Конспект урока на тему «Разветвляющийся алгоритм»

Технология проведения уроков по теме «Разветвляющийся алгоритм»

Урок №1(изучения нового материала)
«Разветвляющийся алгоритм».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

  • приветствует учащихся;

  • заслушивает сообщение дежурного о готовности класса к уроку, отмечает отсутствующих.


2. Постановка цели урока

(5 мин)


Проблемная ситуация: нужно составить программу, которая проверяет, знает ли ученик таблицу умножения. В случае неверного ответа выдать на экран соответствующее сообщение и правильный ответ. В случае верного ответа выдать сообщение «Правильно». Ваши предложения.

До настоящего времени мы с вами решали задачи, в которых действия следуют одно за другим (линейный алгоритм). Сегодня наша цель:

  • познакомиться с другим типом алгоритмов – разветвляющимся,

  • научиться строить блок-схему,

  • описывать конструкцию ветвления на языке программирования Pascal.

Тема урока – «Разветвляющийся алгоритм»

Записывают тему.





Высказывают предположения.

3. Содержательный этап (20 мин)

Разветвляющийся алгоритм содержит условие, в зависимости от истинности которого выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

1. Полная конструкция ветвления


Изобразим фрагмент блок-схемы разветвляющегося алгоритма













На ЯП Pascal конструкция ветвления записывается так:

If <Условие> Then Оператор1

Else Оператор2;





2. Укороченная конструкция ветвления


1 вариант. Особенность: действие предусмотрено только в случае истинности условия.

Изобразим фрагмент блок-схемы











На ЯП Pascal конструкция ветвления записывается так:

If <Условие> Then Оператор;






2 вариант. Особенность: действие предусмотрено только в случае ложного условия.

Изобразим фрагмент блок-схемы











На ЯП Pascal конструкция ветвления записывается так:

If <Условие> Then Else Оператор;






Записывают определение в тетради.






Зарисовывают фрагмент блок-схемы.














Записывают полную конструкцию в тетрадь.









Зарисовывают фрагмент блок-схемы.










Записывают неполную конструкцию в тетрадь.






Зарисовывают фрагмент блок-схемы.











Записывают неполную конструкцию в тетрадь.



Задача №1.

Ввести с клавиатуры два числа a и b (не равные друг другу). Если a > b, то распечатать квадрат a, иначе распечатать сумму чисел.

Нарисуем блок-схему:





Опишем алгоритм решения задачи на ЯП Pascal. Учитель пишет программу на доске

Program primer;

var a, b : integer;

begin

writeln (‘Введите два числа’);

readln (a, b);

If a > b then writeln(‘Квадрат a=’, SQR(a):3)

else writeln(‘Сумма a и b=’, a + b:3);

readln;

end.















арисовывают блок-схему.










Записывают за учителем программу в тетрадь; тип данных, ввод значений переменных проговаривают вслух.








4. Практическая часть (10 мин).

Корректировка, помощь учащимся в случае необходимости.





Садятся за компьютеры. Записывают программу на ЯП Pascal, запускают на выполнение два раза (для получения разных результатов).

  1. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин).




Всё-ли было понятно на уроке? Что показалось самым трудным?

Домашнее задание:

1. Выучить определения и конструкции ветвления,

2. Задача: см. задачу в начале урока.



Записывают домашнее задание.










Урок № 2 (изучения нового материала)
«Составной условный оператор»


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

  • приветствует учащихся;

  • отмечает отсутствующих.


2. Актуализация знаний (5 мин)


Фронтальный опрос:

  • В чём особенность разветвляющегося алгоритма?

  • В чём отличие полной и неполной конструкций ветвления?

  • Как записывается условный оператор на языке Pascal?


Отвечают на поставленные вопросы.

3. Постановка целей урока (3 мин)

На прошлом уроке и дома вы решали задачи, в которых после служебных слов then и else следовал только один оператор. Как записать программу, если предусмотрено несколько действий. Тема урока – «Составной оператор»

Записывают тему урока

4. Содержательный этап (20)

Если по условию задачи предусмотрено использование не одного, а нескольких операторов, то их необходимо заключить в операторные скобки begin-end.

Общий вид составного условного оператора:

If <условие> then begin
оператор1;
оператор2;
………
оператор n
end

else begin
оператор1;
оператор2;
………
оператор n
end;















Рассмотрим задачу.

Задача. В переменные а и b ввести возраст Саши и Маши (не равные друг другу). Если a>b, то вывести в центр экрана зелёным цветом сообщение «Саша старше Маши», в противном случае красным цветом написать в центре «Маша старше Саши».

Разбор и запись задачи на доске с использованием метода эвристической беседы.

Т.к. вывод данных с использованием цвета и координат курсора, то в программе присоединяем модуль CRT и используем команды этого модуля.

Т.к. после служебных слов then и else будет следовать группа операторов, то будем использовать составной оператор.

Блок-схема:






























Теперь запишем программу:

Program primer; uses crt;

var a, b : integer;

begin

clrscr;

writeln (‘Введите возраст Саши и Маши);

readln (a, b);

If a > b then begin
textcolor(3);
gotoxy(32, 25);
writeln(‘
Саша старше Маши’)
end

else begin
textcolor(4);
gotoxy(32, 25);
writeln(‘
Маша старше Саши’)
end;

readln;

end.




















Записывают конструкцию составного оператора.


















Записывают условие задачи.


















Зарисовывают блок-схему.
























Записывают программу в тетрадь.

















5. Практическая часть(10 мин)

Даёт задание: набрать программу на компьютере, запустить 2 раза для получения разных результатов.

Корректировка, помощь учащимся в случае необходимости.


Садятся за компьютеры. Записывают программу на ЯП Pascal, запускают на выполнение два раза (для получения разных результатов).

6. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

Подведение итогов. Отвечает на вопросы.

Домашнее задание

Нарисовать блок-схему и написать программу к задаче:

В переменную t ввести температуру ребёнка. Если t>36,9, то вывести в центре экрана красным цветом «Заболел», в противном случае жёлтым цветом внизу экрана «Ждём в школе».

Задают вопросы.

Записывают домашнее задание.



Урок № 3-4 (обобщение и повторение)
«Решение задач по теме «Условный алгоритм»

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

  • приветствует учащихся;

  • отмечает отсутствующих.


2. Постановка цели урока (5 мин)


Тема урока – Решение задач.

Сегодня наша цель – обобщить полученные знания и применить их в новой ситуации. Научиться решать задачи практической направленности с использованием условного оператора.

Сегодня работаем в группах.

Условия работы следующие:

  • вы в группе решаете предложенные вам задачи;

  • вместе обсуждаете до тех пор, пока способ и ход решения не будет понятен всем участникам группы;

  • в тетради оформляете решение в виде блок-схемы;

  • на компьютере пишете программу и отлаживаете её;

  • каждый должен уметь объяснить ход решения задачи, выбор операторов и ответить на вопросы,

  • составить коллективный синквейн на тему «Условный оператор».



Делятся на группы по 3-4 человека. Садятся за парты так, чтобы было удобно работать в группе.




3. Практический этап (75 мин)

Учитель раздает карточки с заданиями.

Отвечает на возникшие вопросы.

Если нужно, корректирует работу групп.





Вопросы к участникам команды:

  • обосновать выбор вида условного оператора

  • объяснить ход решения задачи

  • есть ли другие варианты составления блок-схемы?





1 вариант

  1. Написать программу, которая проверяет, является ли введённое с клавиатуры число четным и положительным.

  2. Написать программу проверки знания даты начала второй мировой войны. В случае неверного ответа пользователя про­грамма должна выводить правильный ответ. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

В каком году началась вторая мировая война?

Введите число и нажмите

-> 1939

Правильно.

  1. Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекоменда­цию о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле:
    рост -100 (в сантиметрах). Реко­мендуемый вид экрана во время работы программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужир­ным шрифтом).

Введите в одной строке через пробел

рост (см) и вес (кг) затем нажмите

-> 170 68

Вам надо поправиться на 2.00 кг.

Другие варианты




  • Обсуждают задачи, объясняя друг другу непонятные моменты,

  • проводят математическую формализацию (вспоминают физические, математические формулы),

  • рисуют в тетради блок-схему,

  • набирают текст программы на ПК (каждый свою),

  • отлаживают,

  • запускают программу несколько раз для получения всех возможных вариантов ответов.




По мере готовности команды показывают результаты учителю.

4. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин).


Лидеры групп зачитывают синквейны.

Довольны ли работой в группе?

Какие непонятные ранее моменты усвоили?

Что вызвало трудности?





Вспомнили математические, физические формулы, ранее пройденный материал (логические выражения), помогли друг другу понять то, что недопоняли, продуктивно потрудились в команде, улыбнулись, составляя синквейн.









Урок № 5 (комбинированный)
«Решение задач «Заштрихованные зоны»

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

  • приветствует учащихся;

  • заслушивает сообщение дежурного о готовности класса к уроку, отмечает отсутствующих.


2. Постановка цели урока (5 мин)


Тема урока – Решение задач.

Сегодня наша цель – обобщить полученные знания и применить их в новой ситуации. Рассмотрим класс задач, используемый в заданиях ЕГЭ, на принадлежность точки с заданными координатами заштрихованной области.

Для решения таких задач необходимо:

  • определить, какие линии образуют заштрихованную зону, и описать уравнения этих линий;

  • определить, где относительно каждой линии находится заштрихованная зона;

  • сформулировать условия попадания точки в область с учётом принадлежности границ;

  • записать конструкцию ветвления на языке программирования Pascal.



Записывают тему






3. Содержательный этап (30)

Рассмотрим задачу.

Задача №1. Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область включает в себя границы.





Далее объяснение идёт с применением проектора и заранее подготовленной презентации.

При объяснении используется метод эвристической беседы, т.к. в теме использован материал, изученный ранее по алгебре и в разделе информатики – алгебре логики:

  • какие линии образуют данную область?

  • какими уравнениями описываются эти линии?

  • пересечение каких областей образуют данную зону?



  • сформулируем условия принадлежности точки заданной области. Т.К. границы входят в область, то условия представляют собой нестрогие неравенства. Т.к. зона образована пересечением трёх областей, то при формировании сложного условия применим логическую связку and.

  • запишем на языке Pascal:

..

If (X >= 0) and (Y >= 0) and (Y >= − X +2)

then writeln(‘Точка в области’)

else writeln(‘Точка вне области’);

..








  • возьмём несколько точек с разными координатами и определим их принадлежность данной зоне:

Точка (1, 1) принадлежит области, т.к.

(1 > 0) and (1 > 0) and (1 < -1+2) = true and true and true = true;


Точка (1.5, 2) не принадлежит области, т.к.

(1.5 >= 0) and (2 >= 0) and (2 <= -1.5+2)= true and true and false = false;


Задача №2. Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область включает в себя границы.

  • какие линии образуют данную область?

  • какими уравнениями описываются эти линии?

  • пересечение каких областей образуют данную зону?





















  • сформулируем условия принадлежности точки заданной области. Т.К. границы входят в область, то условия представляют собой нестрогие неравенства. Т.к. зона состоит из двух областей, то для попадания точки в заданную область достаточно, чтобы её координаты принадлежали хотя бы одной из частей. Поэтому при формировании сложного условия применим логическую связку or.

  • запишем на языке Pascal:





..

If (X>=0) and (Y>=0) and (Y<= –X+2) or

(X<=0) and (Y<= SQR(X) + 4*X);

then writeln(‘Точка в области’)

else writeln(‘Точка вне области’);

..











Проверим для точек:

(-2, -1), (-1, 1.5)

Задача №3 (самостоятельно). Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область не включает в себя границы.

Слабому ученику












Сильному ученику














Для решения задачи нужно будет вспомнить уравнение окружности. Если учащиеся не сделают этого самостоятельно, то помогает им.





Записывают условие задачи и зарисовывают рисунок.


















  • оси координат и прямая;

  • X=0; Y=0; Y= –X+2;

  • пересечение области, лежащей выше оси X, области, лежащей правее оси Y, и области, лежащей ниже наклонной линии.

  • (X>=0) and (Y>=0) and (Y<= –X+2)
















Записывают решение в тетрадь.



Записывают решение в тетрадь.





  • в одном случае оси координат и прямая, в другом случае парабола и ось X;

  • X=0; Y=0; Y= –X+4, Y=X2 +4X;

  • одна часть зоны образована пересечением области, лежащей выше оси X, области, лежащей правее оси Y, и области, лежащей ниже наклонной линии; другая часть зоны образована пересечением области, лежащей ниже оси X, и зоны, лежащей выше линии параболы.










(X>=0) and (Y>=0) and (Y<= –X+2) or (Y<=0) and (Y>=(X2 + 4*X);









Записывают фрагмент программы в тетрадь.







Самостоятельно записывают проверку в тетрадь.


Записывают условие задачи. Зарисовывают рисунок.
















Оформляют решение задачи в тетради.




  1. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин).


  • какие цели стояли перед нами?

  • что при решении задач показалось самым трудным?






Домашнее задание:

Задача. Определить условие попадания точки с заданными координатами в область, показанную на рисунке. Область не включает в себя границы.













  • отвечая на вопросы учителя, подводят итог урока;

  • выражают мнение об уроке, высказывают пожелания.





Записывают домашнее задание.







Урок № 6 (контроль знаний и умений)

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

– приветствует учащихся;

– отмечает отсутствующих.


2. Постановка цели урока (3 мин)


Контрольная работа

Сегодня цель нашего урока – проверить, кто как усвоил материал пройденной темы. Контрольная работа состоит из трёх заданий. Всего 4 варианта.

Раздаёт задания.

Открывают контрольные тетради, записывают число, № варианта.

3. Контрольная работа (40 мин)


Решают задания контрольной работы. Сдают тетради.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории алгебра:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ