Тесты по творчеству В.М.Шукшина (10 – 11 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству В.М.Шукшина
10-11 класс
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Пояснительная записка
Тест по творчеству В.М.Шукшина содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах .
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Творчество В.М.Шукшина (вариант I)
Годы жизни Василия Макаровича Шукшина:
А. 1929 – 1974;
Б. 1939 – 1984;
В. 1919 – 1964.
В.М.Шукшин родился:
А. на Урале;
Б. на Алтае;
В. на Кавказе.
В.М.Шукшин:
А. окончил школу с золотой медалью;
Б. сдал экзамены экстерном за три последних класса средней школы;
В. имел семилетнее образование.
В.М.Шукшин работал:
А. врачом;
Б. механизатором;
В. учителем.
В.М.Шукшин окончил:
А. институт кинематографии;
Б. литературный институт;
В.театральный институт.
Первая книга рассказов Шукшина называлась:
А. «Странные люди»;
Б. «Сельские жители»;
В. «Горожане».
Шукшин находился под воздействием творческой личности:
А. А.Т.Твардовского;
Б. А.И.Солженицына;
В. М.А.Шолохова.
Какое произведение не принадлежит Шукшину:
А. «Калина красная»;
Б. «Живёт такой парень»;
В. «Компромисс».
Герои-«чудики» - это:
А. художественная фантазия писателя;
Б. замечательнейшее открытие писателя;
В. творческая интерпретация писателя.
Критик Л.Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:
А. «Обида»;
Б. «Чудик»;
В. «Сапожки».
КЛЮЧ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
Б
Б
В
А
Б
В
В
Б
Б
Творчество В.М.Шукшина (вариант II)
Кем был В.М. Шукшин:
А. писателем;
Б. драматургом;
В. режиссером.
Фамилия Шукшина происходит от слова «шукша», что значит:
А. волокна, остающиеся от трепания и чесания липы;
Б. волокна, остающиеся от трепания и чесания льна;
В. волокна, остающиеся от трепания и чесания хлопка.
Сколько было Шукшину лет, когда его отец Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа:
А. 1 год;
Б. три года;
В. шесть лет.
Со скольки лет работал Шукшин в колхозе?
А. с шести;
Б. десяти;
В. с пятнадцати.
Когда юный Шукшин впервые побывал на базаре, то окончательно решил стать
А. продавцом;
Б. грузчиком;
В. жуликом.
Кем работал Шукшин?
А. учителем;
Б. грузчиком;
В. маляром.
В.М.Шукшин окончил:
А. институт кинематографии;
Б. литературный институт;
В.театральный институт.
Первая книга рассказов Шукшина называлась:
А. «Странные люди»;
Б. «Горожане»;
В. «Сельские жители».
Сюжет освобождения от тюрьмы вора-рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе, человека с незаурядным характером – это сюжет киноповести:
А. «Калина красная»;
Б. «Печки-лавочки»»;
В. «Точка зрения».
По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали:
А. «Дядя Ермолай»
Б. «Живет такой парень
В. «Конец Любавиных».
КЛЮЧ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А,Б,В
Б
Б
А
В
А,Б,В
Б
В
А
А
Творчество В.М.Шукшина (вариант III)
(по произведению В.М.Шукшина «Одни»)
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
В доме Калачиковых жил неистребимый крепкий запах выделанной кожи, вара и дегтя. Дом был большой, светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже, бывали здесь и свадьбы, бывали и скорбные ночные часы нехорошей тишины, когда зеркало завешено и слабый свет восковой свечи – бледный и немощный – чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти. Много всякого было. Антип Калачиков со своей могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.
Облик дома менялся с годами, но всегда неизменно оставался рабочий уголок Антипа – справа от печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седелки, делал хомуты. И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Ее стало коробить... Трижды простонала она почти человеческим стоном – и умерла.
Антип пошел во двор, взял топор и изрубил на мелкие кусочки все заготовки хомутов, все сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. На скамейке. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова. После этого Антип пил неделю, не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но за Антипом следила внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип снимает балалайку и играет – не работает.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
А) рассказ,
Б) повесть,
В) быль,
Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?
А) является кульминацией сюжетного действия,
Б) завершает повествование,
В) является кульминацией сюжета,
Г) является экспозицией.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
А) судьба Марфы и Антипа,
Б) быт семьи Калачиковых,
В) любовь Антипа к балалайке,
Г) жизнь и смерть.
А4. Какую форму повествования в произведении В.М.Шукшина «Одни»?
А) повествование от первого лица,
Б) повествование от третьего лица,
В) рассказ в рассказе,
Г) монолог.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание жилища Калачиковых?
А) выявить в Антипыче отсутствие моральных и нравственных ориентиров,
Б) показать условия жизни героя и объяснить особую привязанность Антипа к балалайке,
В) украсить повествование,
Г) объяснить характер Антипа.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении: «Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка».
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: со слов «Облик дома менялся…» и далее.
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Облик дома менялся…» выпишите словосочетание, которое характеризует отношение Антипа к балалайке.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Антип пошел во двор…» найдите эпитет, с помощью которого характеризуется Марфа, испугавшаяся разгневанного Антипа.
В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Антип пошел во двор …»)
КЛЮЧ:
А1
А2
А3
А4
А5
А
Г
В
Б
Б
В1
В2
В3
В4
В5
сравнение
интерьер
бессловесная глубокая любовь всей жизни
перетрусившая
поступок
Использованная литература:
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ