Конспект урока биологии для 6 класса на тему « Биология. Живой организм»

Итоговая работа по биологии.

Тематическое планирование - линия Н.И. Сонина.

6 класс « Биология. Живой организм»

ТЕМА 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2часа)

Жизнедеятельность растений: рост и развитие . Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние животных покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

Практикум

Планирование исследований условий прорастания семян. Решение биологических проблем с помощью мозгового штурма.

10 класс « Общая биология»

ТЕМА 3.4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (2 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Практикум

Проектирование индивидуального развития организмов. Решение биологических проблем с помощью системного анализа.

Тема урока «Рост и развитие растений и животных»

Тип урока – комбинированный (2 ч.)

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию:

Образовательная – способствовать осознанию онтогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных и растений;

Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;

Воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Методы – частично поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Средство обучения – литература (см. приложение ).

Данное учебное занятие проведено для учащихся VI и X классов. По программе на изучение данной темы выделяется 2 часа. Самостоятельную творческую работу над проектом шестиклассники выполняют под руководством учащихся X класса и учителя. Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей.

Для учащихся VI класса используется прием работы проблемной группы, когда решается одна проблема. Но каждый ученик индивидуально со своим источником информации. Затем лидер группы предлагает каждому высказать свое суждение и формулирует обобщенный опыт.

Ученики X класса заслушивают шестиклассников, дополняют их ответы, готовят совместные выступления, обосновывают ответ по решению проблемной задачи.

Ход урока

Этап урока

(этап работы над проектом)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент (запуск проекта)

Определяет готовность учащихся к работе. Называет тему: «Рост и развитие растений и животных». Выдает всем учащимся жетоны пяти разных цветов по однородному цвету, формируются малые группы в VI и X кл.

Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы по четыре человека в VI кл. и в X кл., определяют партнеров по проблеме с помощью однородных жетонов. Формируют большие группы

Целеполагание и мотивация (планирование работы)

Дает справку (по убеждению преформистов, развитие отсутствует, происходит только количественное увеличение уже заранее предшествующих частей организма, заключенных в зародышевой клетке. Противоположный взгляд: организм развивается из бесструктурной однородной массы – это эпигенез).

Определяет проблему: неизвестно, что организм растет. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества?

Формулирует задания (проблемы) для проектной работы учащихся. Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта.












Анализируют проблему. Учащиеся VI и X кл. выбирают аналогичное задание для самостоятельной работы (каждая группа по желанию выполняет одно задание).

Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности. определяет форму презентации проекта и количество выступающих (пара, группа)


Проблемы

1. Каков смысл термина» развитие». (Проектное задание 1)

2. Докажите необходимость изучения закономерностей онтогенеза для управления процессами индивидуального развития растений и животных. (Проектное задание 2)

3. Для каких организмов характерно непрямое развитие? Можно ли считать его более примитивным, чем прямое? (Проектное задание 3)

4. Каким образом индивидуальное развитие какого-либо организма может отражать эволюционные преобразования в его строении? (Проектное задание 4)

5. Черешня до новой эры как культурное растение возделывалась в Иране и Малой Азии. Предложите пути появления черешни в Европе. (Проектное задание 5)

6. Известно, что семена, находясь в состоянии покоя, не прорастают. Почему? Ответ подтвердите результатами опыта. (проектное задание 6)


Группа 1. Выполняют проект, раскрывают смысл термина «развитие» как усложнение, появление качественно новых образований.

Подготавливают выступления и плакат.



Группа 3. Выполняют проект, обосновывают ответ, подготавливают его схемами развития и рисунками.


Группа 4. Выполняют проект, подготавливают ответ на вопрос и делают плакат-опору для выступления.



Группа 5. Выполняют проект, конструируют ответ, предлагают схему, используя карту мира.



Группа 6. Выполняют проект, конструируют ответ на вопрос, используя дневник наблюдения по результатам опыта

Актуализация знаний и умений (определение уровня готовности к поисковой работе)

Предлагает дать определения базовых понятий, необходимых для изучения темы: размножение, деление, гамета, зигота, оплодотворение, двойное оплодотворение.

Напоминает алгоритм выполнения исследований

Дают определения





Вспоминают алгоритм исследования. Выясняют, как и где можно найти необходимую информацию

Первичное усвоение знаний (сбор информации)

Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся

Знакомятся с информацией и отбирают источники.

В ходе дискуссии в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта

Осмысление учебного материала (структурирование информации)

Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на учебник

Продолжают выполнять исследования. Структурируют содержание

Закрепление учебного материла (обмен информацией)

Организует работу между малыми группами VI и X классов, выполнившими задания по аналогичным проблемам

Идет обмен информацией «по вертикали», т.е. малые группы X кл. заслушивают малые группы VI кл., дополняет их ответы, уточняют результаты и форму творческого проекта.

Совместно определяют количество учеников VI и X кл., для защиты проекта

Применение знаний в новой ситуации (обмен информацией)

Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание платков, схем и др.)

Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой: готовят выступления, плакаты, схемы, карты и др.

Проверка и оценка результатов (экспертиза)

Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проекта.

Собирает письменные работы для оценки


Организует конкурс проектов и определение победителей по номинациям «Самый научный», «Самый интересный», «Самый содержательный», «Самый оригинальный», «Самый иллюстрированный», «Самый лаконичный»

Защищают исследовательские проекты.





Сдают письменную работу для контроля. Эксперты (учащиеся X кл.) оценивают результаты проектной деятельности, ориентируясь на основные критерии выполнения и защиты проекта.

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия)

Предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты работы которых способствовали достижению цели урока

Эксперты перечисляют фамилии наиболее активных учащихся и победителей каждой номинации. Учащиеся VI кл. определяют уровень своих достижений



Проектные задания для самостоятельной работы учащихся 6 класса:

Проектное задание 1 ( группа 1)

Прочитайте текст учебника на стр. 140-149 и дополните информацию. Ответьте на вопросы:

  1. Как вы понимаете слова Тимирязева К. А. « Наиболее выдающаяся черта в жизни растений заключается в том, что оно растет» ?

  2. Объясните, как возникают различия между клетками в организме.

  3. Дайте определение понятию « проросток».


Проектное задание 2 ( группа 2)

Прочитайте текст учебника на стр. 140-149 и дополните информацию. Выполните следующие задания:

  1. Дайте определение понятию « онтогенез».

  2. Перечислите факторы, влияющие на онтогенез организма. Заполните таблицу:



Внешние факторы

Внутренние факторы




  1. Заполните схему:

Регуляторы роста






Проектное задание 3 ( группа 3)


Прочитайте текст учебника на стр. 140-149 и дополните информацию. Выполните следующие задания:

  1. Рассмотрите рисунки учебника на с. 146, 147, 149, заполните схему и приведите примеры.

Развитие организма

  1. Охарактеризуйте стадии развития лягушки и саранчи.

  2. Чем прямое развитие отличается от непрямого?



Проектное задание 4 ( группа 4)

Прочитайте текст учебника на стр. 146-149 и дополните информацию. Ответьте на вопросы:



  1. Какая структура дает начало развитию всем многоклеточным организмам?

  2. Приведите примеры сходства в строении зародышей разных классов позвоночных животных.

  3. О чем свидетельствует появление полосатой окраски шерсти львят, характерной для большинства видов из семейства кошачьих?



Проектное задание 5 ( группа 5)

Прочитайте текст учебника на стр. 140-143 и дополните информацию. Ответьте на вопросы:

  1. Дать определение понятия «семя».

  2. Каково значение семян?

  3. Предложите, используя карту мира, путь появления черешни в Европе.



Проектное задание 6( группа 6)

Прочитайте текст учебника на стр. 146-149 и дополните информацию. Ответьте на вопросы:

  1. Перечислите условия прорастания семян.

  2. Опытным путем докажите необходимость для прорастания семян воды; воздуха и тепла.

  3. Заполнение дневника наблюдений.




Литература :

Сонин Н.И. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11кл.-М.:Дрофа, 2001.

Сонин Н.И. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Биология. 6 кл.-М.: Дрофа,2007.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1968.

Тройтак Д.И. Книга для чтения по ботанике.- М. : Просвещение.1978.


Проектные задания для самостоятельной работы учащихся 10 класса:

Проектное задание 1 ( группа 1)

Прочитайте текст учебника на стр. 192-196 и дополните информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Что собой представляет и в чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?

  2. Какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных клеток?

  3. Заполните таблицу. Ответьте на вопросы: из какого листка формируется: лимфатическая система; мышцы; сетчатка глаза; печень; эмаль зубов; почки.

Зародышевые листки и их производные


Зародышевые листки

Производные зародышевых листков

Эктодерма


Энтодерма


Мезодерма


  1. Заполните схему и опишите этапы онтогенеза высших растений

Онтогенез растений

Проектное задание 2 ( группа 2)

Прочитайте текст учебника на стр. 192-196 и дополните информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Раскройте влияние факторов внешней среды на рост растений.

  2. Укажите процессы онтогенеза, на которые влияют внешние и внутренние факторы. Заполните таблицу:

факторы


Процессы, на которые они влияют

Внешние


Свет


Электромагнитное излучение


Температура


Кислород


Вода


Сезонные изменения


Питательные вещества


Отходы метаболизма


Внутренние


Гены


Гормоны и ростовые вещества


3.Как осуществляется гормональный контроль над онтогенезом насекомых?

4.Расскажите об использовании естественных и синтетических стимуляторов роста в растениеводстве.


Проектное задание 3 ( группа 3)

Прочитайте текст учебника на стр. 192-196 и дополните информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Перечислите и охарактеризуйте этапы прямого развития.

  2. Какой вид постэмбрионального развития сопровождается разрушением личиночных органов и возникновением таких, которые присущи взрослым животным? Приведите примеры.

  3. В чем выражается адаптивное значение личиночной стадии?

  4. На какие группы подразделяются животные по характеру роста? Приведите пример.

Проектное задание 4 ( группа 4)

Прочитайте текст учебника на стр. 192-196 и дополните информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Сформулируйте биологический закон Ф. Мюллера – Э. Геккеля.

  2. Приведите примеры, отражающие эволюционные преобразования позвоночных животных и растений.

  3. Какой вклад в развитие биологического закона внес российский ученый академик А. Н. Северцов?

  4. В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.



Проектное задание 5 ( группа 5)

Прочитайте текст учебника на стр. 140-146 ( Биология. 6 класс) и дополните информацию. Сконструируйте вопросы разного уровня сложности для учащихся 6 класса с целью оказания им поддержки в выполнении работы.

Проектное задание 6 ( группа 6)

Прочитайте текст учебника на стр. 192-196 и дополните информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Назовите причины физиологического покоя семян.

  2. Заполните схему и дайте характеристику типам покоя.


Типы покоя





  1. Раскройте физиологию прорастания семян.

  2. Опытным путем докажите необходимость для прорастания семян: воды, воздуха, тепла.

Литература :

Полянский Ю.И. Общая биология: Учебник для 10-11кл. средней школы – М. : Просвещение, 1991.

Овчаров К.Е. Регуляторы роста растений.- М.: Просвещение, 1968.

Полевой В.В. Физиология растений. – М.: Высшая школа, 1989.







Анализ урока

При моделировании учебного занятия необходимо соотнести структурные компоненты его: (или системы учебных занятий) со следующими этапами работы над проектом: запуск проекта, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.

Для большей наглядности модель учебного занятия представлена в виде таблицы. В ней отражены структурные компоненты занятия, этапы работы над проектом, деятельность учителя и учащихся.

Модель учебного занятия в режиме проектного обучения (исследовательский проект)

Этап занятия

Запуск работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Запуск проекта

Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание на проектной деятельности, помогает сформировать группы и найти партнеров

Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнеров

Целеполагание и мотивация

Планирование работы

Формулирует задание для самостоятельной работы, определяет проблемы, мотивирует познавательную деятельность учащихся

Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта: выступление, доклад и др. Определяют форму презентации, распределяют обязанности участников совместного проекта

Актуалиация знаний и умений

Определение уровня готовности к поисковой работе (самодиагностика)

Подготавливает учащихся к выполнению исследования

Выясняют пути достижения цели, вспоминают основные понятия темы, приемы отбора содержания и решения проблемы

Первичное усвоение знаний

Сбор информации

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации

Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное

Осознание и осмысление учебного материала

Структурирование информации

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ

Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют гипотезу, конструируют систему вопросов, предполагают варианты решения проблемы, выбирают ее оптимальный вариант

Закрепление учебного материала

Обмен информацией

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников

Находит партнера по проблеме, знакомят его со своими вариантами решения проблемы; заслушивают партнера; уточняют результаты; обмениваются вопросами; разрабатывают форму творческого проекта

Применение знаний и умений в новой учебной ситуации

Оформление результатов работы

Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к творческой защите, активизирует их работу

В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов форму творческого проекта

Проверка и оценка результатов

Экспертиза проекта: рецензирование





Защита

Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования.

Организует личное выступление ученика, помогает оценивать работу в ходе защиты

Рецензируют содержание и форму изложения работы друга друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы

Подведение итогов урока

Рефлексия

Высказывает собственное суждение о достижении цели урока

Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха



Выполнение и защита каждого проекта оценивались проектом, учителем и учащимися класса. Оценка проводилась в балах (0; 5; 10; 20) по пяти критериям (см. табл.) каждого вида работы. Рейтинговая оценка рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей.

Оценка деятельности проектанта

Ф.И.____________________________

Критерии выполнения и защиты проекта

Оценка

Проектанта

Учителя

Учащихся

Рейтинговая

Выполнение проекта

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы





2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность





3. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений





4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота биографии, цитируемость





5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем, рисунков





6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность





7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи





8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории





9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы





10. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность







Суммарная оценка защиты проекта:

Отлично – 155-200 баллов

Хорошо – 100-154 балла.

Удовлетворительно – менее 150 баллов.

Результаты оценивания проектных групп:

1 группа: - 145баллов – хорошо.

2 группа: - 85 баллов – удовлетворительно

3 группа: - 175 баллов – отлично

4 группа: - 105 баллов – хорошо

5 группа: - 115 баллов – хорошо

6 группа: - 100 баллов - хорошо

Как показывают результаты работы, материал усвоен в полном объеме, но учащиеся испытывают затруднения на этапе экспертизы проекта, не владеют приемами оценки деятельности товарищей в процессе защиты проекта.

В процессе обучения проектированию важно обращать внимание на развитие у школьников системы проектировочных умений: разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу, оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами оформления творческих работ, публично выступать, оценивать себя.

При обучении учащихся приему оценивать себя Т.И. Шамова предлагает следующий алгоритм рефлексии:

Я – как чувствовал себя процессе учения. Было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.

Мы – насколько комфортно, с каким настроением работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; авторитетен ли я в вопросе…; у меня были затруднения в работе с группой.

Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

































Приложение

Развитие организма (информация для учащихся на этапе целеполагания и мотивации)

Развитие организма обычно начинается с половых клеток – яйца и сперматозоида. В ходе развития оплодотворенное яйцо многократно делится, образуя многоклеточный организм, клетки постепенно видоизменяются (дифференцируются), становятся специализированными клетками тканей и органов. Процессы развития наблюдаются также и при вегетативном размножении, которое происходит у некоторых наших животных, но особенно выражено у растений.

Организм развивается в процессе образования из половых клеток (сохранивших геометрические возможности) целого организма. Говоря другими словами, развитие – это реализация генетической информации, определяющей развитие органов и тканей целого сложного организма.

Изменения в ходе развития имеют огромное адаптивное значение, подготавливая организм к тем условиям, в которых ему предстоит жить. Изучение эмбрионального развития составляет предмет эмбриологии. События, происходящие в этот период, в основе своей сходны у всех животных. Они помогают нам лучше понять происхождение тканей, органов, систем главных стадий: дробление яйца, гаструляции, органогенеза.

Клетки, возникающие в результате деления дробления яйца у многоклеточных животных носят название бластомеров.

За период дробления следует период гаструляции. В процессе гаструляции образуются зародышевые листки. У большинства организмов образуются три зародышевых листка: эктодерма (наружный слой), мезодерма (средний) и энтодерма (внутренний). Разделению тела зародыша на экто-, мезо- и энтодерму предшествует органогенез – образование зачатков органов.

Судьба трех зародышевых листков в процессе развития позвоночного показана ниже.

Бластомеры

Эктодерма

Мезодерма

Энтодерма

Знатоки ЦНС, органов чувств, покровов

Зачатки скелета, мускулатуры, кровеносной системы, половых органов и органов выделения

Кишечная трубка, из которой позже вычленяются зачатки печени, поджелудочной железы, органов дыхания







Литература __________________________________________________________________

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

Каларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.

Метод проектов. В. кН.: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под редакцией Е.С. Полат. – М. 1999.

Селевко Г.К. Современные технологии обучения//Народное образование. – 1998. - №2.

Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это за такое и как их использовать в школе/Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.

Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования – М.: МПГУ, 1998.









14


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ