Конспект урока биологии для 8 класса на тему «Строение и функции кожи»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников
по Северо-Казахстанской области»
Тема урока: «Строение и функции кожи»
(8 класс)
Выполнил: учитель биологии
Лободюк А.М.
Проверил: Сабиева К.У.
Медведева О.М.
г. Петропавловск
2014
Тема урока: «Строение и функции кожи»
Цель: научиться определять функции покровного органа – кожи на основе ее строения.
Задачи:
Образовательные: изучить строение и функции кожи, установить их взаимосвязь.
Развивающие: уметь выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Воспитательные: знать о необходимости соблюдения правил ЗОЖ, усвоить знания о бережном отношение к себе и к своему организму.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Методические приёмы: прием «Догадайся!», «Верите ли Вы, что…», «Продвинутая лекция», техника учения «Кластер».
Ресурсы: таблица «Кожа», информационные и оценочные листы, презентация к уроку, мультимедийный проектор
Сценарий урока
Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
– Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
Ι. Вызов
У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля» (Слайд 2)
Беседа по вопросам:
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым? (Слайд 3)
(Учащиеся отвечают, учитель обобщает)
– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь, вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 4)
«Догадайся!»
– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
–Вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).
– Итак, тема нашего урока «Строение и функции кожи» (Слайд 5)
– Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. Какова цель нашего урока?
Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает.
– Целью нашего урока изучить строение и функции кожи, установить их взаимосвязь.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…».
Задание «Верите ли вы, что…» (Слайд 6)
… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
… секрет потовых желёз не имеет запаха.
… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
… кожа – сложный орган со многими функциями.
… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
… кожа тесно связана с нервной системой.
… каждые 28 дней ваша кожа обновляется
… в коже происходит образование витамина Д.
… 2% кислорода в организм поступает через кожу.
… если растянуть кожу среднего человека, то она займет площадь в 2 квадратных метра
… у каждого волоса есть маленькая мышца, которая приподнимает волосы при холоде и различных эмоциональных состояниях
– К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия.
IΙ. Стадия осмысления (учащиеся делятся на 3 пары для работы)
Проблемный вопрос: по какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?(Слайд 7)
«Бортовой журнал №1» (Слайд 8)
Предположения (3 мин.)
Новая информация
– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 7) У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. (Слайд 8) Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 9), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?
Рефлексия: сопоставление новой информации с имеющейся информацией.
Проблемный вопрос: Для чего нужна кожа человеку? (Слайд 9)
«Кластер» (7 мин.) (Слайд 10)
– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы расширить и сравнить ваши предположения обратимся к учебнику. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 234 (учебник «Биология. 8 класс» Авторы: Р.Алимкулов, Р.Сатимбеков,А.Соловьева) и дополните, если необходимо, свой кластер
(слайд 11):
Рефлексия: сопоставление новой информации с предположениями.
Проблемный вопрос: Почему кожа не рвется и не стирается в течение жизни? (слайд 12).
«Бортовой журнал №2» (слайд 13)
Предположения (7 мин.)
Новая информация (рис.)
– Давайте теперь вместе рассмотрим строение кожи на примере рис.132 стр. 235 учебника (слайд 14).
Рефлексия: сопоставление новой информации с предположениями, выяснение взаимосвязи функций кожи с ее строением.
IΙI.Стадия рефлексии
– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.
Беседа по вопросам:
– Что было вам известно о коже?
– Что было новым для вас?
– О чём думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
– Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.
– Вернёмся к заданию «Верите ли вы что...? Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 15)
Беседа по вопросам (Слайд 16):
– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?
(Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности (Слайд 17).
Оценка успешности занятия (мероприятия) - «мишень» (Слайд 18).
– Каждый участник должен «выстрелить» в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель.
Интересность Полезность
Доступность Микроклимат
– Спасибо, сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы (Приложение 1, слайд 19).
ΙV. Домашнее задание (слайд 20).
Всем: прочитать материал учебника на странице 234-237.
По желанию:
Составить кроссворд по теме.
(Приложение 1)
Оценочный лист
Ф.И. ученика _________________________
Максимальное кол-во баллов
Заработанное кол-во баллов
«Бортовой журнал №1»
7 баллов
«Кластер»
5 баллов
«Бортовой журнал №2»
10 баллов
«Верите ли вы что…»
10 баллов
«Активная работа на уроке»
3 балла
Итог:
35 баллов
Критерии оценки: Оценка _______________
От 31 до 35 баллов – «5»
От 26 до 30 баллов – «4»
От 21 до 25 баллов – «3»
Менее 20 баллов – «2»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ