Анализ качества преподавания английского языка
Аналитическая справка по состоянию преподавания английского языка
на 2013-14 учебный год
1. Выполнение учебного плана по английскому языку (соответствие требованиям ГОСО). Выполнение норм контрольных работ.
Обучение английскому языку осуществляется по учебной программе утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций". Согласно типовой учебной программе в классах с 5 по 11 проведено по 68 учебных часов в том числе 4 контроля аудирования, 4 контроля чтения, 4 контроля говорения и 4 контроля письма. В 1 классе 34 учебных часа в том числе 2 контроля аудирования и 2 контроля говорения. Программа и ее практическая часть по английскому языку выполнены в полном объеме.
Таблица №1
Выполнение программного материала
1 полугодие
Класс
Кол-во часов по плану
Проведено фактически
Отставание
1ч
КР
2ч
КР
Всего
1ч
КР
2ч
КР
Всего
5
18
4
14
4
32
17
4
14
4
31
1
6
18
4
14
4
32
17
4
13
4
30
2
7
18
4
14
4
32
18
4
14
4
32
нет
8
18
4
14
4
32
20
4
13
4
33
+1
9
18
4
14
4
32
15
3
12
4
27
5/1кр
10
18
4
14
4
32
18
4
14
4
32
нет
11
18
4
14
4
32
17
4
15
4
32
нет
2 полугодие
Класс
Кол-во часов по плану
Проведено фактически
Отставание
3ч
КР
4ч
КР
Всего
3ч
КР
4ч
КР
Всего
5
20
4
16
4
36
23
4
14
4
37
нет
6
20
4
16
4
36
19
3
19
5
38
нет
7
20
4
16
4
36
20
4
16
4
36
нет
8
20
4
16
4
36
18
4
17
4
68
нет
9
20
4
16
4
36
22
4
19
5
68
нет
10
20
4
16
4
36
18
4
18
4
68
нет
11
20
4
16
4
36
20
4
16
4
68
нет
2. Наличие учебно-методической документации. Соответствие содержания методического обеспечения учебно-воспитательного процесса требованиям ГОСО.
1 класс
В начале учебного года все 100% учащихся были обеспечены Рабочими Книгами Для Учащихся УМК"Primary Colors" / изд "Кэмбридж" / 2013г, а у меня в распоряжении находится полный комплекс: 2 диска, книга для учителя, книга для учащегося, пропись, набор тематических карточек. Затем в 1 четверти прибыл Мандров Данил для которого не было предусмотрено методическое пособие "Рабочая Книга Для Учащегося", поэтому для него я делала ксерокопии по которым он и работал в течение учебного года.
5 класс
100% учащихся обеспечены учебниками. УМК "English 5" / изд "Атамура" Алматы / 2010г; КТП и контрольные измерители. Темы на 47% сообветствуют темам УМК, для оставшихся 53% мною разработаны технологические карты уроков с 3х уровневыми домашними заданиями и заданиями творческого характера. На данном идет работа по формированию дополнительного методического комплекса для работы по темам не соответствующим УМК ГОСО. В течение учебного года для практикования грамматики мною использовались учебники Верджинии Эванс "Round Up 1" изд "Лонгман" 1992г.
6 класс
"English 6" / изд "Атамура" Алматы / 2011г. 100% учащихся обеспечены учебниками. Лексические темы учебника и типовой учебной программы "Английский язык" соответствуют на 37%. Для оставшихся 63% мною подбирался лексический минимум и адаптировался материал из учебников старших классов и интернета. В течение всего учебного года я составляла и использовала грамматические и лексические мемокарты. Также для практикования грамматики мною использовались учебники Верджинии Эванс "Round Up 1 - 2" изд "Лонгман" 1992г.
7 класс
100 % учащихся обеспечены учебниками двух изданий: "English 7" / изд "Атамура" Алматы / 2012г и "English 7" / изд "Атамура" Алматы / 2010г. В них имеется некоторое количество редакций текстов и упражнений, но в целом они оба допустимы к использованию. Учебник исполняет программу на 56%. Для изучения оставшихся 44% лексики я использовала ресурсы интернета, творческие и разноуровневые задания. А также по грамматике английского языка за 7 класс разработан комплект мемокарт.
9 класс
100% учащихся были обеспечены учебниками "English 9" / изд "Мектеп" Алматы / 2009г а также редакции 2007 и 2001 годов. Все из учебников имеют необходимые для выполнения типовой учебной программы лексические темы, а также грамматический материал. Данный учебник на 87% соответствует программе. Оставшиеся 13% лексических тем имеют творческий характер исполнения (презентации, проекты, рефераты и флипчарты). В качестве дополнительного источника практических упражнений я использовала книгу Голицинского Ю.Б. " Грамматика английского языка. Сборник упражнений" изд КАРО 2011г.
10 класс
100% учащихся были обеспечены учебниками "English 10" / изд "Мектеп" Алматы / 2006г. Учебник на 80% соответствует Программе. Оставшиеся 20% творческие задания. Учащимися подготовлен большой проект "История Канады" и выпущена тематическая стенгазета рубрики которой были определены сразу и заполнялись в течение 8 уроков. Таким образом дополнительное методическое обеспечение урока подготовлено самими учащимися.
11 класс
Все 100% учащихся обеспечены учебниками "English 11" / изд "Мектеп" Алматы / 2007г, который на 100% соответствует Программе. Дополнительное методическое обеспечение: К.Смакова, Е.Ким "Английский язык ЕНТ", ШЫН Кiтап, 2011г.
3. Система педагогической деятельности по повышению качества усвоения программного материала (эффекивные приемы, методы обучения, формы организации познавательной деятельности) в урочное и внеурочное время.
Для достижения наибольшей речевой активности учащихся на уроках я использую групповую форму работы, которая признается в казахстанской методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка. Я слукавлю если скажу, что каждый урок провожу в группах, ведь это весьма проблематично по некоторым параметрам и требует особой подготовки, но даже первые уроки продемонстрировали перспективы внедрения модуля "Новые подходы к обучению" и в частности групповой работы в практику преподавания английского языка.
Используя групповую работу на уроках я выработала для себя своеобразный алгоритм эффективности.
Практика моей работы показала, что задания не должны занимать много времени, иначе учащимся станет скучно или они устанут.
В группе должно быть не более 5 человек (я стараюсь следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).
Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава (а это очень эффективно) - я не тороплю их.
Работу в группах при этом стараюсь не затягивать. Определяю время для подготовки задания и четко его соблюдаю. (Придерживаюсь принципа, что лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупреждаю учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).
Не вмешиваюсь в работу после ее начала (хотя это и не легко), не прерываю учащихся в процессе общения и стараюсь обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечаю для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.
Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения стараюсь проводить на английском языке.
Я принципиально выслушиваю мнения представителей из каждой группы.
Оцениваю работу учащихся различными способами: самооценка, взаимооценка и оценка мной, либо комментирую, при этом делаю акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.
Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке я исправляю ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения.
Этот учебный год стал для меня годом проб и ошибок. Именно таким образом я стала внедрять критериальное оценивание. При этом я столкнулась с рядом трудностей - это неумение учеников составлять критерии; составление критериев совместно с учениками занимало много времени на уроке; работа по критериям не была понятной слабым ученикам и тд. Но в течение учебного года я успешно справилась с рядом трудностей во многом благодаря и тому, что уже 8 моих коллег стали внедрять критериальное оценивание в практику работы.
Если сравнить мою деятельность до трехуровневых курсов и после них, то безусловно можно заметить профессиональный и творческий рост. Да не побоюсь этого слова творческий! Стоит только сесть за написание среднесрочного и краткосрочного плана, как необычные идеи и нестандартные подходы посещают мысли. Особенность курсов, которую я открыла для себя, это прогнозирование результатов и возможных осложнений. Да, это с трудом давалось мне в начале моей практики внедрения, но результаты аналитической и прогностической деятельности превзошли все мои ожидания! На уровне школы существует творческое сообщество учителей, где ведется мониторинг деятельности каждого учителя, который стимулирует превосходить собственные результаты и достижения.
4. Анализ результативности в сравнении за 3 года.
В начале учебного года с 5 по 11 класс английскому языку обучалось 102 учащихся, в 1 классе 10 учащихся и в КПП 12 воспитанников. К концу учебного года с 5 по 11 класс (выбыли Рымаренко О - слабая ученица, Кулиева Мария - средняя ученица; прибыла Ликовская С - слабая ученица), в 1 классе прибыл Мандров Д - слабый ученик, он же и выбыл в 4 четверти. Отсюда можно сделать вывод, что на средний процент качества знаний за год оказало влияние то, что выбыла хорошистка по английскому языку. Проследив картину успеваемости учащихся за 3 года, я сделала вывод, что потеряла 1 хорошиста по объективным причинам. К старшим классам ежегодно качество успеваемости идет на спад в связи с тем, что объем материала увеличивается, а контроль со стороны родителей ослабевает.
Таблица №2
Качество знаний учащихся за 3 года
2011/2012
2012/2013
2013/2014
класс
итог года
класс
итог года
класс
итог года
5
64,3%
5
44%
5
41%
6
75%
6
60%
6
42%
7
54%
7
56%
7
53%
8
50%
8
36%
8
41%
9
38%
9
50%
9
50%
10
63%
10
100%
10
87%
11
40%
11
100%
11
100
средний
55,3%
средний
63,7%
средний
59%
Анализ контрольных работ показал что у Жученко Дмитрия и Смагина Романа слабо развиты навыки письма. Для их развития эти учащиеся писали в течение года в тетрадях в косую линию и выполняли специальные упражнения. Почерк Романа удалось скорректировать, а с Дмитрием я планирую продолжить работу в следующем учебном году.
При выполнении контрольных работ учащиеся допускают типичные ошибки:
Наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях (словообразование) – там было набрано от 2-х до 5-ти баллов из 6-ти возможных. Самыми сложными пунктами были: существительное variety /суффикс –ty/ и прилагательное unforgettable /одновременно использованы отрицательная приставка un- и суффикс –able/.
Недостаточно сформированы лексико-грамматические навыки. Затруднения вызвали следующие темы: видовременные формы глаголов, предлоги, словообразование. Ученики испытывали трудности в установлении смысловых соответствий текста, употреблении синонимичных слов.
Ошибочное использование словообразовательных суффиксов в заданиях повышенной трудности.
Пути исправления допущенных ошибок:
обобщить и систематизировать знания учащихся о сложных случаях образования слов, например, одновременно приставочно-суффиксальным; а также повторить все возможные суффиксы и приставки разных частей речи;
продолжить с учащимися практику всевозможных видов контроля навыка чтения (соотнесение абзаца и заголовка, подбор пропущенных фраз в пробелы, выбор из множества вариантов ответа) и лексики (множественный выбор слова из нескольких вариантов предложенных).
индивидуальная работа с учащимися, не справившимися с контрольными работами
Использование различных видов деятельности (аудирование, говорение чтение и письмо) не вызывали сложностей у детей, т.к они уже готовы к таким различным видам работы. Я попыталась ввести немного новизны в занятия и придумывала разные задания, ориентированные на групповую, индивидуальную и проектную деятельность.
План коррекционной работы: учесть характер допущенных ошибок; организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях путем назначения дополнительных занятий; повторный контроль лексики по слабоусвоенным темам; применять методы активизации употребления лексики в речи учащихся; тренировать составление разделительных вопросов; усилить контроль оценивания домашнего задания; использовать различные методы обучения с целью повышения учебной мотивации учащихся.
Трое учащихся (Дмитриева Диана, Феданова Дарья и Харченко Анатолий) приняли участие в международной олимпиаде "Кенгуру - Лингвист". Штальман Андрей и Евтюшкина Эльвира стали победителями школьного тура предметных олимпиад и заняли 3 и 2 места соответственно в районном туре. Эти же учащиеся приняли участие в республиканской дистанционной олимпиаде по английскому языку, где Эльвира прошла на второй тур и стала обладательницей лучшего результата области (сертификаты). Евтюшкина Эльвира заняла 1 место в научно практической конференции "Первые шаги в науку" с проектом "From our window".
5. Анализ результативности кружковой работы по английскому языку
Во внеурочное время мною организован "English Club", который проходит регулярно по средам в 1500. Таким образом посещать его могут только учащиеся первой смены, хотя учащиеся 2 смены гораздо более мотивированны. Эту проблему постараюсь решить в следующем учебном году через детальный подход ко времени организации занятий. Итак, работа английского клуба ведется в двух направлениях: развитие аудирования и говорения в зависимости от того, кто из волонтеров приезжает. Используются задания подготовленные международной организацией British Council. Диапазон заданий очень широкий и разноуровневый для каждой темы, что позволяет учащимся с 7 по 11 класс заниматься в одной группе. Обратную связь мы ведем через блоги созданные на платформе KidBlog.org, таким образом у учащихся повышается интерес к английскому языку, а я вместе с волонтерами могу корректировать лексические и грамматические ошибки. В своих блогах ребята рассказывают всему миру о событиях своей повседневной жизни, таким образом формируется ещё и навык письма.
Схема №1
Система работы English Club
English club
Говорение
Аудирование
Джессика Франкел
Уильям Крик
Брюс Крик
Либби Крик
learnenglishteens.britishcouncil.org
kidblog.org/MsHuraskinasClass/
УЧАЩИЕСЯ
Результаты работы клуба:
Учащиеся научились применять компенсаторные техники общения
Познакомились с культурой и бытом Австралии
Научились из вопросов делать ответ и наоборот
Расширили способности к говорению, аудированию, чтению и письму
Научились создавать собственные блоги и этике их ведения и комментирования.
Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим у меня открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности, совершенствования методических приемов. В процессе подготовки и проведения занятий я проверяю правильность своих предположений, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготовленных мною материалов, их влияние на формирование личности школьника.
6. Факторы снижающие качество английского языка
низкая мотивация
невыполнение д/з
разрозненность программы и учебников
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника.
7. Выводы и предложения
Правильно организовать труд учащихся при изучении иностранного языка, научить их преодолевать трудности, испытывая при этом чувство удовлетворения – одна из важных задач учителя иностранного языка. И мне удастся это сделать, если в основе деятельности учащихся будет лежать интерес. Поскольку практика показывает, что те задачи, которые перед нами ставит жизнь, - всестороннее развитие личности, связь обучения с жизнью, современностью вооружение учащихся прочными систематическими знаниями, развитие творческих сил и способностей учащихся, - можно успешно решить при теснейшей связи урока с внеклассной работой, которая должна проводиться систематически и целенаправленно.
Овчинникова Галина Сергеевна
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории английский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ