Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции учащихся

ГБОУ Самарской области СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево м.р. Кинель-Черкасский Самарской области






Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции








Выполнили: Мартынчик Г.Н., учитель английского языка

Кузьмичёва Н. И., учитель английского языка















2014


Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции


В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечено, что «Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России».

Кроме того, существуют также и региональные запросы. В социально-экономическом развитии Самарской области всё большее участие начинают принимать иностранные партнёры. Для проведения Самарой чемпионата мира по футболу, развития туристического кластера экономики губернии, реализации ряда проектов с участием иностранного капитала: создания и развития особой экономической зоны, создания технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», развития партнёрских отношений ВАЗа с альянсом «Рено-Ниссан», развития международного аэропорта «Курумоч» требуются подготовленные, в плане общения с иностранными гражданами, жители нашего региона.

Результатом должно быть цитирую: «достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения».

В действительности мы видим недостаточный уровень владения устной речью выпускниками основной и средней школы.

Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд противоречий:

  • между необходимостью развития коммуникативной компетенции у обучающихся и недостаточно высоким уровнем владения английским языком у выпускников основной и средней школы;

  • между тем, что традиционные учебники построены по тематическому принципу, в то время, как на ГИА и ЕГЭ проверяется уровень владения языковыми функциями;

  • между запросами родителей к уровню владения языка учеником и недостаточным уровнем языковой компетенции школьников по английскому языку.


Данная проблема побудила нас обратиться к теме: «Работа с языковыми функциями английского языка как средство формирования устной коммуникативной компетенции учащихся».

Назрела необходимость таким образом преобразовать учебный процесс, чтобы системная, целенаправленная и осознанная работа с языковыми функциями английского языка проводилась на каждом занятии в основной и старшей школе, что позволит сформировать у учащихся устную коммуникативную компетенцию. Уровень сформированности коммуникативной компетенции должен подтверждаться мониторингом владения языковыми функциями.

Выступая в роли экзаменаторов-собеседников на ГИА и ЕГЭ в Отрадненском управлении министерства образования и науки Самарской области, авторы пришли к выводу, что устная часть ГИА и ЕГЭ по английскому языку является для многих выпускников камнем преткновения.

В процессе работы с языковыми функциями, предлагается использовать три методических «кита»: коммуникативный метод, личностно-ориентированный и функциональный подход. Авторы решили использовать функциональный подход, т.к. поддерживают точку зрения ПенниУр: «Количество возможных тем и коммуникативных ситуаций является бесконечным, в то время как количество языковых функций ограничено».

Авторы считают целесообразным использование функционального подхода, который не получил широкого распространения в традиционных УМК, хотя навыки и умения речевого взаимодействия проверяются на ГИА и ЕГЭ.

Формой занятий целесообразно выбрать ролевую игру, т.к. авторы разделяет точку зрения британского методиста Gillian Porter Ladousse, высказанную в работе [Role play Oxford University Press, 2001]: «Ролевая игра является неотъемлемой частью любого лингвистического курса».

Задания целесообразно организовывать по принципу «от простого к сложному», использовать модель обучения «Презентация – практика – применение», элементы интенсивной методики обучения иностранным языкам, основанные на методах Китайгородской (упражнения «Компьютер», «Линеечка»). Данные приёмы помогают разнообразить занятия и экономят время заучивания стандартных клише.

На этапе «Применение» в обязательном порядке необходимо использовать диктофон, для того чтобы обучающийся имели возможность прослушать свой ответ, выявить ошибки и скорректировать их.

В качестве критериев оценивания используются критерии оценивания устного высказывания на ГИА и ЕГЭ по английскому языку.

Авторы делают акцент на продуктивную деятельность учащихся (1,5: 1,5), что позволяет обеспечить творческий подход к выполнению заданий и самостоятельность учащихся.



Использованная литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. Москва. Просвещение. 2011.

  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения говорению. Москва. Просвещение. 1991.

  3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Москва. 2009.

  4. Penny Ur. A Course in Language Teaching: Practice and theory. Oxford University Press, 2000.

  5. Gillian Porter Ladousse. Role Play. Oxford University Press. 2001.


4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории английский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ