Себестоимость продукции автосервиса
Белорусский Национальный Технический Университет
Автотракторный факультет
Кафедра “Автосервис”
Реферат
по дисциплине «Экономика автосервиса»
Тема: « Себестоимость продукции автосервиса»
Исполнитель:
студент 5 курса
Проверил
Минск 2009
Содержание
Введение……………...........……………...........……..................................3
1.Структура себестоимости автосервиса ………………............................4
2.Себестоимость технического обслуживания и ремонта.........................5
3.Калькуляция себестоимости ………........………........….........................8
4.Пути снижения себестоимости…………...........……...............................9
Список использованных источников.........................………....................11
Введение.
Себестоимость услуг - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий автосервиса, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией услуг. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию поставляемые им услуги.
Себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства услуг природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости услуг. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство услуг и их реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости услуг. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Себестоимость услуг автосервиса находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости услуг и зависит от изменения условий производства и реализации услуг автосервиса. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве услуг автосервиса и от величины затрат на их производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.
1.Структура себестоимости продукции автосервиса.
Продукцией предприятий автосервиса является выполнение ими услуг по проведению диагностических, ремонтных и профилактических работ для автомобильного транспорта.
Структура себестоимости услуг автосервиса во многом зависит от вида автотранспортного предприятия, осуществляющего эти услуги и его эффективности.
Затраты на производство услуг автосервиса планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.
Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на выполнение услуг, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется также для согласования плана по себестоимости с другими разделами техпромфинплана, для планирования оборотных средств и контроля за их использованием. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:
- сырье и основные материалы,
- вспомогательные материалы,
- топливо (со стороны),
- энергия (со стороны),
- амортизация основных фондов,
- заработная плата,
- отчисления на социальное страхование,
- прочие затраты, не распределенные по элементам.
Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат. В отличие от промышленности, затраты сырья и материалов в себестоимости услуг автосервиса составляют менее 30 % (1979 год).
Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды услуг и другие хозяйственные нужды. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство услуг автосервиса планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).
Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов услуг. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.
2.Себестоимость технического обслуживания и ремонта.
Себестоимость технического обслуживания и ремонта определяется как стоимостная оценка используемых в процессе выполнения ТО и ремонта материальных ресурсов и труда персонала по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту.
В целом затраты, образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам :
- из материальных затрат,
-затрат на выплату заработной платы рабочим
- амортизации основных средств и нематериальных активов
- прочих затрат.
2.1.Материальные затраты
Материальные затраты включают расходы на:
а)- горючесмазочные материалы и запасные части, шины и аккумуляторы при эксплуатации легковых (служебных, специальных) автомобилей в пределах лимита пробега не более 2000 км;
б)- специальная одежда, обувь, защитные приспособления, выдаваемые работникам по нормам, установленным Министерством труда и социальной защиты;
в)- стоимость топлива, электрической и тепловой энергии;
г)- потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли;
д)- платежи за добычу природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, плата за размещение от-
ходов, суммы налога за переработку нефти и нефтепродуктов
2.2. Затраты на выплату заработной платы
Затраты на выплату заработной платы включают:
а)- выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты, экономию сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов, за выработку и реализацию мер по охране труда;
б)- надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде;
в)- надбавки и доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, - за работу в ночное время, сверхурочную работу, за работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, должности, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т. д.;
г)- стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей коммунальных услуг, питания и продуктов, затраты на оплату предоставляемого работникам предприятий бесплатного жилья;
д)- суммы индексации заработной платы в связи с повышением цен на потребительские товары и услуги;
е)- надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждение за выслугу лет, стаж работы).
2.3 Амортизация основных средств и нематериальных активов
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов содержат затраты на воспроизводство основных производ-ственных фондов и износ нематериальных активов, используемых в процессе уставной деятельности, в форме амортизационных отчислений по установленным нормам амортизации и сроках использования.
2.4 Прочие затраты
Прочие затраты это:
- налоги, сборы (пошлины), отчисления в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- страховые взносы по видам обязательного страхования, по добровольному имущественному страхованию ответственности, по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, договорам добровольного страхования медицинских расходов, по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу в служебные командировки;
- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
- компенсация за износ (амортизацию) использованных для нужд предприятия личных транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений;
- расходы на рекламу;
- командировочные и представительские расходы.
3.Калькуляция себестоимости.
Правильное исчисление себестоимости продукции имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции.
На предприятиях применяются три основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: позаказный, попередельный и нормативный.
3.1. Позаказный метод
Позаказный метод применяется чаще всего для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на ремонт механизма или на агрегата. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество обслуженных изделий.
3.2. Попередельный метод
Попередельный метод калькулирования себестоимости находит применение на крупных АТП при поточном методе с коротким, но законченным технологическим циклом, когда производимый предприятием ремонт однороден по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса
3.3. Нормативный метод
Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль за ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижению себестоимости услуг.
В этом случае затраты на техническое обслуживание и ремонт подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость услуг при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.
При калькулировании себестоимости технического обслуживания и ремонта автомобилей затраты группируются по следующим статьям:
- заработная плата персонала по организации и осуществлению технического обслуживания и ремонта (при этом заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих может включаться в статью «ремонт и техническое обслуживание подвижного состава», заработная плата руководителей, специалистов и служащих может включаться в статью «общехозяйственные (накладные) расходы»);
- налоги и отчисления от средств на оплату труда;
- топливо;
- смазочные и другие эксплуатационные материалы;
- ремонт автомобильных шин;
- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
- амортизация основных средств и нематериальных активов;
- общехозяйственные (накладные) расходы;
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость.
В зависимости от способа включения в себестоимость расходы подразделяют на прямые и косвенные.
Прямые расходы - это расходы, которые можно отнести к выпуску конкретного вида продукции или оказания услуг, производства работ.
Косвенные (накладные) расходы - это расходы, которые распределяются на себестоимость пропорционально выбранной базе распределения.
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок определяется в соответствии с действующими на предприятии положением об оплате труда, структурой и штатным pacписанием. Заработная плата персонала по организации и осуществлению технического обслуживания и ремонта включает в себя заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих:
ЗП общ == ЗП рук + ЗП спец + ЗП рем + ЗП BCn,
где ЗП рук ~ заработная плата руководителей, руб.;
ЗП спец - заработная плата специалистов и служащих, руб.;
ЗП рем - заработная плата ремонтных рабочих, руб.;
ЗП BCn — заработная плата вспомогательных рабочих, руб.
В состав заработной платы включаются выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, доплаты и надбавки, а также резерв начислений к оплате трудовых отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другие виды заработной платы.
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется на 1 ООО км пробега подвижного состава в соответствии с «Нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь», утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 ноября 2002 года №35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт
4.Пути снижения себестоимости
Увеличение или уменьшение расходов по каждому элементу вызывает или удорожание, или снижение себестоимости услуг автосервиса.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Серьезным резервом снижения себестоимости ТО является расширение специализации и кооперирования. На специализированных АТП с массово-поточным производством себестоимость технического обслуживания и ремонта автомобилей значительно ниже, чем на предприятиях, выполняющих эти же услуги в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение производительности одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выполнить больший объём работ. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы услуг не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем услуг, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общих по АТП почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше объем услуг, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
С ростом объема услуг прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества услуг. Таким образом, чем больше объем услуг, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости ТО и ремонта имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, занимают большой удельный вес в структуре себестоимости услуг, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы услуг в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье, материалыи запчасти входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков запчастей влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство ТО и ТР является совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость ремонта. Размер этих затрат на единицу услуг зависит не только от объема услуг, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого ремонта.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости ТО и ремонта во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.
Список использованных источников
1.Тозик, А.А. Экономика автомобильного транспорта. - Мн.: УП «Технопринт», 2002
2. Ивуть, Р.Б. Экономика автомобильного транспорта.- Учебно- методическое пособие. Мн. БНТУ, 2007
3. Законы и постановления Совета Министров Республики Беларусь в области рыночной экономики
4. Кодекс законов о труде Республики Беларусь
5. Закон Республики Беларусь «О занятости населения».
6.“Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции” Сост. Рябова Р.И. – 4-е издание М. 1998 г.
7. Шнайдерман Т.А. “Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость” М. 1998 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории транспорт :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ