Инструктивная карта к лабораторной работе по теме: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду» 10 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЁДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Инструктивная карта к лабораторной работе по теме: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду»
10 класс
подготовила
учитель биологии
Булыга Елена Геннадьевна
Сургутский район
Городское поселение Фёдоровский
2012 год
Лабораторная работа
Тема: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду».
Теоретическое введение.
Фенотип организма. Роль наследственности и среды
в формировании фенотипа
Онтогенез, или индивидуальное развитие организма осуществляется на основе наследственной программы, получаемой через вступившие в оплодотворение половые клетки родителей. При бесполом размножении эта программа заключена в неспециализированных клетках родителя, дающего потомство. В ходе реализации наследственной информации, в процессе онтогенеза у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, иными словами – фенотип.
Ведущая роль в формировании фенотипа принадлежит наследственной информации, заключённой в генотипе организма. Наряду с этим результат реализации наследственной программы в значительной мере зависит от условий, в которых осуществляется этот процесс. В генетике индивидуального развития среда представляет собой сложное понятие. С одной стороны, это непосредственное окружение, в котором осуществляют свои функции отдельные гены и генотип в целом. Оно образовано всей совокупностью факторов внутренней среды организма: клеточное содержимое, гормоны, другие биологически активные вещества. С другой стороны выделяют понятие окружающей среды, как совокупности внешних по отношению к организму факторов.
Благодаря влиянию факторов среды на формирование фенотипа даже генетически идентичные организмы в различных условиях развития и существования в большей или меньшей степени различаются по своим признакам. Фенотипические изменения, возникающие на основе одного и того же генотипа в разных условиях его реализации, называют модификациями. Примеры: содержание жира в молоке животных или массы тела в зависимости от их питания; изменение количества эритроцитов в крови, в зависимости от парциального давления кислорода в воздухе; изменение темпа роста растений в зависимости от степени освещённости и содержания минеральных веществ в почве.
Модификационная изменчивость – это способность организмов приобретать признаки под непосредственным воздействием факторов окружающей среды.
Этот тип изменчивости характеризуется следующими особенностями:
Не передаётся по наследству;
Затрагивает только фенотип – генотип особи изменениям не подвергается;
Определяется условиями существования;
Часто (но не всегда) носит приспособительный характер к условиям среды.
Модификации отдельного признака или свойства, формируемого данным генотипом, образуют непрерывный ряд, называемый вариационным. Частота встречаемости каждого варианта в таком ряду различна. Чаще обнаруживаются средние значения признака. Чем дальше признак отстоит от среднего значения, тем реже он наблюдается.
Пределы модификационной изменчивости признака называются нормой реакции, допустимой при данном генотипе.
Пределы модификационной изменчивости (норма реакции)
V – варианты признака;
Р – частота встречаемости вариантов признака.
Цель работы: научиться строить кривые распределения модификаций различных признаков.
Оборудование: таблицы индивидуальной оценки физического развития учащихся первых классов СОШ №2.
Таблица индивидуальной оценки физического развития учащихся первых классов
Фёдоровской СОШ №2.
Идентификационный номер учащихся
рост
вес
Окружность грудной клетки
Индекс Кетле (вес/рост2)
1а
124
30
62
20
2а
118
20
58
15
3а
127
25
60
15
4а
120
23
66
15
5а
123
27
62
18
6а
122
35
70
23
7а
122
24
59
17
8а
122
34
70
23
9а
136
28
61
15
10а
119
20
59
14
11а
123
25
64
16
12а
120
25
62
17
13а
127
23
60
14
14а
127
27
64
16
15а
126
29
63
19
16а
128
23
62
14
17а
129
25
60
15
18а
128
40
77
25
19а
123
24
62
16
20а
138
26
64
13
21а
123
25
61
16
22а
131
38
63
22
23а
130
28
64
16
1б
115
22
59
16
2б
120
24
57
16
3б
117
19
53
14
4б
115
22
59
16
5б
122
23
59
16
6б
118
22
59
16
7б
133
32
66
18
8б
125
28
68
18
9б
123
28
61
18
10б
132
26
62
15
11б
124
24
64
16
12б
125
24
59
16
13б
125
29
60
19
14б
123
25
60
16
15б
117
24
60
18
16б
122
25
65
17
17б
122
25
65
17
18б
118
21
57
16
19б
120
23
63
15
1в
116
24
66
17
2в
122
23
62
15
3в
129
24
63
15
4в
135
30
66
16
5в
116
25
63
19
6в
122
25
62
16
7в
123
24
62
16
8в
128
25
66
15
9в
124
23
57
15
10в
118
23
61
16
11в
124
29
63
19
12в
126
33
68
20
13в
124
26
65
17
14в
125
22
61
14
Задание: составьте вариационные ряды, постройте по ним вариационные кривые для следующих признаков:
1вариант – рост, вес;
2вариант – окружность грудной клетки, индекс Кетле.
Сравните полученные вариационные кривые.
Запишите вывод.
Вывод должен содержать ответ на вопросы:
Какое значение признака встречается наиболее часто?
Какой признак характеризуется более широкой нормой реакции?
Используемая литература
Бородин П.М., Высоцкая Л.В. и др. / Биология: Общая биология: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. М: «Просвещение». 2010.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ