Программа элективного курса "Химия и биология в медицине"
Программа элективного курса «Химия и биология в медицине»
Салонина Валентина Юрьевна,
учитель химии
высшей категории,
Шолкина Надежда Михайловна,
учитель биологии
высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Аннотация.
Курс рассчитан на учащихся, обучающихся по углубленной программе химии и биологии, проявляющих определенный интерес к профессиям химика-лаборанта или врача. Целью курса является обобщение и систематизация знаний по химии и биологии, ознакомление школьников с методами клинической химии, диагностики физиологических функций организма, формирование практических умений в области биохимических исследований, а также воспитание сознательного отношения к здоровью.
Программа элективного курса
Курс рассчитан на учащихся 10 классов, обучающихся по углубленной программе химии и биологии, проявляющих определенный интерес к профессиям химика-лаборанта или врача.
Цель курса: 1. Обобщение и систематизация, углубление и расширение знаний по химии и биологии. Ознакомление школьников с методами клинической химии и методиками диагностики физиологических функций органов, систем и организма в целом.
2. Формирование практических умений в области биохимических исследований.
3. Вовлечение творчески одаренных детей в исследовательскую деятельность, формирование интереса учащихся к науке, содействие сознательному выбору профессии.
Задачи: 1. Развивать познавательные интересы, склонности и способности учащихся, синтезировать;
2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыки;
3. Развивать активность и умения самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности;
4. Формировать научное мировоззрение об окружающем мире;
5. На основе реализации широкого межпредметного синтеза знаний создать условия для творческого применения ранее сформированных знаний и умений;
6. Развивать интеллектуальные умения (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, устанавливать различного рода связи и т. д.);
7. Более детальное ознакомление учащихся с техникой лабораторных работ в реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой общего и специального назначения;
8. Учащиеся должны усвоить, что при любых патологиях в работе организма появляются отклонения в биохимических показателях, которые могут быть выявлены химическими методами анализа;
9. Углубление знаний о процессах обмена веществ в организме.
Курс проводится в виде лекционно-практических уроков с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях. Исследование проводится после краткого повторения соответствующих разделов анатомии и физиологии человека. Большинство исследований проводятся на базе клинической лаборатории с соблюдением всех гигиенических норм. Опыты проводит врач-лаборант, демонстрирующий основные методы исследования.
При проведении отдельных исследований в условиях школьной лаборатории используются готовые препараты либо имитирующие составы натуральных объектов.
В течение всего элективного курса учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде курсовых работ и стенных газет. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции желательно приглашать врачей – лаборантов, специалистов смежных областей науки.
Теоретической базой курса служат школьные курсы химии и биологии. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках химии и биологии, учащиеся знакомятся с основами медицинских знаний.
Основные идеи курса: 1. Науки химия и биология служат интересам человека и при правильном использовании их достижений способствуют решению многих проблем;
2. Здоровый образ жизни – неотъемлемый элемент культуры человека
3. Нарушение в обмене веществ в организме человека приводит к патологии и изменению биохимических показателей, которые могут выявляться клиническими лабораторными исследованиями
4. Без прочих знаний химии и биологии нельзя стать квалифицированным врачом или химиком – лаборантом.
Требования к результатам обучения.
После изучения элективного курса учащиеся должны:
Знать и выполнять правила техники безопасности при работе в химической лаборатории с учетом специфики работы с биологическим материалом;
Знать основы анатомии и физиологии человека, функции отдельных систем организма;
Определять физико-химические показатели различных биологических жидкостей и имитирующих их растворов;
Сопоставлять показатели, полученные во время эксперимента, уметь прогнозировать патологии в работе организма.
Уметь работать с реактивами, химической лабораторной посудой, приборами.
Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.
ТЕМА 1. Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории.
Ознакомление учащихся с планом и содержанием курса.
Правила безопасной работы в химической лаборатории. Особенности правил техники безопасности при проведении клинических анализов
( инструкция по мерам профилактики распространения инфекционных заболеваний при работе в клинико-диагностических лабораториях лечебных и профилактических учреждениях, утвержденной Минздравом РФ и Правилами устройства техники безопасности, производственной санитарии противоэпидемического режима и личной гигиены при работе в лабораториях санитарно-эпидемиологических учреждений системы Минздрава РФ). Оформление выполнения химического эксперимента.
Практическая работа. 1. Правила техники безопасности лабораторных работ.
2. Правила техники безопасности при проведении исследований в клинических лабораториях.
3. Ознакомление с медицинской аптечкой первой помощи в химической лаборатории.
ТЕМА 2. Знакомство с химической посудой. Работа с мерной посудой, химическими реактивами. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Приготовление растворов различной концентрации. Ареометры. Устройство спектрофотометра (фотоколориметра).
Лабораторное оборудование и химическая посуда. Мытье и сушка химической посуды. Мерная посуда и правила отмеривания заданных объемов жидкостей.
Работа с химическими реактивами, правила их хранения.
Способы получения чистых веществ. Виды смесей. Методы разделения смесей (центрифугирование, дистилляция, хромотография, фильтрование, др.).
Общие правила приготовления растворов и их приготовления. Методы определения концентрации растворов.
Устройство спектрофотометра (фотоколориметра) и основные принципы работы с ним. Спектрофотохимический анализ.
Практические работы: 1. Ознакомление с оборудованием и основными приемами работы в химической лаборатории.
2. Мерная посуда, отмеривание заданных объемов жидкостей.
3. Работа с химическими реактивами.
4. Опыты по разделению смесей различными способами:
Приготовление растворов различной концентрации. Определение концентрации по его плотности. Ареометры.
Работа со спектрофотометром (фотоколориметром).
ТЕМА 3. Анатомия и физиология органов кровеносной системы. Кроветворение и функции крови.
Состав и функции крови.
Строение и функции ферментных элементов крови. Эритроциты – основные переносчики кислорода и углекислого газа. Гемоглобин. Транспорт газов кровью. Малокровие.
Лейкоциты. Виды лейкоцитов. Понятие о лейкоцитарной формуле крови.
Плазма крови. Основные физико-химические показатели плазмы. Функции плазмы.
Показатели крови в норме. Изменение состава и свойств крови при различных заболеваниях.
Свертывание крови. Группы крови. Методика клинического определения группы крови. Реакция агглютинации эритроцитов.
Резус-фактор. Методика клинического определения резус-фактора.
Отбор проб для клинических и биохимических исследований. Анализ крови. Микроскопия готовых препаратов крови. Определение скорости оседания эритроцитов и гемоглобина крови.
Практические работы:
Исследование морфологии эритроцитов и лейкоцитов крови. Подсчет количества форменных элементов крови с использованием камеры Горяева.
Определение гемоглобина в крови гемоглобинцианидным методом.
Определение гемоглобина с помощью гемометра Сали.
Определение группы крови человека при помощи Цоликлонов Анти-А, Анти-Б, Анти-АБ.
Определение резус-принадлежности крови человека при помощи реагента Цоликлон анти-D супер.
Определение наличия глюкозы в крови глюкозооксидазным методом.
Определение общего белка в сыворотке и плазме крови биуретовым методом.
Определение концентрации холестерина в сыворотке и плазме крови.
Исследование функций внешнего дыхания.
Влияние гипотонического и гипертонического растворов хлорида натрия на эритроциты.
ТЕМА 4. Анатомия и физиология органов пищеварения. Состав и свойства желудочного сока.
Строение органов пищеварительной системы. Секреторные функции пищеварительной системы. Типы пищеварения. Всасывание.
Пищевые продукты и питательные вещества. Изменение питательных веществ в различных отделах пищеварительной системы. Витамины.
Изменение состава и свойств желудочного сока при различных заболеваниях. Методика отбора проб желудочного сока для клинических и биохимических исследований. Зондирование.
Методы исследования содержимого желудка. Определение физических и химических показателей желудочного сока. Водородный показатель и шкала pH. Методы измерения pH.
Практическая работа:
Определение общей кислотности желудочного сока.
Изучение условий действия ферментов желудочного сока.
Определение времени переваривания желудочным соком различных пищевых веществ.
Действие желчи на жиры.
ТЕМА 5. Анатомия и физиология органов выделительной системы. Состав и свойства мочи.
Строение органов выделительной системы. Механизм образования и выделения мочи. Суточное количество мочи. Концентрационная способность почек.
Физические и химические свойства и средний состав нормальной мочи. Изменение состава и свойств мочи при различных заболеваниях. Методы определения физических свойств мочи и реакции мочи.
Отбор проб мочи для клинических и биохимических исследований. Лабораторное определение физических и химических показателей мочи.
Клинический анализ исследований мочи на содержание белка, сахара, крови и кровяных пигментов в моче.
Практические работы:
Определение физических свойств и реакции мочи.
Качественные реакции на некоторые катионы и анионы в моче.
Определение мочевины в моче.
Определение глюкозы в моче глюкозооксидазным методом.
Определение белка в моче.
Определение кетоновых тел в моче.
Определение крови и кровяных пигментов в моче.
Рассматривание под микроскопом микропрепарата почки.
ТЕМА 6. Защита курсовых работ по индивидуальным темам.
Индивидуальную тему курсовой работы каждый ученик выбирает на начальном этапе обучения. В приложении приводится примерный перечень курсовых работ.
Так же по итогам курса можно провести КВН «Знаешь ли ты себя?»
Примерный перечень курсовых работ.
Проблемы переливания крови.
И.П.Павлов – основоположник современного учения о пищеварении.
И.И. Мечников - создатель учения о фагоцитозе.
Значение растворов для биологии и медицины.
Методы исследования крови и их диагностическое значение в лечебной практике.
Белковый обмен и методы его клинического контроля в организме.
Углеводный обмен и методы его клинического контроля в организме.
Механизмы взаимодействия медицинских материалов с биологическими системами.
Роль желчи в пищеварении.
Химические материалы для искусственных органов.
Аналитическая химия в медицине.
Дыхательные пигменты, встречающиеся в животном мире.
Зависимость скорости свертывания крови от температурных и эмоциональных факторов.
Список использованной литературы
Анатомия человека: Учебник / Под ред. М.Р.Сапина. - М.:Медицина, 2005.
Астафуров В.И. Основы химического анализа. - М. «Просвещение», 1977
Билич Г.Л. Биология: цитология, гистология, анатомия человека: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Спб.: Союз, 2001.
Биология: Учеб. Пособие для студентов мед. училищ / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия 10 кл.: Учеб. Пособие – М.: Дрофа, 2000.
Дьяковин С.В. Методика факультативных занятий – М.: Просвещение, 1985.
Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике. - Минск: Беларусь, 2002.
Практикум по общей неорганическеой химии./ Под ред. Н. Н. Павлова. В.ИФролова. - М.: Дрофа, 2002.
Программы элективных курсов по химии: - М.: Дрофа, 2006.
Лившиц В.М., Сидельникова В.И. Медицинские лабораторные анализы: справочник. - М.: Триада-Х. 2002.
Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2001.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ