Семинар – практикум для учителей по теме: «Формирование интонационной стороны речи педагога»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»













МАСТЕР-КЛАСС

Семинар – практикум для учителей

по теме:

«Формирование интонационной стороны речи педагога»









Подготовила:

учитель нач.классов

Деревянная О.В.






План


1. Введение

I. Общие сведения об интонации

2. Интонация передаёт эмоции

3. Эмоциональное воздействие интонации

4. Цель интонации

5. Что необходимо современному педагогу?

6. Компоненты интонации


II.Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи

  1. Дыхательная гимнастика

8. Артикуляционно-мимическая гимнастика. Упр. для глаз

9. Упражнения для щёк

10. Упражнения для губ

11. Упражнения для языка

12. Голосовая и интонационная гимнастика. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

13. Интонационные упражнения

  1. Логоритмические упражнения

15 III.Заключение

16. Литература




















Только интонация убеждает.

Дельфина де Жирарден


Человек судит здорово,

но внятно изложить

свои мысли не может.

Цицерон


Язык должен быть живой.

А.Н.Толстой


(1 слайд) Как устроена человеческая речь? Не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Из звуков речи складываются слова, из слов – предложения, а из предложений - тексты. Что же служит «раствором», объединяющим эти кирпичики в единое целое – связную, осмысленную устную речь? Это – интонация. Она объединяет высказывания; выделяет наиболее важные части текста; передаёт подтекст сообщения, не выраженный словами; (2) определённым образом характеризует самого говорящего и его отношение к тому, о чём он говорит; делает речь выразительной; придаёт различным текстам различную художественную окраску.

(3)С помощью интонации говорящий не только передаёт свои эмоции, но и оказывает эмоциональное и волевое воздействие на слушающего, интонационно выражая побуждение, просьбу, приказ, вопрос, приглашение, убеждение. (3) Интонация необходима для того, чтобы могла осуществиться важнейшая функция речи – коммуникативная, чтобы речь действительно стала средством общения людей. Она обладает поистине волшебной силой, без которой общение невозможно.

Интонация - это ключ, с помощью которого задействуется мышление и раскрывается душа.

В работе педагога-дошкольника интонация играет важную роль. Особенно воспитателя, т.к. именно воспитатель является связующим звеном в коммуникативном процессе (воспитатель-ребёнок, воспитатель-родитель-ребёнок). Поэтому ему необходимы(4):

  • умение владеть своей интонацией при общении с ребёнком, на занятиях для повышения эффективности своей работы(.);

  • умения воспринимать, понимать и оценивать личностные проявления собеседника (ребёнка или взрослого), чтобы найти правильный подход;

  • умения подстраиваться под коммуникативный лад собеседника (во время индивидуального разговора с родителем), чтобы достигнуть взаимопонимания(.);

  • умения выступать перед аудиторией: на педсовете, на родительском собрании, чем можно заинтересовать слушателей, если сам педагог не испытывает и не высказывает никаких эмоций из-за неумения и незнания основных правил выступления, или неуверенности и страха перед аудиторией? (Например: если вы будете проводить выступление формально, ваша аудитория заснет, если почувствует враждебность – будет с неприязнью относиться к вам, если ощутит отношение сверху вниз – откажется от любого вашего предложения, каким бы выгодным и интересным оно не было),

  • умения беречь и развивать свой рабочий инструмент - голос, как средство реализации всех задач методического и дидактического характера.

Можно ли этому научиться? Как развить и улучшить эти умения? Для начала разберём, что же образует интонацию? Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. К.С.Станиславский считал мелодику основой интонации. В своей книге «Работа актёра над собой…» он так образно описывает различные типы мелодики разных знаков препинания: точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие звуковые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения. В самом деле, отнимите от точки её финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймёт, что фраза окончена, и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «квакание», и слушающий не поймёт, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. Во всех этих интонациях есть воздействие на слушающих;

- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. Обычной разговорной речи соответствует темп 5-6 слогов в секунду. В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные особенности говорящего. Его манеры, привычки; 2) его социальный статус (например, ускоренный темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры); 3) эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.); 4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определённое впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьёзного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется) и т.д.

- ритм - последовательное чередование ударных и безударных элементов речи через определённые промежутки речи. Ярче всего ритм выражен в стихах, менее - в прозе, ещё менее - в разговорных диалогах. Ритм упорядочивает речь. Об аритмии речи Станиславский писал: «Нервность говорящего, торопливость, выплёвывание целых фраз, неясное произношение не только раздражает слушающих, но и злит, т.к. заставляет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли»;

- фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания. Станиславский подчёркивал. Что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением: «Надо…научить снимать ударения там, где они не нужны…Чтоб стушевать фразу, нужна нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений, не простая, а особая, исключительная выдержка и уверенность, Вот что внушает спокойствие и уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово и пропускайте легко, чётко, неторопливо то, что нужно лишь для общего смысла, но что не должно выделяться;

- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (Например, когда человек отдаёт приказ, то у него в голосе «звенит металл», когда он произносит угрожающие слова, голос становится хриплым, напряжённым, во время просьбы голос звучит мягко, вкрадчиво и т.д..) Эти изменения тембра усиливают эмоциональное воздействие на слушающего;

- пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза служит уму, а психологическая - чувству;

- сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.


Интонационной выразительности, сохранению плавности речи, поддержанию соответствующей громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое дыхание.

Дыхание – главная функция человеческого организма, основа речи. Поэтому первой «ступенькой» в работе над выразительностью речи является развитие физиологического и фонационного дыхания. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объём воздуха, который, проходя постепенно, струёй через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным. Важно бережно относиться к дыхательному аппарату: нельзя работать даже в состоянии лёгкой простуды, нельзя допускать перенапряжения и переутомления голосового аппарата, использовать для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами. Необходимо «разогревать» и «остужать» свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнерёберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определённые речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ:

  • Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.

  • Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в лёгких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать.

  • «Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе.

  • Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе.

  • Необходимость дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

  • Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.


Примерные упражнения:

  1. Руки положить ладонями на рёбра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимая плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся рёбра под напором входящего в грудь (в лёгкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объём воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали рёбра.

  2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить «ах-ох-ух», имитируя удар топора.

  3. Упражнение для удлинения продолжительности речевого выдоха

«Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе. Пример, «Ах, вы сени, мои сени».

4. Комплекс гимнастики А.Н.Стрельниковой снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове», активизирует носовое дыхание, способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости.


Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и чёткой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, и снять излишнюю напряжённость артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата (например, заставить себя улыбнуться когда не хочется). А также предотвращает развитие мимических морщин (неспроста, многие логопеды, благодаря ежедневной арт.-мим.гимнастике выглядят моложе своих лет).Для этого используются статические и динамические упражнения.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ:

  • Выполнять упражнения лучше перед зеркалом;

  • Избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

  • Выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.


Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц глаз и лба:

- нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»

- удивлённо-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»

- зажмуриться – «распахнуть» глаза;

- поочерёдно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

- озорно, со значением подмигивать;

- спокойно закрывать и откр. глаза, максимально расслабляя мышцы век;

Изобразить:

- грозного владыку;

- лазутчика;

- кокетливую барышню;

- деревенского дурачка.


Упражнения для щёк:

- надувать щёки;

- втягивать щёки;

- перекатывать воображаемый шарик во рту (поочерёдно надувать щёки)

«полоскать рот» воображаемой водой.


Упражнения для губ:

- улыбнуться («и-и-и»)

- сложить губы в трубочку ( «у-у…)

- двигать губами от правой щеки к левой;

- двигать губами по кругу;

- «развесить губы»;


Упражнения для языка:

- расслабить язык на нижней губе, «пошлёпать» его губами (пя-пя-пя);

- пощёлкать языком, присасывая строго по средней линии;

- вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»)

- облизывать губы.


Голосовая и интонационная гимнастика

Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходима, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно-психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно-психическую сферу.

Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.

Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами правильной голосоподачи и, с особой тщательностью, соблюдать строгий голосовой режим.

Необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня, надо изучить потребности своего организма и создать комфортную смену труда и отдыха, обеспечивающие бодрость и творческую активность педагога. Профессиональная уверенность в себе и своих силах возникает только в результате хорошей профессиональной подготовки, нужно постоянно заниматься самообразованием в различных сферах своей профессиональной компетентности.

Большое значение имеет режим питания. Для голосовых складок вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Чрезмерно кислая или солёная пища также раздражает слизистую оболочку.

Очень вредно употребление спиртных напитков. Алкоголь затрудняет нормальную функцию нервной и сердечно-сосудистой систем, вредно действует на все внутренние органы. При частом употреблении спиртных напитков нарушается функция желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Появляются гиперемия и инфильтрация голосовых складок, сухость их поверхности. Голос становится менее выносливым, качество тембра изменяется.

Не менее вредно и курение. Табачный дым, систематически раздражая слизистую оболочку гортани, трахеи и бронхов, вызывает сухой кашель, который травмирует голосовые складки. Не следует разговаривать, а тем более петь в помещениях, где курят или курили.

Располагаться надо по возможности в центре детской аудитории. Не следует говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники. Лучше использовать "систему знаков", понятных детям.

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя. Далее приводим комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.

Цель: развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ:

  • Работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с тёплым выдохом);

  • Не следует допускать горлового и других призвуков;

  • При выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, чёткость артикуляции, равномерное распределение выдоха.


Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса.

«Голосовая лесенка». Произносить гласные звуки и слоги, повышая(понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге)

«Колыбельная». Полунапевно произносить гласный звук, изменяя высоту голоса. «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения:

а а а

а а


Интонационные упражнения.

1. Произносить гласные с разной интонацией. Изобразить:

  • Удивление

  • Ответ на удивление

  • Восторг

  • Спокойствие

  • Категоричность

  • Вопрос

  • Задумчивость

  • Скорбь

  • Дерзость

  • Сожаление

  • Просьбу

  • Страх

  • Объяснять бестолковому

  • Сказать комплимент

  • Передать сплетню

Произносить пословицы, чистоговорки, скороговорки с различной интонацией (например, Не красна изба углами, а красна – пирогами)

2. «Звукоподражательное изображение животных». Представить себя каким-нибудь животным и воспроизвести его пластику и голос.

3. Короткий диалог на заданную тему: «Здравствуй! Мне приятно тебе сказать…»


Логоритмические упражнения

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков. Все упражнения направлены на согласование речи с движением. Если взрослый, сопряжено с детьми, на каждый слог совершает движение руками, ногами, ладонями, тем самым регулярно проводит упражнения по саморазвитию, самооздоровлению, стремясь к совершенству (хлопки, ходьба, притопывание, прыжки - это, практически, бесплатный фитнес в рабочее время). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи. В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

- двигаться в заданном темпе;

- чередовать движения в различном темпе;

- сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе;

- проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ:

Упражнения необходимо выполнять:

  • с чёткой артикуляцией;

  • с равномерным распределением выдоха;

  • соблюдая умеренный темп;

  • синхронизируя произнесение и движение.

Некоторые примерные упражнения

1. «Кулак-ребро-ладонь» под любую песню в ритме марша;

2. «Сороконожка» (Диск Е. Железновой)

3. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счёт, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг – слог.

А - У – А – У – А – У

АП – АП – АП – АП

ПА – ПА – ПА – ПА

ТА – ТА – ТА – ТА

4. Ритмизированное произнесение имён, названий деревьев, животных под хлопки.

5. Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи.

Различают три типа голосообразования (голосовой атаки).

  1. Придыхательный – когда смыканию голосовых складок предшествует прохождение воздушной струи, при этом они вовлекаются в работу постепенно и медленно, обеспечивая спокойное образование звука.

  2. Твёрдый – плотно смыкаются голосовые складки, перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под ними резко увеличивается, воздушная струя толчком размыкает их.

  3. Мягкий – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука.

Упражнения для формирования навыка мягкой голосоподачи. Проговаривать фразы, гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

«Ах! Какое яркое солнце!»

«Ох, ну и крепкий мороз!»

«Ух, какая тяжёлая сумка!»


Работа по развитию голоса и интонации трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Педагогу ДОУ необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, а также обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Говорят, успех не посещает ленивых. Конечно, хорошие ораторы ценились во все времена. На сегодняшний день основной принцип современной жизни - поддержание нормальных отношений между людьми, стремление избежать конфликтов. При общении с родителями важно научиться владеть доброжелательной, но чётко осознаваемой официальной интонацией. В профессиональной речи педагога недопустимо проявлять личное негативное отношение к детям и их родителям. Поэтому важно уравновесить речь вежливостью, деликатностью и чувством меры. Тон выступления и ответов педагога должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным или игривым. Нужно быть учёным, но не педантом, весёлым, но не производить шума, вежливым, но не лебезить. Достичь этого возможно при желании, усердии и тренировке. Благодаря чему ваша речь станет более выразительной, работа более интересной, а взаимопонимание между сотрудниками и родителями воспитанников улучшится.


Литература:


  1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов М. 2007.

  2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М. 2004.

  3. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов.

Спб.: Изд-во «Союз», 2001.

  1. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М.: АСТ Астрель, 2009.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ