Топография в индустрии туризма

Скачать материал

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Гуманитарный институт

институт

Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

кафедра





Творческая работа.

Топография мира в индустрии туризма.

тема работы



















Руководитель




Л. С. Набокова



подпись, дата


инициалы, фамилия

Студент

ИК20-05Б, 152052631







Б. Н. Матыко


номер группы, зачётной книжки


подпись, дата


инициалы, фамилия





Красноярск 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Топография как наука о картах………………………………………...4

1. 1. Определение и основные задачи топографии ……………………………..4

1. 2. Классификация карт местности ……………………………………………5

Глава 2. Сфера туризма в России………………………………………………...6

  1. 1. Определения туризма и условия его развития …………………………...6

2. 2 . Разновидности туризма ……………………………………………………9

2. 3. Развитие туристической картографии в России……………………...…12

Глава 3. Значение топографии и ориентирования для туристов………….….14

3. 1. Картография в туризме ……………………………………………………14

3. 2. Сущность и основные задачи ……………………………………………..14

3. 3. Туристические карты и их разновидности………………………………..16

3. 4. География международных туристских потоков………………………...19

3. 5 Приложение. Путеводитель для туриста по красивейшим местам и городам России………………………………………...………………………...21

Заключение ………………………………………………………………………32

Список литературы ……………………………………………………………...33













Введение

Сложно представить путешествие без карты, тем более, если вы собрались не просто посетить разные страны, а познакомится с местными достопримечательностями, памятниками и местами отдыха. Путешествие – отличное возможность не только интересно и полезно провести своё свободное время с семьёй или друзьями, но и хороший случай освоить навык ориентирования по разным видам туристических карт.

Актуальность работы: Все больше людей с каждым годом выезжает за рубеж, растут ежегодные туристские потоки. Для проведения приятного досуга вне дома человеку необходимо уметь использовать туристические карты. Зная отправные точки можно изрядно сэкономить свое время на поиски хорошей гостиницы, интересного музея или просто парка для отдыха. Данная разновидность карт востребована среди туристов, поэтому топографические карты и в наше время не теряют своей актуальности.

Цель работы: определение состояния и значение мирового туризма, выявление наиболее популярных туристических маршрутов по России.

Задачи работы:

  1. Изучить теоретический материал, касающийся туризма и картографии;

  2. Проследить пути развития картографии в России;

  3. Выявить сущность и основные задачи современного туризма;

  4. Выявить основные задачи топографии;

  5. Составить список популярных мест России для туристов.











Глава 1. Топография как наука о картах.

1. 1. Определение и основные задачи топографии.

При составлении топографических карт используют методику графического изображения местности, этот способ предусматривает обозначение объектов и закладывание точных сведений о рельефных особенностях. Карты используют в различных целях военные, промышленники и обычные люди. Для применения карты необходимо обладать специальными знаниями. Чтение карт предполагает осведомленность о правилах масштабирования и соответствии условных знаков реальным понятиям.

Топографическая карта – это изображение местности в многократно уменьшенных масштабах. На них отмечают: основные пункты геодезии или геологии; особенности рельефа; сведения гидрографии; границы, дороги; коммуникации; важные объекты. Топографическая карта — это способ отобразить местность на бумаге, для дальнейшего ориентирования. Топография занимается изучением и составлением изображений географических объектов, базируясь на съемочных материалах с воздуха или из космоса. Основной продукт топографии, составленный специалистами, это топографические карты. Топография контролирует вопросы содержания карт, описание правил их составления, а также внесение дополнительных изменений с течением времени.

Из определения следуют важнейшие особенности картографии:

1. Эта наука включает не только отображение, но и исследование, следовательно, она входит в состав познавательных наук.

2. Картография имеет наиболее прочные контакты и общий предмет исследования с естественными и социально-экономическими науками.

3. Карта рассматривается как пространственная образно-знаковая система, следовательно, к ней применимы общие принципы и правила моделирования.

Основные методы, которые используют при составлении карт:

  • наземная съемка с использованием геодезических аппаратов;

  • аэро-,

  • фотосъемка;

  • спутниковая съёмка.

Современные методы обработки полученных снимков позволяют сделать топографические карты максимально точными, приближенными к реальности. Для этого используют графическую обработку, а также внедрение специальных компьютерных программ. Основное правило составления карт включает в себя следование четкому образцу, обладающему подробными инструкциями относительно стиля оформления и масштабирования. Области применения топографических карт: необходимы в военных ведомствах для планирования стратегических учений в армейских подразделениях; используются в строительстве для проведения геодезических или геологических работ, а также при строительстве и планировании дорожного полотна; применяются в сельском хозяйстве при расчётах, касающихся размещения посадок и планирования ухода за ними.

Основные задачи:

- съемка земной поверхности различными способами;

- вычислительная обработка результатов съемки;

- составление на базе выполненных съемок и их обработки топографических карт, планов и профилей;

- решение по топографическим картам и планам различных задач промышленности, сельского хозяйства, строительства, научных исследований и обороны страны;

- выработка методик создания топографических планов и карт;

- разработка способов изображения на картах и планах земной поверхности;

- создание способов решения практических задач по топопланам;

- классификация топокарт.

1.2. Классификация карт местности.

Все физические карты страны можно сгруппировать в четыре группы:

мелкомасштабные (масштабов 1:1000000, 1:500000, 1:200000);

среднемасштабные (с масштабами 1:100000, 1:50000, 1:25000);

крупномасштабные (соответствуют масштабам 1:10000, 1:5000);

топографические планы (масштабы 1:2000, 1:1000, 1:500).

Встречаются и другие классификации карт. Но они могут отличаться только по относимости карт крайнего масштаба каждой отдельной группы к той или иной категории. Основной характеристикой карты считается точность измерений по ним, а также среднеквадратические и предельные погрешности их построения.

Глава 2. Сфера туризма в России.

1. 1. Определения туризма и условия его развития.

Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, оздоровляет физически, способствует развитию личности. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового.

Туристское путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.).

Основой для развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические).

Ключевая фигура в туризме - турист. Он выступает потребителем туристского продукта или услуг (тура), для его качественного обслуживания формируется и работает индустрия туризма.

Значение для экономики.

Туризм - это не только путешествия и отдых, но и важная сфера экономики. Индустрия туризма охватывает предприятия различных отраслей, из продукции и услуг которых туроператор создает привлекательный для потребителя туристский продукт.

Индустрия туризма способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Она не только дает доходы туристским фирмам, но и обеспечивает налоговые поступления, увеличивает спрос на продукты питания и разнообразные услуги, стимулируя тем самым развитие сопутствующих отраслей (транспорта, гостиничного хозяйства, связи, торговли и общественного питания, производства сувениров и т.п.). Обслуживание туристов - это источник доходов для местного населения.

Данный вид деятельности не требует крупных стартовых инвестиций, отличается высоким уровнем рентабельности и относительно небольшим сроком окупаемости капитальных вложений. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и обеспечивает занятость населения.

Социально-культурное значение.

Развитие туризма совершенствует систему социально-культурного обслуживания населения, увеличивает ресурсы для модернизации соответствующей инфраструктуры, повышает качество жизни.

Политическое значение.

Туризм поднимает престиж страны, ее авторитет в мировом сообществе и среди рядовых граждан. Он укрепляет межрегиональные и международные дружеские связи, развивает народную дипломатию, стабилизирует отношения между регионами и государствами. Уровень развития туризма является своеобразным показателем состояния общества, его материального достатка и духовного здоровья.

Мировой опыт свидетельствует, что для динамичного развития туризма необходимы следующие условия:

- стабильная социально-экономическая ситуация (в мире в целом, в отдельной стране и конкретном регионе);

- отсутствие административно-чиновничьих барьеров при перемещениях через границы и в период гостевого пребывания;

- притягательные рекреационные ресурсы (природно-климатические и культурно-исторические);

- развитая инфраструктура туризма и квалифицированные кадры;

- комфортабельный и безопасный транспорт, надежная связь;

- свобода перемещения и гарантии прав путешествующих, обеспечение их безопасности;

- положительный туристский имидж территории, высокая репутация обслуживающих туристов фирм и компаний.

Основные особенности:

Можно выделить несколько основных особенностей туристской деятельности.

Первая и наиболее значимая заключается в том, что, в отличие от отраслей материального производства, индустрия туризма экспортирует не продукт, а впечатления.

Данная особенность исключительно важна для современной России, экспортирующей невозобновляемые ресурсы и при этом располагающей условиями для развития туризма.

Вторая особенность связана со спецификой продукции и услуг, невозможностью переместить их к потребителю. Турист, а не производитель или продавец, должен переместиться в место их производства.

И наконец третья особенность заключается в том, что продукция индустрии туризма представляет собой совокупность услуг, которые могут быть опробованы только в момент их потребления. В этой связи, успешная продажа туристского продукта предполагает особо доверительные взаимоотношения между клиентами и продавцами. Поэтому здесь исключительно важна высокая репутация туроператоров и турагентов, отелей и авиакомпаний.

2. 2 . Разновидности туризма.

Место туристских карт в системе социально-экономической картографии неоднозначно. Они всегда тесно переплетались и взаимодействовали с картами населения и расселения, сферы обслуживания, транспорта, а также физическими картами, отображающими рельеф, ландшафты, климат и речную сеть интересующей туристов территории. Опираясь на достижения многих направлений социально-экономического картографирования, используя наработанную методику, статистику туризма и знания ряда естественных и гуманитарных наук, уже к началу XX в. карты туризма стали представлять самостоятельный и очень востребованный раздел в картографии.

К туристским картам предъявляются следующие требования:

особое внимание к наглядности, выразительности и хорошей читаемости карт;

тщательная разработка художественного оформления: цветового, светотеневого, графического;

использование больших легенд, которые занимают не меньше, а иногда и больше площади на листе карты (развороте атласа), чем сама карта;

наличие рисунков, фотографий, указателей, текстов и различных справочных сведений;

удобство использования (формат, компоновка, фальцовка).

Многообразие форм туризма обусловило значительные различия туристских карт по территориальному охвату, масштабу, а главное — по содержанию. Существуют классификации карт туризма по видам туризма, тематике, содержанию, масштабу и назначению.

Туризм подразделяется на следующие виды:

  • Внутренний туризм - путешествия граждан внутри страны, без пересечения государственной границы. Данный вид туризма особенно популярен в США. В нашей стране на его долю также приходится около 80 % туристских поездок.

  • Лечебно-оздоровительный туризм включает в себя поездки с целью отдыха и показывается как: санаторно-курортный (стационарный) и экспедиционный (пешеходный, водный, конный, велосипедный).

  • Экологический туризм подразумевает посещение мест с относительно нетронутой природой, хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием и развивается в лесных заповедных зонах, национальных парках и заповедниках. Картографируются основные международные потоки туристов в соответствующие места. Главным образом, их направления: из развитых стран в развивающиеся (Кения, Танзания, Эквадор, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР), природа которых экзотична и притягательна для жителей умеренных широт. Чтобы помочь сохранить экологическое равновесие на «диких» территориях, возникает необходимость отображения все возрастающих рекреационных нагрузок на эти площади.

Создаются карты национальных парков и заповедников, показывающие маршруты экологических троп, схемы экскурсионных маршрутов с отображением туристической инфраструктуры, место обитания разных видов животных и насекомых, ареалов распространения растений, бобровых плотин и пр., а также многочисленная рекламная продукция.

  • Фототуризм означает проведение путешествий с фотографированием и организацией видеосъемки различных природных объектов, явлений природы, панорам, представителей флоры и фауны и др. На картах, предназначенных для фототуристов, должны быть показаны места (в зависимости от масштаба это могут быть площадки или точки), рекомендуемые для наиболее удачной фото- или видеосъемки.

  • Международный туризм - путешествия за пределы страны постоянного проживания с туристскими целями. К иностранным туристам можно отнести всех временных посетителей, прибывших в данную страну не менее чем на 24 ч.

  • Въездной туризм - путешествия с туристскими целями в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно. Прием в стране иностранных туристов является своеобразным экспортом услуг (именно так Всемирная туристская организация определяет въездной туризм, поскольку прибыль от него поступает в принимающую страну в иностранной валюте).

  • Рекреационный туризм - путешествия для отдыха и лечения. Может подразделяться на пляжный и санаторно-курортный, характеризуемый большей длительностью. Хотя оздоровительный отдых носит сугубо индивидуальных характер, рекреационный туризм являются наиболее массовым видом туризма. Он может включать зрелищные и развлекательные программы (театральные и кинофестивали), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное и художественное творчество), этнические походы (связанные с изучением национальной культуры страны пребывания) и т.д.

  • Познавательный (экскурсионный) туризм - путешествия или экскурсии с познавательными и расширяющими кругозор целями. Разновидностью познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомобилях и автобусах предоставляют туристам гораздо большие познавательные возможности.https://bookonlime.ru/sites/default/files/node/lecture/imgs/473/ris_8_1.png

  • Культурный туризм предполагает посещение мест культурно-исторического наследия и сосредоточения памятников культуры, а также мест проведения культурно-развлекательных мероприятий.







Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества. Культура охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, обычаи, язык. Объектами туристской деятельности могут быть музеи, театры, заповедники, места важных исторических событий, памятники истории и архитектуры, фестивали и симпозиумы, объекты религиозного культа, библиотеки и др.





2. 3. Развитие туристической картографии в России.

Туризм в начале XXI в. рассматривается как новая, формирующаяся отрасль хозяйства, и его развитие оказывает стимулирующее действие на другие отрасли экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест. Туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике и нуждается в соответствующем картографическом обеспечении.

Туристские атласы, карты и схемы — это вид массовой картографической продукции, рассчитанный на широкий круг потребителей, их создание — одно из самых интересных и перспективных направлений в современной картографии.

Изменения, происходящие сегодня в мире и направленные на создание открытого общества без границ, а также все увеличивающийся поток туристов, в том числе и автотуристов, привели к необыкновенной заинтересованности в картографической продукции, требуют анализа уже созданных карт, а также поисков пути и возможностей их совершенствования.

До XVIII в. создавались лишь планы городов, дворцов и усадеб, а после 1750-х гг. появились первые почтовые карты и карты «с туристской составляющей». Начиная с XIX в., для целей туризма уже создавались туристские планы и схемы различных масштабов, на них показывались населенные пункты, гидрографическая сеть, леса, дороги. К XX в. карты стали отображать объекты, представляющие интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, прочие достопримечательности), рекомендуемые туристские маршруты и объекты туристского обслуживания (турбазы, гостиницы, кемпинги, мотели, автостоянки, различные пункты питания), часто они сопровождались текстом и фотографиями.

Первыми туристскими картами в СССР (1930-е гг.) были карта «Южный Крым» в масштабе 1:200 000 и карта — приложение к книге Э. С. Левина — «Перевалы Центрального Кавказа» в масштабе 1:84 000, составленная по дореволюционным топографическим картам. Хотя на первой карте не было изображения рельефа, и она показывала минимальное количество достопримечательностей, они обе имели преимущество — топографическую точность.

После долгого перерыва в конце 1940-х гг. стали вновь издаваться туристские карты на территорию Подмосковья, Ленинградской области, Селигера, Карпат, Кавказа в масштабах от 1:150 000 до 1:400 000. Они содержали информацию о населенных пунктах, гидрографической сети, лесах, дорогах, туристских достопримечательностях, достаточно подробно изображался рельеф. На этих картах еще не было геометрических искажений, они могли использоваться и в походах, и в многодневных путешествиях.

В 1960-х–начале 1980-х гг. стали выходить примитивные, искаженные, с множеством фактических ошибок туристские схемы, которые не могли служить надежными путеводителями. Топографическая основа их имела определенные изъяны, недостаточно учитывалась специфика видов туризма. Например, на картах для лыжного туризма не было никакой информации о снежном покрове, о времени замерзания водоемов, о склонах, удобных для катания на лыжах, о постоянно существующих лыжных трассах. На картах для велосипедного туризма не отображались опасные участки дорог, тропы, удобные для проезда на велосипедах. На картах для водных туристов не показывались пешеходные мостики, остатки разрушенных плотин и другие препятствия на реках; ширина рек могла быть преувеличена в несколько раз, что приводило к иcкажению конфигурации берегов, сдвигам и сжатиям в остальном изображении.

В 1970–1980-е гг. основной продукцией для туристов были обзорные (областные) и маршрутные туристские схемы. На них показывались основные достопримечательности, объекты и предприятия обслуживания туристов, дорожная сеть, населенные пункты, гидрографические объекты, леса, иногда рельеф. Маршрутные схемы большей частью покрывали территорию Северного Кавказа, в меньшей степени — центральные и северо-западные районы России, Поволжье, Урал. Многие из них дополнялись схематическими планами городов, через которые проходили маршруты, или их центральных частей. На многих картах и схемах отсутствовал масштаб, а малое число картографируемых объектов не позволяло называть их туристскими тематическими картами. Масштабными эти карты стали лишь с конца 1980-х гг., когда началось снижение режимных ограничений и стали вновь появляться карты, пригодные для использования в путешествиях.

С 1989 г. издаются карты, составленные на точной топографической основе. Их становится все больше и больше, хотя туристско-информационная часть от этого больше не стала. Карты эти обладают необходимой точностью, которой так недоставало прежним картам, но подчас мало учитывают специфику видов туризма и географических особенностей территории. Топографические карты перед началом составления не всегда обновляются, что приводит к большому числу ошибок и неточностей.

В связи с растущим массовым увлечением туризмом, вызывающим повышенный спрос на туристские карты и схемы, происходит расширение научных исследований в области создания новых картографических произведений, решения задач систематизации и унификации этих работ, эстетики их картографического оформления.

Глава 3. Значение топографии и ориентирования для туристов.

3. 1. Картография в туризме.

Картография туристская — научная дисциплина, занимающаяся составлением туристских карт и атласов и разрабатывающая методику их использования.

Для составления определённого маршрута предположительно на природу каждый турист должен владеть двумя уровнями картографических знаний:

  • 1) умение читать карты и знание возможностей картографии в отображении природных и социальных явлений, представляющих интерес как ресурсы для развития туризма и рекреации;

  • 2) умение составлять карты для целей туризма и рекреации.

Туристская картография призвана раскрыть специфику туристских карт как особых географических карт, методы изучения и составления туристских карт; знакомить с картами стран.

3. 2. Сущность и основные задачи.

Картография относится к классическим прикладным инженерным наукам, она по своему содержанию передаёт особенности образа земного шара, различных других небесных тел и отдельных их частей. Она включает теорию, методику и технические приёмы создания и использования географических карт, глобусов, карты Луны, планет, звёздного неба и др. С давних времён человечество пыталось изобразить на бумаге (а также и на других средствах графической передачи данных) очертания новых земель, дорог, побережий, зафиксировать и передать маршруты движения, взаимное расположение различных объектов в пространстве, показать их внутреннюю взаимосвязь. Последнее наталкивает на мысль о том, что картография является не только инженерной, описательной наукой, но имеет прикладной, исследовательский характер. С её помощью учёные могут получить новые знания, выявить синергетические эффекты пространства, установить уровень связанности и взаимодополняемости отдельных элементов среды. Картографировать можно как природные, так и социально-культурные антропогенные объекты. Итак, эта наука в полной мере обеспечивает единство и связь природы и общества, а также имеет глубокий познавательный прикладной характер. Наконец, продуктом картографии является карта — изображение земной поверхности, которое показывает размещение, состояние и взаимосвязи различных природных и общественных явлений, их динамику во времени и пространстве, развитие и трансформацию. Карта выступает в качестве своеобразной образно-знаковой модели, поэтому к ней применяются основные принципы и правила пространственного моделирования. Зачатки картографирования возникли в седой древности. Первые картографические изображения территорий археологи находят при раскопках древних цивилизаций Шумера, Вавилона, Египта. Со времён Древней Греции до нас дошли, правда в очень ограниченном количестве, карты проложенных морских маршрутов — так называемые периплы. Они описывали побережья морей, возле которых проходили древнегреческие суда. Карты, которые описывали сухопутные пути (в основном, караванные) назывались периегезами. На них отмечались места стоянок, оазисы, подземные источники воды и всё то, что может понадобиться путешественнику. В отдельную группу выделяются карты-портоланы, на которых изображались места для морских (речных) портов, определялись технические особенности их эксплуатации и навигации. Периплы, периегезы и портоланы стали прообразами современных туристических карт. Ведь именно на них были изображены все те объекты, которые так необходимы путешественникам: пути сообщения, очертания побережья с особенностями рельефа дна, места стоянок (или размещения), источники воды (питания), города и населённые пункты (где находятся искомые путешественниками объекты посещения), другие элементы инфраструктуры, обслуживающие путешественников и туристов.

Основные задачи современного картографирования туризма:

1. Создание карт для туристов (собственно туристские карты):

расширение тематики и содержания туристских карт;

подробное изображение общегеографических элементов, точная локализация природных, хозяйственных и культурно-исторических объектов;

отображение имеющейся туристской инфраструктуры;

показ оптимальных (по времени, расстоянию, степени сложности и др.) маршрутов;

повышение информационной емкости карт и атласов;

разработка интересной компоновки и современного дизайна.

2. Создание карт для обеспечения развития индустрии туризма и регулирования туристской деятельности (карты для туристского бизнеса и органов управления в сфере туризма):

показ перспектив развития туризма картографируемого региона;

изображение формирования рынка услуг, бюджетных ассигнований и инвестиций в туристскую индустрию.

3. 3. Туристические карты и их разновидности.

Картографические произведения (карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.), являясь наиболее емким и концентрированным носителем пространственно-организованной информации, широко используются туристами на разных этапах подготовки и осуществления путешествий, служат эффективным и наглядным средством привлечения потенциальных туристов, а также инвесторов в туристскую сферу.

Туристские карты составляют особую группу карт, предназначенных для нужд туристов и отдыхающих. В соответствии с назначением в содержание туристских карт включают:

а) объекты, представляющие интерес для туристов:

- архитектурные и исторические памятники,

- заповедники и парки,

- музеи и т.п.

б) объекты обслуживания туристов:

- гостиницы,

- турбазы,

- кемпинги.

Характерные черты туристских карт:

- выразительность и наглядность оформления;

- сопровождаются иллюстрациями, текстом;

- оснащение справочными сведениями.

Карты туристские имеют свою классификацию, включая две группы карт: общие туристские карты, специализированные туристские карты.

Области применения туристских карт весьма разнообразны. Можно выделить два основных направления в картографическом обеспечении туризма:

карты для туристов и экскурсантов (собственно туристские карты);

карты для обеспечения развития индустрии туризма и государственного регулирования туристской деятельности (карты для туристского бизнеса и органов управления в сфере туризма).

Карты для туристов призваны дать достоверную и исчерпывающую информацию о местности и возможностях ознакомления с нею, об объектах туристского интереса (культурно-исторических, природных и др.), о размещении объектов туристского обслуживания (гостиниц, кемпингов, турбаз, ресторанов и кафе, станций автосервиса и т.н.). Туристские карты должны обеспечить решение всего комплекса задач, стоящих перед туристом в ходе планирования и осуществления путешествия: расчет оптимального маршрута и необходимого времени, выбор средств передвижения, размещения, питания и др. Основными требованиями к таким картам являются:

достоверность, точность и тематическая полнота;

эффективный картографический дизайн и читаемость;

удобство пользования (формат, фальцовка карт и др.);

необходимое и достаточное количество дополнительного справочного материала.

В туристской картографии можно выделить три основных типа карт: аналитические, комгглексньге и синтетические. Аналитические карты дают детальную характеристику совокуггности однородных туристских объектов гго ограниченному (либо одному) числу ггоказателей (наггример, размещение всех гостиниц с характеристикой их вместимости). На комплексных картах ггредставлена вся совокуггность объектов, значимых с точки зрения туриста (объектов туристского интереса и туристской инфраструктуры). Синтетические карты отражают результаты агрегирования большого количества информации и дают интегральную характеристику территории или явлений. Наиболее характерным ггримером синтетических карт могут служить карты туристского районирования.

Масштабный ряд туристских карт зависит от целей картографирования, назначения конкретных карт и включает карты крупного (1:100 000 и крупнее), среднего (1:200 000—1:1 000 000) и мелкого (мельче 1:1 000 000) масштабов.

Характерной особенностью собственно туристских карт является преобладание карт крупного масштаба, содержащих подробную информацию о конкретном регионе. Это могут быть карты комплексного туристского содержания, отражающие весь набор необходимых сведений (памятники природы и культуры, транспортную сеть, места размещения и отдыха, объекты общественного питания, связи, медицинской помощи и др.). Особую группу крупномасштабных туристских карт образуют специализированные карты, посвященные отдельным видам рекреации и туризма: например, карты для рыболовов (с детальной информацией о местах лова различных видов рыб, глубине водоемов, скорости течения рек и др.), грибников (с подробной характеристикой видового состава леса, популярных мест сбора грибов и др.), для горного туризма (с указанием рекомендуемых маршрутов разных категорий сложности, пещер, опасных склонов, мест возможных ночевок и др.). Развитие виндсерфинга потребовало создания детальных карт, отражающих повторяемость направления и скорости ветра на побережьях, высоты волны и т.п.



3. 4. География международных туристских потоков.

В целом в международном туризме наблюдается преобладание внутрирегионального туризма (например, между странами Европы или между США и Канадой и т.п.) над межконтинентальным туризмом (между разными частями света и континентами). Однако это не характерно для таких макрорегионов, как Азия и особенно Южная Америка и Африка, где внутрирегиональный туризм развит слабо.

Одна из важнейших географических особенностей Европы — преобладание внутрирегионального обмена туристскими потоками. Более 9/10 приезжающих в Европу — это туристы из европейских же стран, среди которых преобладают немцы (самая путешествующая нация), англичане, французы, жители скандинавских государств, стран Бенилюкса, Швейцарии. А их преобладающая географическая направленность — меридиональная: от более северных районов к теплым южным морям. Из внеевропейских регионов наиболее значительный поток туристов в Европу формируется в Северной Америке, хотя в последнее время он несколько уменьшился.

В последнее время в нашей стране появились первые попытки анализа межрегиональных туристских потоков, в которых ежегодно участвуют более 100 млн человек. При этом шесть главных туристских макрорегионов подразделяются на две группы: «принимающих», где приезд туристов превышает их выезд, и «отправляющих», где выезд преобладает над прибытием. Соответственно в первую группу входят Европа, Африка и Ближний Восток, а во вторую — Америка, АТР и Южная Азия.

Согласно прогнозу ВТО, до 2010 г. первенство в мировом туризме сохранится за Европой, где к указанному сроку число прибытий должно возрасти до 550 млн. На втором месте (250 млн человек) останется Америка, которую почти догонит АТР (240 млн прибытий туристов). Четвертое место все так же сохранится за Африкой (45 млн), пятое — за Ближним Востоком (40 млн) и шестое — за Южной Азией (20 млн).

Четкой тенденцией и в то же время острой проблемой в туристском бизнесе остается явление сезонности, выражающейся в неравномерном по числу прибытий туристов в разные дес-тинации в различные периоды года. Так, в Европе около 50 % всех посещений туристов приходится на три летних месяца. Связано это как с климатическими, так и социальными факторами: лето — преобладающее время отпусков и каникул учащихся (в большинстве районов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения и занятий спортом по месяцам не одинаковы). Чрезмерный наплыв отдыхающих в летние месяцы, а на некоторых горнолыжных курортах — зимой (пики сезона), и резкий спад прибытий в межсезонный период (кое-где существует и мертвый сезон — полное отсутствие туристов) приводят к перегрузке дестинаций в одни периоды года и недогрузке в другие. А при отсутствии туристов пустеют гостиницы, пляжи, места развлечений, что влечет за собой отсутствие работы для массы людей и простой объектов туризма, оборачивающийся огромными финансовыми потерями.

Хотя полностью ликвидировать явление сезонности и его последствия, похоже, невозможно, власти и турфирмы многих стран успешно проводят различные меры для смягчения сезонных перепадов: снижают цены на проезд и обслуживание в межсезонье, создают на курортах крытые бассейны с подогретой морской водой, организуют в эти месяцы различные привлекательные мероприятия — фестивали, спортивные соревнования, выставки и ярмарки, концерты популярных артистов, и это приносит положительные результаты. Мода на горнолыжный спорт и разрыв отпуска на две части (летний и зимний периоды) также способствуют решению проблемы сезонности для многих стран и районов.

О популярности тех или иных стран в 2001 г. можно судить по следующим данным ВТО:

  • Франция — 76,5 млн туристов (рост к 2000 г. — 1,2 %);

  • Испания — 49,5 млн туристов (рост к 2000 г. — 3,4 %);

  • США — 45,5 млн туристов (сокращение к 2000 г. — 10,7 %); о Италия — 39,1 млн туристов (рост к 2000 г. — 5,2 %);

  • Китай — 33,2 млн туристов (рост к 2000 г. — 6,2 %);

О Великобритания — 22,8 млн туристов (сокращение к 2000 г. — 9,4%);

  • Россия — 21,2 млн туристов (рост к 1999 г. — 14,5 %); о Мексика — 19,8 млн туристов (рост к 2000 г. — 4,0 %);

  • Канада — 19,7 млн туристов (рост к 2000 г. — 0,2 %);

  • Германия — 17,8 млн туристов (сокращение к 2000 г. — 5,9 %).

Все страны мира можно разделить по «балансу» между числом принимаемых и отправляемых туристов на три категории:

  • «принимающие», среди которых явно доминирует прием иностранцев (Швейцария, Испания, Австрия, Кипр, Италия, Таиланд и др.);

  • «отправляющие» (Швеция, Япония и др.);

  • смешанного типа, когда оба рассмотренных показателя значительны, и один из них не слишком превалирует над другим (США, Германия и др.).

У российских туристов в 2005 г. наиболее популярными странами по данным департамента туризма Минэкономразвития РФ были Польша (965,8 тыс.), Китай (772,6), Турция (567), Финляндия (420,5), Испания (192,4), Эстония (131), Египет (113,9), Германия (110,9), Кипр (109,1) и Италия (105,8 тыс.). Конечно, этот перечень числа пересечений границ охватывает и поездки на отдых, и визиты к родственникам, и не относящиеся по сути своей к туризму шоп-туры. Да и в статистике приема иностранцев в России игнорируется тот факт, что в числе зарубежных гостей доля приехавших в РФ с чисто туристскими целями, к сожалению, невелика.































Путеводитель для туриста по красивейшим местам и городам России

  1. Озеро Байкал.

Эта достопримечательность России является одним из самых популярных туристических мест нашей страны. Озеро поражает своими размерами. Оно покрывает площадь более 30 тысяч квадратных метров. Его глубина составляет 1620 метров, что делает его самым глубоководным озером в мире.

Способ добраться:

Обычно на самолете прилетают в Иркутск — ближайший крупный город к озеру. Время в пути из Москвы 5-6 часов, а стоимость около 15000 рублей за билет туда-обратно. На поезде можно добраться до Иркутска, Улан-Удэ и Северобайкальска из Москвы без пересадок. По времени такое путешествие займет чуть больше 3 суток и потребует около 5000 рублей в одну сторону. Либо можно на собственной машине или автостопом.

  1. Хибины.

Кольский полуостров находится на самом севере Русской платформы, за Полярным кругом. Здесь раскинулась небольшая горная страна под названием Хибины. Местные горы невелики. Их высота не превышает 1200 метров над уровнем моря. Подножие горного массива со всех сторон окружает тайга, а на склонах, в долинах и на плоских вершинах раскинулась горная тундра. Несмотря на скромную растительность она очень живописна.

Способ добраться:

Можно долететь на самолёте или доехать на поезде сначала до Кировска, который находится прямо у подножья Хибин — это самый близкий к горам крупный населённый пункт. Сюда идёт отличного качества асфальтовая трасса «Кола» — из Питера можно доехать на машине за 14 часов.

  1. Национальный парк «Ленские столбы».

Ленские столбы расположены в среднем течении реки Лены. Местность здесь настолько живописна, что оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто хотя бы однажды ее посетил. Вдоль берегов Лены, Буотамы и Синей, куда бы ни устремлялся взгляд, виднеются диковинные столбы, принимающие порой причудливые формы. Ленские столбы представляют собой останцы разрушения коренных пород - нижнекембрийских известняков. Их протяженность составляет 524 км, высота — около 200 м.

Способ добраться:

Прежде всего придётся добраться до Якутска. Удобнее всего это сделать на самолёте — из Москвы и Санкт-Петербурга есть прямые рейсы, в пути примерно 6,5 часов, стоимость за билеты туда-обратно 30 000 руб. После можно сесть на теплоход вместе с туром или арендовать катер или лодку.

  1. Гора Белуха.

Белуха — самая высокая гора Сибири, её высота составляет около 4509 м. Находится на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай. Восхождение на неё доступно только хорошо подготовленным туристам, зато к живописному Аккемскому озеру у подножия доберется любой.

Способ добраться:

От села Тюнгур — три дня пешком, а также можно присоедениться к походу на лошадях. Чтобы не ходить по одной и той же дороге, в обратный путь лучше пройти через озеро Кучерлинское и реку Кучерла — названия похожие, а впечатления неповторимые.



  1. Ладожское озеро

Ладожское озеро располагается на северо-западе России, в краю суровой и дивной природы. Это крупнейшее пресноводное озеро на территории Европы. Размеры озера – 219 на 138 км, а длина извилистой береговой линии превышает расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга, достигая 1570 км.

Способ добраться:

Из городов России к северо-восточным берегам Ладожского озера удобнее всего добираться через Петрозаводск. Юго-западные приозерные регионы доступны на общественном транспорте, идущем из Санкт-Петербурга. Крупные турбазы и дома отдыха присылают за гостями собственный транспорт. В отдаленные уголки путешественники обычно добираются на собственных автомобилях. Для таких поездок идеален внедорожник. В населенных пунктах для прогулки по Ладожскому озеру и посещения островов можно нанять частный катер. Состоятельные путешественники могут выбрать круиз на теплоходе из Санкт-Петербурга или Москвы, в программу поездки входит посещение живописных заповедных островов.









  1. Москва.

Столица России и крупнейший город страны. Это огромный мегаполис, который является историческим, политическим и духовным сердцем Российской Федерации. Москва - крупнейшая столица Европы, наполненная достопримечательностями, памятниками истории и культуры, а также музеями мирового уровня. Это город невероятной динамики и размеров, который невозможно объять за одну поездку.

Способ добраться:

Самый оптимальный способ прибыть в Москву из заграницы и из отдаленных регионов России – самолетом. В окрестностях Москвы находится сразу 4 аэропорта: «Внуково», «Остафьево», «Шереметьево» и «Домодедово». Из «Внуково» и «Быково» отправляются, в основном, внутренние. Наличие нескольких аэропортов в совокупности с развитой системой железных дорог, электричек и автобусных линий делает Москву основным транспортным узлом страны.

  1. Санкт-Петербург.

Один из красивейших мегаполисов мира, посмотреть на который приезжают путешественники из разных уголков планеты. Только в 2015 году здесь побывало свыше 3,7 млн российских и 2,8 млн иностранных туристов. Раскинувшийся на побережье Финского залива, в устье реки Невы, Санкт-Петербург является вторым по величине городом России и одновременно административным центром Ленинградской области и Северо-Западного федерального округа.

Способ добраться:

Санкт-Петербург – крупнейший транспортный узел и третий по количеству перевозимых пассажиров аэропорт России. Из других городов страны и из Европы совершают регулярные рейсы «Аэрофлот», «Россия», «Трансаэро», а также многих иностранных авиакомпаний. Время перелёта из Москвы в Санкт-Петербург — примерно 1 час 15 минут. Все самолеты приземляются в главном и единственном петербургском аэропорту - Пулково, который является международным. Аэропорт расположен в 20 км от города по адресу Пулковское шоссе, 41. От аэропорта до центра можно добраться на метро, ближайшая станция – это «Московская».

  1. Казань.

Столица Республики Татарстан и один из самых древних городов России. Казань расположилась на левом берегу Волги в том месте, где в нее впадает река Казанка. Эта река течет с северо-востока на запад, пересекая центр города и условно разделяя его на две части. Попасть из одной части Казани в другую очень легко, так как городские районы связывают дамбы, мост и линия метрополитена.

Способ добраться:

Разумеется, быстрее всего попасть в Казань на самолёте. Международный аэропорт города принимает прямые рейсы из многих городов России, в частности из Москвы, Петербурга. Добраться до центра города можно на электричке до главного вокзала или на автобусе. Ежедневно с Казанского вокзала Москвы в столицу Татарстана уходят несколько поездов — как прямых, так и проходящих. В зависимости от выбранного варианта время в пути составляет от 10 до 19,5 часов. Вокзал находится в 5 минутах ходьбы от Казанского кремля. По четвергам и пятницам с Казанского вокзала Москвы отправляется автобус до Казани, время в пути — 18 часов. Также как вариантом, можно воспользоваться теплоходом. Из Москвы по воде можно попасть в Казань за 5 дней, а из Санкт-Петербурга за 7-10 дней. В Казань можно без проблем приехать и на своем авто, стоит только помнить, что кое-где в центре парковки платные, а трафик в часы пик бывает весьма существенным.

  1. Нижний Новгород.

Столица Поволжья и пятый по численности мегаполис России. Великолепный старорусский город расположен на месте встречи рек Оки и Волги в центральной части Восточно-Европейской равнины. Нижний, как называют его горожане, и в наши дни сохранил дух старины. Волжская жемчужина поражает обилием исторических, культурных и архитектурных памятников, он по праву входит в сотню городов, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Способ добраться:

Из Москвы самолет летит 1 час 10 минут, из Санкт-Петербурга прямой рейс занимает почти 2 часа. Самолеты приземляются в единственном аэропорте города Стригино. Скоростные поезда отправляются от Курского вокзала столицы, поездка займет всего 3,5-4 часа. Ж/д вокзал «Нижний Новгород-Московский» находится в центре города, рядом расположена станция метро «Московская». Автобусом из Москвы можно доехать за 6-9 часов, на автомобиле — за 7 часов. Дорога проходит по Горьковскому шоссе (М7). Пароходы отчаливают из Москвы и Санкт-Петербурга и делают остановки в таких городах, как Углич, Ярославль, Городец, Мышкин, Казань, Свияжск и т.д.

  1. Сочи.

Город в России, расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря (Черноморское побережье России) в Краснодарском крае, на расстоянии 1620 км от Москвы. Сочи — крупнейший курортный город России, важный транспортный узел, а также крупный экономический и культурный центр черноморского побережья России.

Способ добраться:

Самый простой, быстрый и доступный способ оказаться в Сочи — купить билет на самолет. Местный аэропорт носит название главного курорта, однако расположен в Адлере, в 30 км от центра Большого Сочи. Прямые рейсы из Москвы отнимут примерно 2-3 часа времени.

Сеть международного аэропорта Сочи включает рейсы 60 различных международных и внутренних направлений. При желании можно за 55 минут долететь из того же Краснодара.

Примерно в 6 часах езды от Сочи расположен аэропорт еще одного черноморского курорта — города Геленджик. Он принимает несколько рейсов из Москвы, рейс из Питера и из Тюмени. Также хороший вариант – поездка на поезде. Вокзал в Сочи расположен в самом центре города рядом с автостанцией. Из Москвы дорога займет около 1,5 дней. Из столицы до Сочи ходят фирменные поезда «Премиум» и «Двухэтажные составы». Дорога из Санкт-Петербурга потребует уже двух дней в одну сторону, отправляются поезда с Ладожского, Витебского и Московского вокзалов.

На автобусе до Сочи можно доехать из нескольких южных городов России, к лету количество маршрутов увеличивается. Дорога из Ставрополя или Ростова-на-Дону займет 12-14 часов. Из Краснодара добираться 6-8 часов.

Отправляясь в путь на собственном автомобиле, не забывайте о все тех же серпантинах и узких петляющих дорогах. На путь из Москвы самые оптимистичные навигаторы закладывают 20-28 часов. Безостановочная дорога из Красноярска займёт почти трое суток.



Этот список достопримечательностей можно продолжать ещё очень долго, так как Россия богата прекрасными местами, богатой природой и интересной атмосферой русского народа. Надеюсь, этот путеводитель натолкнёт Вас на мысль посетить хоть одно из вышеперечисленных достояний нашей необъятной страны.

Счастливых Вам путешествий!















































Заключение

Туристические карты являются довольно сложным, но эффективным инструментом организации путешествий на местности, которые носят информационный, справочный, краеведческий, предупредительный, рекламный, ориентирующий характер. Их умелое применение существенно облегчает работу по организации туристических путешествий на местности, а также помогает путешественникам на маршрутном пути в полевых условиях. В связи с развитием информационных технологий всё больше и больше туристических карт переносится с бумажных носителей на электронные (в приложениях, спутниковых системах) и портативные устройства. Система атласов дает не только максимально наглядный и доступный для одновременного восприятия образ картографируемой территории, но и служит целям оптимизации регулирования в сфере туризма, решения целого ряда проблем в туристской индустрии.

Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. С каждым годом география международного туризма расширяется, за счет повышения запросов путешественников, а это в свою очередь способствует развитию многих отраслей, увеличению рабочих мест и повышению доходов.























Список литературы

1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА. – М., 1993. – С. 47.

2.Статья из интернета «Топографическая карта. Что это, чтение местности, обозначения объектов мира, знаки и описание» https://touristam.com/topograficheskaya-karta-eto.html»/

3. Статья из интернета «Туристские карты: сущность и классификация». https://infopedia.su/7x4574.html/

4. Статья из интернета «Социально-экономические карты: карты туризма» https://bookonlime.ru/lecture/glava-8-karty-turizma#_idTextAnchor00/

5. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 192 с.

6. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2001. – 72 с.

7. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.

8. Константинов Ю.С., Куликов В.Т. Детско-юношеский туризм: педагогика школьного туризма. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006 – 208 с.

9. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 72 с.

10. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Метод. пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 328 с.

11. Лукашев Ю.В., Ченцов В.А. Программы для дополнительного образования детей. Спортивное ориентирование. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. – 67 с.

12. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии: Учебное пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 72 с.

13. Панов С.Н., Говоров В.В. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий. 2-е изд., испр. и доп. – М. ТССР., 2008. – 175 с.

14. Панов С.Н. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов. – М. ТССР., 2008. – 153 с.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории туризм :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ