Статья. Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей
Урок иностранного языка
как благоприятная межкультурная среда
для развития одаренных детей
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.
Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем:
во-первых, что такое «одаренность»;
во-вторых, каковы основные характеристики критериев его сформированности и методики выявления;
в – третьих, как она проявляется и формируется на уроках иностранного языка.
В соответствии с этим мы выяснили, что существует несколько определений понятия «одаренность».Толковый словарь Д.Н.Ушакова определяет данное понятие как талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями». ( Толковый словарь Ушакова. Д.Н.Ушаков. 1935-1940). В словаре Ожегова данное слово объясняется как « одаренность – то же, что и талантливость» (Толковый словарь Ожегова. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова 1949-1992).
Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать, что одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера. Современная наука определяет понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
Выделяют различные виды одаренности:
-интеллектуальную;
-творческую;
- академическую;
- художественно-эстетическую;
- социальную;
- психомоторную.
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.
В то же время одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.
До сих пор нерешенным остается вопрос о том, как выявить одаренных детей. Прежде всего, не упустить время. Выявление одаренности детей очень важно для построения педагогической системы, ориентированной на развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Основой методики диагностики одаренности послужила модель американского ученого Джозефа Рензулли, который рассматривает одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, мотивации и креативности. Таким образом, работа с одаренными детьми предполагает три этапа:
- учет успешности детей в каком либо виде деятельности;
- индивидуализация творческих возможностей и способностей ребенка;
- формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.
Разумеется, что в данном процессе необходимо учесть и определить роль, место и значение каждого учебного предмета. «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.
Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Существует противоречие между возможностями, способностями творчески одаренной личности и теми образовательными услугами, которые предлагает ему обычная общеобразовательная школа.
В данной ситуации большая роль и ответственность ложатся на учителя, как основного субъекта дидактического процесса. Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.
Что касается разноуровневой технологии, она предполагает незримого подразделения детей на одаренных, продвинутых и обычных Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе.
Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.
Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:
включает в себя интегрированную межкультурную работу;
оказывает содействие социальному и культурному развитию;
через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;
придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;
проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень
положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Но это требует от учителя определенной этапности в работе:
А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);
Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;
В-ученики сами определяют и решают проблему.
Фактически, такая организация деятельности реализует теорию поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина
Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:
- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми;
- умение распознать признаки одаренности;
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;
- доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;
- эмоциональная стабильность;
- умение координировать свои действия с действиями родителей.
- способность к самоанализу;
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Литература
Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г.
Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
Научно- методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 – 1940гг.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. 1949 -1992 гг.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории английский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ