Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции учащихся
ГБОУ Самарской области СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции
Выполнили: Мартынчик Г.Н., учитель английского языка
Кузьмичёва Н. И., учитель английского языка
2014
Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечено, что «Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России».
Кроме того, существуют также и региональные запросы. В социально-экономическом развитии Самарской области всё большее участие начинают принимать иностранные партнёры. Для проведения Самарой чемпионата мира по футболу, развития туристического кластера экономики губернии, реализации ряда проектов с участием иностранного капитала: создания и развития особой экономической зоны, создания технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», развития партнёрских отношений ВАЗа с альянсом «Рено-Ниссан», развития международного аэропорта «Курумоч» требуются подготовленные, в плане общения с иностранными гражданами, жители нашего региона.
Результатом должно быть цитирую: «достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения».
В действительности мы видим недостаточный уровень владения устной речью выпускниками основной и средней школы.
Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд противоречий:
между необходимостью развития коммуникативной компетенции у обучающихся и недостаточно высоким уровнем владения английским языком у выпускников основной и средней школы;
между тем, что традиционные учебники построены по тематическому принципу, в то время, как на ГИА и ЕГЭ проверяется уровень владения языковыми функциями;
между запросами родителей к уровню владения языка учеником и недостаточным уровнем языковой компетенции школьников по английскому языку.
Данная проблема побудила нас обратиться к теме: «Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции учащихся».
Назрела необходимость таким образом преобразовать учебный процесс, чтобы системная, целенаправленная и осознанная работа с языковыми функциями английского языка проводилась на каждом занятии в основной и старшей школе, что позволит сформировать у учащихся устную коммуникативную компетенцию. Уровень сформированности коммуникативной компетенции должен подтверждаться мониторингом владения языковыми функциями.
Выступая в роли экзаменаторов-собеседников на ГИА и ЕГЭ в Отрадненском управлении министерства образования и науки Самарской области, авторы пришли к выводу, что устная часть ГИА и ЕГЭ по английскому языку является для многих выпускников камнем преткновения.
В процессе работы с языковыми функциями, предлагается использовать три методических «кита»: коммуникативный метод, личностно-ориентированный и функциональный подход. Авторы решили использовать функциональный подход, т.к. поддерживают точку зрения ПенниУр: «Количество возможных тем и коммуникативных ситуаций является бесконечным, в то время как количество языковых функций ограничено».
Авторы считают целесообразным использование функционального подхода, который не получил широкого распространения в традиционных УМК, хотя навыки и умения речевого взаимодействия проверяются на ГИА и ЕГЭ.
Формой занятий целесообразно выбрать ролевую игру, т.к. авторы разделяет точку зрения британского методиста Gillian Porter Ladousse, высказанную в работе [Role play Oxford University Press, 2001]: «Ролевая игра является неотъемлемой частью любого лингвистического курса».
Задания целесообразно организовывать по принципу «от простого к сложному», использовать модель обучения «Презентация – практика – применение», элементы интенсивной методики обучения иностранным языкам, основанные на методах Китайгородской (упражнения «Компьютер», «Линеечка»). Данные приёмы помогают разнообразить занятия и экономят время заучивания стандартных клише.
На этапе «Применение» в обязательном порядке необходимо использовать диктофон, для того чтобы обучающийся имели возможность прослушать свой ответ, выявить ошибки и скорректировать их.
В качестве критериев оценивания используются критерии оценивания устного высказывания на ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
Авторы делают акцент на продуктивную деятельность учащихся (1,5: 1,5), что позволяет обеспечить творческий подход к выполнению заданий и самостоятельность учащихся.
Использованная литература
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. Москва. Просвещение. 2011.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения говорению. Москва. Просвещение. 1991.
Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Москва. 2009.
Penny Ur. A Course in Language Teaching: Practice and theory. Oxford University Press, 2000.
Gillian Porter Ladousse. Role Play. Oxford University Press. 2001.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории английский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ