Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии с применением ИКТ

«Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии с применением ИКТ.»


Туманян Яна Рудольфовна

Учитель биологии

МОУ «Лицей №6 им. Г. Н. Флёрова»

г. Дубна Московской обл.

e-mail: [email protected]


Мы живём в обществе бурно развивающихся технологий. Объём информации удваивается каждые три года, список профессий обновляется более чем на 70% каждые 7 лет. Чтобы быть успешным, в будущем нынешнему старшекласснику придётся менять место работы в среднем 3-5 раз.(сл.2) Фундаментальные академические знания перестают быть капиталом.

От человека требуется не столько обладание специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, другие ресурсы. Если знание само по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован государством.

Компетентностно-ориентированное образование – один из вариантов направления модернизации образования. Формирование ключевых компетенций учащихся, т.е. способности применять знания в реальной жизни – актуальная проблема современного образования. Результат обучения не может ограничиваться набором фактов или суммой приёмов решения стандартных задач.(сл.3) Переход от формулы к анализу задачи оказывается очень трудным для учащихся. При таких реалиях можно говорить о концепции компетентностно-ориентированного образования.

Компетенция competence (англ) –соревнование, образование. (сл.4)

Под компетенцией учащегося подразумевают совокупность его знаний и умений, а также способы выполнения деятельности. Компетенция – это единство знаний, умений, отношений в процессе деятельности (учебной, в частности), определяемых требованиями конкретной ситуации и целями деятельности учащихся. Компетенция понимается также и как способность справляться с различными заданиями; как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения данной конкретной работы учащегося. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества, и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых разных ситуациях (т.е. универсальными). (сл.5)

Комплекс ключевых компетенций можно представить четырьмя компонентами: (сл.6)

1. Информационная составляющая (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации).

2. Проектировочная составляющая (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий).

3. Оценочная составляющая (способы сравнения результатов с целями).

4. Коммуникативная составляющая (способы передачи информации и привлечения ресурсов других

людей для достижения цели).


Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А.Н.Леонтьев. (сл.7)Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке и, как следствие, снижение уровня их жизненной позиции.

В современной жизни, характеризующейся умением ориентироваться в информационных потоках, необходимостью самообучаться, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное образование, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся. (сл.8)

Постараюсь показать применение этих методик в формировании ключевых компетенций на примере конкретного урока. Урок – с использованием технологии критического мышления и включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексия. (сл.9) Тема специально взята не академическая, а максимально приближённая к жизни.




Урок «Кофейная презентация». (сл.10)


1-й этап «Актуализация знаний – стадия вызова» (сл.11)

Используя приём опережающего домашнего задания, учащиеся заранее готовят презентации по заранее указанным темам (важное условие – они не знают содержания других презентаций, кроме своей). В начале урока, по ряду слайдов, учащиеся самостоятельно определяют тему урока и получают первые сведения о предмете разговора. (сл.12) Затем проводится вводный тест по имеющимся на данный момент знаниям, результаты которого будут проверены в конце урока на стадии рефлексии. (сл.13) Такой приём помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе.

2-й этап «Изучение нового материала – стадия осмысления». (сл.14)

На этом этапе используются технология проблемного обучения и элементы технологии критического мышления.

Используется приём создания проблемной ситуации: имеется текс легенды с пропущенными словами, которые необходимо восстановить. (сл.15)

Далее идут выступления учащихся с демонстрацией их презентаций и раскрытием сущности вопроса. (сл.16) Использование сообщений на уроке способствует развитию творческого потенциала, однако этот приём имеет слабую сторону – пассивную роль слушателей. Выйти из этой ситуации можно, предложив аудитории в ходе выступления составлять краткое резюме. В моём случае это была таблица «Сравнение сортов кофе: арабики и робусты» (сл.17), которая затем проверяется. (сл.18) А в качестве прикладного значения полученных знаний проводится небольшая лабораторная работа по определению предложенных двух сортов кофейных зёрен. Данная технология позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивает их аналитические способности и в итоге повышает уровень обученности предмету.

Постепенно переходим к медицинскому аспекту, т.е. влиянию кофе на организм. С целью (сл.19) повышения восприятия материала и адаптации её к жизни, учащимся предоставляется возможность побывать в роли врача и ответить на письма вымышленных людей, излагающих свои проблемы, (сл.20) связанные со здоровьем.

Важным эмоциональным акцентом на уроке было выступление учащегося, чья жизнь уже сейчас напрямую связана с предметом разговора. (сл.21)

3-й этап «Стадия рефлексии» (сл.22)

Возвращаемся к вводному тесту и вновь его проверяем, используя знания полученные на уроке. (сл.23) Результаты показали отличное усвоение нового материала. Завершается урок высказыванием каждого ученика «Для меня кофе…». (сл.24)

Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке. (сл.25)


Литература: И.А.Акперова, Н.Г.Шабардина, Е.Б.Алцыбеева, Е.С.Репницына «Кофейная презентация», «1 сентября. Биология» №16 2008г



Учитель биологии МОУ «Лицей №6 им. Г.Н.Флёрова» Туманян Я.Р.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ