Конспект урока на тему «Разветвляющийся алгоритм»
Технология проведения уроков по теме «Разветвляющийся алгоритм»
Урок №1(изучения нового материала)
«Разветвляющийся алгоритм».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин)
приветствует учащихся;
заслушивает сообщение дежурного о готовности класса к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Постановка цели урока
(5 мин)
Проблемная ситуация: нужно составить программу, которая проверяет, знает ли ученик таблицу умножения. В случае неверного ответа выдать на экран соответствующее сообщение и правильный ответ. В случае верного ответа выдать сообщение «Правильно». Ваши предложения.
До настоящего времени мы с вами решали задачи, в которых действия следуют одно за другим (линейный алгоритм). Сегодня наша цель:
познакомиться с другим типом алгоритмов – разветвляющимся,
научиться строить блок-схему,
описывать конструкцию ветвления на языке программирования Pascal.
Тема урока – «Разветвляющийся алгоритм»
Записывают тему.
Высказывают предположения.
3. Содержательный этап (20 мин)
Разветвляющийся алгоритм содержит условие, в зависимости от истинности которого выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
1. Полная конструкция ветвления
Изобразим фрагмент блок-схемы разветвляющегося алгоритма
На ЯП Pascal конструкция ветвления записывается так:
If <Условие> Then Оператор1 Else Оператор2;
2. Укороченная конструкция ветвления
1 вариант. Особенность: действие предусмотрено только в случае истинности условия.
Изобразим фрагмент блок-схемы
На ЯП Pascal конструкция ветвления записывается так:
If <Условие> Then Оператор;
2 вариант. Особенность: действие предусмотрено только в случае ложного условия.
Изобразим фрагмент блок-схемы
На ЯП Pascal конструкция ветвления записывается так:
If <Условие> Then Else Оператор;
Записывают определение в тетради.
Зарисовывают фрагмент блок-схемы.
Записывают полную конструкцию в тетрадь.
Зарисовывают фрагмент блок-схемы.
Записывают неполную конструкцию в тетрадь.
Зарисовывают фрагмент блок-схемы.
Записывают неполную конструкцию в тетрадь.
Задача №1.
Ввести с клавиатуры два числа a и b (не равные друг другу). Если a > b, то распечатать квадрат a, иначе распечатать сумму чисел.
Нарисуем блок-схему:
Опишем алгоритм решения задачи на ЯП Pascal. Учитель пишет программу на доске
Program primer; var a, b : integer; begin writeln (‘Введите два числа’); readln (a, b); If a > b then writeln(‘Квадрат a=’, SQR(a):3) else writeln(‘Сумма a и b=’, a + b:3); readln; end.
арисовывают блок-схему.
Записывают за учителем программу в тетрадь; тип данных, ввод значений переменных проговаривают вслух.
4. Практическая часть (10 мин).
Корректировка, помощь учащимся в случае необходимости.
Садятся за компьютеры. Записывают программу на ЯП Pascal, запускают на выполнение два раза (для получения разных результатов).
Рефлексивно-оценочный этап (8 мин).
Всё-ли было понятно на уроке? Что показалось самым трудным?
Домашнее задание:
1. Выучить определения и конструкции ветвления,
2. Задача: см. задачу в начале урока.
Записывают домашнее задание.
Урок № 2 (изучения нового материала)
«Составной условный оператор»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин)
приветствует учащихся;
отмечает отсутствующих.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Фронтальный опрос:
В чём особенность разветвляющегося алгоритма?
В чём отличие полной и неполной конструкций ветвления?
Как записывается условный оператор на языке Pascal?
Отвечают на поставленные вопросы.
3. Постановка целей урока (3 мин)
На прошлом уроке и дома вы решали задачи, в которых после служебных слов then и else следовал только один оператор. Как записать программу, если предусмотрено несколько действий. Тема урока – «Составной оператор»
Записывают тему урока
4. Содержательный этап (20)
Если по условию задачи предусмотрено использование не одного, а нескольких операторов, то их необходимо заключить в операторные скобки begin-end.
Общий вид составного условного оператора:
If <условие> then begin else begin
оператор1;
оператор2;
………
оператор n
end
оператор1;
оператор2;
………
оператор n
end;
Рассмотрим задачу.
Задача. В переменные а и b ввести возраст Саши и Маши (не равные друг другу). Если a>b, то вывести в центр экрана зелёным цветом сообщение «Саша старше Маши», в противном случае красным цветом написать в центре «Маша старше Саши».
Разбор и запись задачи на доске с использованием метода эвристической беседы.
Т.к. вывод данных с использованием цвета и координат курсора, то в программе присоединяем модуль CRT и используем команды этого модуля.
Т.к. после служебных слов then и else будет следовать группа операторов, то будем использовать составной оператор.
Блок-схема:
Теперь запишем программу:
Program primer; uses crt; var a, b : integer; begin clrscr; writeln (‘Введите возраст Саши и Маши); readln (a, b); If a > b then begin else begin readln; end.
textcolor(3);
gotoxy(32, 25);
writeln(‘Саша старше Маши’)
end
textcolor(4);
gotoxy(32, 25);
writeln(‘Маша старше Саши’)
end;
Записывают конструкцию составного оператора.
Записывают условие задачи.
Зарисовывают блок-схему.
Записывают программу в тетрадь.
5. Практическая часть(10 мин)
Даёт задание: набрать программу на компьютере, запустить 2 раза для получения разных результатов.
Корректировка, помощь учащимся в случае необходимости.
Садятся за компьютеры. Записывают программу на ЯП Pascal, запускают на выполнение два раза (для получения разных результатов).
6. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)
Подведение итогов. Отвечает на вопросы.
Домашнее задание
Нарисовать блок-схему и написать программу к задаче:
В переменную t ввести температуру ребёнка. Если t>36,9, то вывести в центре экрана красным цветом «Заболел», в противном случае жёлтым цветом внизу экрана «Ждём в школе».
Задают вопросы.
Записывают домашнее задание.
Урок № 3-4 (обобщение и повторение)
«Решение задач по теме «Условный алгоритм»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин)
приветствует учащихся;
отмечает отсутствующих.
2. Постановка цели урока (5 мин)
Тема урока – Решение задач.
Сегодня наша цель – обобщить полученные знания и применить их в новой ситуации. Научиться решать задачи практической направленности с использованием условного оператора.
Сегодня работаем в группах.
Условия работы следующие:
вы в группе решаете предложенные вам задачи;
вместе обсуждаете до тех пор, пока способ и ход решения не будет понятен всем участникам группы;
в тетради оформляете решение в виде блок-схемы;
на компьютере пишете программу и отлаживаете её;
каждый должен уметь объяснить ход решения задачи, выбор операторов и ответить на вопросы,
составить коллективный синквейн на тему «Условный оператор».
Делятся на группы по 3-4 человека. Садятся за парты так, чтобы было удобно работать в группе.
3. Практический этап (75 мин)
Учитель раздает карточки с заданиями.
Отвечает на возникшие вопросы.
Если нужно, корректирует работу групп.
Вопросы к участникам команды:
обосновать выбор вида условного оператора
объяснить ход решения задачи
есть ли другие варианты составления блок-схемы?
1 вариант
Написать программу, которая проверяет, является ли введённое с клавиатуры число четным и положительным.
Написать программу проверки знания даты начала второй мировой войны. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
В каком году началась вторая мировая война?
Введите число и нажмите
-> 1939
Правильно.
Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекомендацию о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле:
рост -100 (в сантиметрах). Рекомендуемый вид экрана во время работы программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Введите в одной строке через пробел
рост (см) и вес (кг) затем нажмите
-> 170 68
Вам надо поправиться на 2.00 кг.
Другие варианты
Обсуждают задачи, объясняя друг другу непонятные моменты,
проводят математическую формализацию (вспоминают физические, математические формулы),
рисуют в тетради блок-схему,
набирают текст программы на ПК (каждый свою),
отлаживают,
запускают программу несколько раз для получения всех возможных вариантов ответов.
По мере готовности команды показывают результаты учителю.
4. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин).
Лидеры групп зачитывают синквейны.
Довольны ли работой в группе?
Какие непонятные ранее моменты усвоили?
Что вызвало трудности?
Вспомнили математические, физические формулы, ранее пройденный материал (логические выражения), помогли друг другу понять то, что недопоняли, продуктивно потрудились в команде, улыбнулись, составляя синквейн.
Урок № 5 (комбинированный)
«Решение задач «Заштрихованные зоны»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин)
приветствует учащихся;
заслушивает сообщение дежурного о готовности класса к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Постановка цели урока (5 мин)
Тема урока – Решение задач.
Сегодня наша цель – обобщить полученные знания и применить их в новой ситуации. Рассмотрим класс задач, используемый в заданиях ЕГЭ, на принадлежность точки с заданными координатами заштрихованной области.
Для решения таких задач необходимо:
определить, какие линии образуют заштрихованную зону, и описать уравнения этих линий;
определить, где относительно каждой линии находится заштрихованная зона;
сформулировать условия попадания точки в область с учётом принадлежности границ;
записать конструкцию ветвления на языке программирования Pascal.
Записывают тему
3. Содержательный этап (30)
Рассмотрим задачу.
Задача №1. Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область включает в себя границы.
Далее объяснение идёт с применением проектора и заранее подготовленной презентации.
При объяснении используется метод эвристической беседы, т.к. в теме использован материал, изученный ранее по алгебре и в разделе информатики – алгебре логики:
какие линии образуют данную область?
какими уравнениями описываются эти линии?
пересечение каких областей образуют данную зону?
сформулируем условия принадлежности точки заданной области. Т.К. границы входят в область, то условия представляют собой нестрогие неравенства. Т.к. зона образована пересечением трёх областей, то при формировании сложного условия применим логическую связку and.
запишем на языке Pascal:
….. If (X >= 0) and (Y >= 0) and (Y >= − X +2) then writeln(‘Точка в области’) else writeln(‘Точка вне области’); …..
возьмём несколько точек с разными координатами и определим их принадлежность данной зоне:
Точка (1, 1) принадлежит области, т.к.
(1 > 0) and (1 > 0) and (1 < -1+2) = true and true and true = true;
Точка (1.5, 2) не принадлежит области, т.к.
(1.5 >= 0) and (2 >= 0) and (2 <= -1.5+2)= true and true and false = false;
Задача №2. Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область включает в себя границы.
какие линии образуют данную область?
какими уравнениями описываются эти линии?
пересечение каких областей образуют данную зону?
сформулируем условия принадлежности точки заданной области. Т.К. границы входят в область, то условия представляют собой нестрогие неравенства. Т.к. зона состоит из двух областей, то для попадания точки в заданную область достаточно, чтобы её координаты принадлежали хотя бы одной из частей. Поэтому при формировании сложного условия применим логическую связку or.
запишем на языке Pascal:
….. If (X>=0) and (Y>=0) and (Y<= –X+2) or (X<=0) and (Y<= SQR(X) + 4*X); then writeln(‘Точка в области’) else writeln(‘Точка вне области’); …..
Проверим для точек:
(-2, -1), (-1, 1.5)
Задача №3 (самостоятельно). Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область не включает в себя границы.
Слабому ученику
Сильному ученику
Для решения задачи нужно будет вспомнить уравнение окружности. Если учащиеся не сделают этого самостоятельно, то помогает им.
Записывают условие задачи и зарисовывают рисунок.
оси координат и прямая;
X=0; Y=0; Y= –X+2;
пересечение области, лежащей выше оси X, области, лежащей правее оси Y, и области, лежащей ниже наклонной линии.
(X>=0) and (Y>=0) and (Y<= –X+2)
Записывают решение в тетрадь.
Записывают решение в тетрадь.
в одном случае оси координат и прямая, в другом случае парабола и ось X;
X=0; Y=0; Y= –X+4, Y=X2 +4X;
одна часть зоны образована пересечением области, лежащей выше оси X, области, лежащей правее оси Y, и области, лежащей ниже наклонной линии; другая часть зоны образована пересечением области, лежащей ниже оси X, и зоны, лежащей выше линии параболы.
(X>=0) and (Y>=0) and (Y<= –X+2) or (Y<=0) and (Y>=(X2 + 4*X);
Записывают фрагмент программы в тетрадь.
Самостоятельно записывают проверку в тетрадь.
Записывают условие задачи. Зарисовывают рисунок.
Оформляют решение задачи в тетради.
Рефлексивно-оценочный этап (8 мин).
какие цели стояли перед нами?
что при решении задач показалось самым трудным?
Домашнее задание:
Задача. Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область не включает в себя границы.
отвечая на вопросы учителя, подводят итог урока;
выражают мнение об уроке, высказывают пожелания.
Записывают домашнее задание.
Урок № 6 (контроль знаний и умений)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин)
– приветствует учащихся;
– отмечает отсутствующих.
2. Постановка цели урока (3 мин)
Контрольная работа
Раздаёт задания.
Открывают контрольные тетради, записывают число, № варианта.
3. Контрольная работа (40 мин)
Решают задания контрольной работы. Сдают тетради.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории алгебра:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ