время и путь разгона автомобиля
V,м/с
tp,c
S,м
0
0
0
0,67
0,535144
0,179273
1,34
1,070288
0,717092
2,01
1,597639
1,600406
2,68
2,109871
2,801591
3,35
2,610431
4,310781
4,02
3,105261
6,13423
4,69
3,599179
8,285243
5,36
4,096765
10,78561
6,03
4,606077
13,68594
6,7
5,13426
17,04782
7,37
5,687065
20,93681
8,04
6,282622
25,52556
7,944
7,282622
33,51756
8,444
7,787418
37,65385
8,944
8,294517
42,06258
9,444
8,804461
46,751
9,944
9,319659
51,74533
10,444
9,842398
57,07414
10,944
10,37347
62,75337
11,444
10,9143
68,80738
11,944
11,46587
75,25746
12,444
12,03084
82,14673
12,944
12,61156
89,51839
13,444
13,21216
97,44271
13,944
13,83444
105,9642
13,79
14,83444
119,8312
14,64
16,37012
141,1284
15,49
17,94274
164,8199
16,34
19,54651
190,3439
17,19
21,20667
218,1764
18,04
22,93431
248,6089
18,89
24,75444
282,2175
V,м/с
tp,c
S,м
19,74
26,64553
319,1114
20,59
28,65752
359,2952
21,44
30,76932
403,679
22,29
32,88112
403,7839
23,14
35,41088
461,2474
23,99
38,20694
527,1364
23,72
39,20694
550,9914
24,33
41,58511
608,1269
24,94
44,18085
672,0731
25,55
46,9599
742,23
26,16
49,9797
820,307
26,77
53,1987
905,4978
27,38
56,70444
1000,416
27,99
60,66548
1110,077
28,6
65,15078
1236,989
29,21
70,29845
1385,782
29,82
76,75348
1576,302
30,43
85,40596
1836,958
31,04
96,49687
2177,838
30,67
97,49687
2208,693
30,739
100,4969
2300,806
30,808
103,7826
2401,919
30,877
107,4142
2513,926
30,946
111,473
2639,39
31,015
116,073
2781,901
31,084
121,3807
2946,702
31,153
127,6534
3141,9
31,222
135,3201
3381,004
31,291
145,1772
3689,104
31,36
158,9772
4121,395
31,429
216,4772
5926,579
31,498
285,4772
8097,561
1.5 Определение показателей топливной экономичности автомобиля
Одним из показателей топливной экономичности автомобиля является контрольный расход топлива, т.е. расход, замеренный при движении полностью нагруженного автомобиля по ровной горизонтальной дороге при отсутствии ветра. Результатом расчета являются графики контрольного расхода топлива на всех передачах в зависимости от скорости движения.
Контрольный расход топлива определяется в следующем порядке:
1. Задается частота вращения коленчатого вала двигателя и определяется соответствующая ей скорость движения автомобиля
.
2. Определяется мощность двигателя. Определяются и Рв по формулам:
,
3. Определяются коэффициенты И и Е по формулам:
- степень использования мощности;
- степень использования угловой скорости коленчатого вала;
4. Определяются коэффициенты КE и КИ по формулам
КE=1,25-0,99Е + 0,98Е2-0,24Е3
КИ = 3,27-8,22И+9,13И2-3,18И3.
5. Определяется удельный эффективный расход топлива ge по формуле:
.
6. Определяем путевой расход Qs (л/100км) по формуле
,
где =0.765 кг/л – плотность топлива.
По результатам расчётов строятся графики контрольного расхода топлива на всех передачах в зависимости от скорости. Результаты расчетов заносим в таблицу 1.10.
Таблица 1.10. Определение расхода топлива
И
обороты
1 передача
2 передача
3 передача
4 передача
5 передача
1000
4,61E-05
7,91E-05
0,00013
0,000161
0,000194
1200
4,52E-05
7,71E-05
0,000125
0,000153
0,000179
1400
4,44E-05
7,53E-05
0,00012
0,000144
0,000162
1600
4,36E-05
7,37E-05
0,000114
0,000134
0,000145
1800
4,30E-05
7,21E-05
0,000109
0,000124
0,000126
2000
4,25E-05
7,06E-05
0,000104
0,000114
0,000105
2200
4,21E-05
6,91E-05
9,83E-05
0,000102
8,35E-05
2400
4,17E-05
6,78E-05
9,26E-05
9,04E-05
5,98E-05
2600
4,15E-05
6,66E-05
8,65E-05
7,77E-05
3,41E-05
2800
4,13E-05
6,54E-05
8,02E-05
6,41E-05
6,56E-06
3000
4,12E-05
6,42E-05
7,36E-05
4,95E-05
-2,32E-05
3200
4,12E-05
6,30E-05
6,65E-05
3,38E-05
-5,55E-05
3400
4,12E-05
6,19E-05
5,90E-05
1,70E-05
-9,05E-05
3600
4,13E-05
6,09E-05
5,10E-05
-1,26E-06
-0,00013
3800
4,16E-05
5,98E-05
4,24E-05
-2,10E-05
-0,00017
4000
4,19E-05
5,87E-05
3,31E-05
-4,26E-05
-0,00022
4200
4,23E-05
5,77E-05
2,30E-05
-6,64E-05
-0,00027
4400
4,28E-05
5,66E-05
1,20E-05
-9,23E-05
-0,00032
4600
4,34E-05
5,55E-05
8,48E-09
-0,00012
-0,00038
4800
4,41E-05
5,44E-05
-1,33E-05
-0,00015
-0,00045
5000
4,50E-05
5,32E-05
-2,81E-05
-0,00019
-0,00053
5200
4,61E-05
5,20E-05
-4,47E-05
-0,00023
-0,00061
5400
4,74E-05
5,07E-05
-6,34E-05
-0,00027
-0,00071
5600
4,89E-05
4,93E-05
-8,46E-05
-0,00032
-0,00082
5800
5,07E-05
4,78E-05
-0,00011
-0,00038
-0,00095
6000
5,29E-05
4,61E-05
-0,00014
-0,00045
-0,0011
Ки
Е
Ке
обороты
1 передача
2 передача
3 передача
4 передача
5 передача
0,153846
1,120014
1000
3,268934
3,268674
3,268408
3,27
3,268408
0,184615
1,099122
1200
3,268975
3,268745
3,268532
3,27
3,268532
0,215385
1,079834
1400
3,269017
3,268819
3,268665
3,27
3,268665
0,246154
1,062108
1600
3,26906
3,268897
3,268809
3,27
3,268809
0,276923
1,045902
1800
3,269102
3,268979
3,268965
3,27
3,268965
0,307692
1,031174
2000
3,269146
3,269066
3,269133
3,27
3,269133
0,338462
1,017883
2200
3,269192
3,269159
3,269314
3,27
3,269314
0,369231
1,005985
2400
3,269239
3,269257
3,269508
3,27
3,269508
0,4
0,99544
2600
3,269289
3,269361
3,269719
3,27
3,269719
0,430769
0,986205
2800
3,269341
3,269473
3,269946
3,27
3,269946
0,461538
0,978239
3000
3,269395
3,269593
3,270191
3,27
3,270191
0,492308
0,971498
3200
3,269453
3,269722
3,270456
3,27
3,270456
0,523077
0,965943
3400
3,269515
3,269861
3,270744
3,27
3,270744
0,553846
0,961529
3600
3,269581
3,27001
3,27106
3,27
3,27106
0,584615
0,958217
3800
3,269652
3,270173
3,271402
3,27
3,271402
0,615385
0,955963
4000
3,269728
3,27035
3,271775
3,27
3,271775
0,646154
0,954725
4200
3,269811
3,270545
3,272186
3,27
3,272186
0,676923
0,954463
4400
3,269902
3,270758
3,272643
3,27
3,272643
0,707692
0,955133
4600
3,27
3,270993
3,273144
3,27
3,273144
0,738462
0,956694
4800
3,270109
3,271254
3,273703
3,27
3,273703
0,769231
0,959103
5000
3,270231
3,271546
3,274328
3,27
3,274328
0,8
0,96232
5200
3,270367
3,271873
3,275032
3,27
3,275032
0,830769
0,966302
5400
3,270521
3,272247
3,275836
3,27
3,275836
0,861538
0,971006
5600
3,270696
3,27267
3,27675
3,27
3,27675
0,892308
0,976392
5800
3,270896
3,273158
3,277805
3,27
3,277805
0,923077
0,982417
6000
3,27113
3,273727
3,279036
3,27
3,279037
0,953846
0,989039
ge
обороты
1 передача
2 передача
3 передача
4 передача
5 передача
1000
1179,17
1179,073
1178,923
1178,829
1178,733
1200
1157,178
1157,085
1156,947
1156,865
1156,79
1400
1136,874
1136,785
1136,658
1136,59
1136,536
1600
1118,213
1118,129
1118,014
1117,959
1117,929
1800
1101,153
1101,073
1100,97
1100,928
1100,924
2000
1085,649
1085,572
1085,481
1085,455
1085,477
2200
1071,656
1071,583
1071,505
1071,494
1071,544
2400
1059,131
1059,062
1058,996
1059,001
1059,083
2600
1048,029
1047,963
1047,911
1047,934
1048,049
2800
1038,307
1038,244
1038,205
1038,247
1038,398
3000
1029,92
1029,86
1029,836
1029,898
1030,087
3200
1022,824
1022,767
1022,758
1022,842
1023,072
3400
1016,974
1016,921
1016,929
1017,036
1017,311
3600
1012,328
1012,278
1012,303
1012,436
1012,761
3800
1008,839
1008,793
1008,837
1008,998
1009,377
4000
1006,465
1006,423
1006,488
1006,679
1007,118
4200
1005,162
1005,123
1005,21
1005,436
1005,941
4400
1004,884
1004,849
1004,962
1005,225
1005,804
4600
1005,588
1005,557
1005,697
1006,003
1006,664
4800
1007,229
1007,203
1007,375
1007,727
1008,482
5000
1009,764
1009,743
1009,95
1010,356
1011,215
5200
1013,148
1013,133
1013,379
1013,846
1014,824
5400
1017,336
1017,328
1017,62
1018,157
1019,273
5600
1022,286
1022,285
1022,629
1023,246
1024,522
5800
1027,951
1027,959
1028,364
1029,075
1030,536
6000
1034,289
1034,306
1034,784
1035,605
1037,285
Qs
обороты
1 передача
2 передача
3 передача
4 передача
5 передача
1000
21,52806
21,852482
22,665344
23,43682
24,569698
1200
21,20106
21,64204
22,76441
23,83435
25,412787
1400
20,91201
21,48491
22,960386
24,37169
26,460815
1600
20,65993
21,384445
23,242981
25,04486
27,719759
1800
20,44394
21,33039
23,624568
25,86144
29,162697
2000
20,2632
21,326065
24,096818
26,79929
30,79753
2200
20,11694
21,370682
24,658801
27,86693
32,622956
2400
20,00406
21,463628
25,3101
29,06413
34,63904
2600
19,92469
21,611355
26,050795
30,39149
36,864957
2800
19,87784
21,800211
26,881426
31,85036
39,268818
3000
19,86297
22,036535
27,802958
33,45885
41,870992
3200
19,87956
22,32033
28,816754
35,18846
44,676242
3400
19,92716
22,651718
29,92454
37,05766
47,690304
3600
20,00533
23,03995
31,128373
39,07032
50,94344
3800
20,11368
23,467776
32,430612
41,2308
54,397025
4000
20,25183
23,944212
33,833887
43,54391
58,081686
4200
20,41945
24,469766
35,341061
46,03662
62,006276
4400
20,61622
25,045018
36,955208
48,672
66,208828
4600
20,84182
25,681893
38,660921
51,47668
70,64341
4800
21,09597
26,358976
40,498078
54,4568
75,347786
5000
21,3784
27,087801
42,452335
57,61868
80,33276
5200
21,68883
27,869106
44,527286
60,96884
85,609556
5400
22,02698
28,716961
46,726585
64,54212
91,225174
5600
22,3926
29,606021
49,053919
68,29008
97,122003
5800
22,78538
30,549824
51,512983
72,24659
103,34626
6000
23,20506
31,549088
54,10747
76,41861
109,91064
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории транспорт :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ