Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Химический состав клеток. Неорганические вещества»
Конспект урока биологии для 6 класса
по теме
«Химический состав клеток. Неорганические вещества»
Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии
филиала МБОУ Мурзицкой СОШ - Кочетовская ООШ,
с. Кочетовка (Сеченовский район, Нижегородская область)
УМК «Биология. 6 класс. Живой организм»
Под редакцией Н. И. Сонина
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить химический состав клеток живых организмов, познакомиться с неорганическими веществами, входящими в состав клеток, рассмотреть их функции
Задачи:
1) Образовательные:
- дать понятие о неорганических веществах клетки;
- изучить химический состав растений и животных;
- рассмотреть роль разных веществ в организме.
2) Воспитательные:
- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
3) Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;
- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, семена пшеницы, пробирки, штатив, спиртовка, спички.
Использованные источники
Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.
Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.
М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005
Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.
Ссылки на сайт:
http://biouroki.ru/material/animals/gidra.html
http://go.mail.ru/search_images
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800605
Ход урока:
№
Этапы урока
Приём урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Приветствие.
Определение целей и задач урока
( слайд 1)
1 мин
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке.
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
2
Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа учащихся по тестовым заданиям.
(Приложение 1)
6 мин
Раздает задания по вариантам, объясняет их выполнение.
Работают с заданиями
3
Изучение нового материала.
Мотивация
Фронтальная работа с классом
( слайд 2)
2 мин
Учитель задает учащимся наводящие вопросы:
Что объединяет все живые организмы? (клеточное строение)
К живой или неживой природе относят семена пшеницы?
(живая природа)
Почему?
По ходу обсуждения, учитель пишет на доске два столбика суждения по поводу того, что семена живые ( прорастают) или неживые
( не питаются).
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.
Демонстрация опыта
«Дыхание прорастающих семян»
( слайд 3)
4 мин
Учитель берет две пустые колбы, в одну из которых помещает в влажные набухшие семена. Затем закрывает обе колбы резиновыми пробками с вставленными в них горящими свечами. В ходе опыта, видно, что свеча в колбе с семенами гаснет, а в пустой – она горит.
Дети обсуждают результат опыта, демонстрирующий им, поглощение кислорода внутри колбы семенами и выделение ими углекислого газа, не поддерживающего горение.
Рассказ учителя с элементами беседы
( слайд 4)
3 мин
Учитель обобщает суждения детей, сообщает, что набухшие семена дышат, а значит – они живые. Вовремя дыхания семян, выделяется тепло, нагревающее их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян не погибают. Семена теряют всхожесть. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным. Это необходимо и для сухих семян, хотя дышат они слабее, чем прорастающие. Такие условия для хранения семян создаются в современных зернохранилищах. (элеваторах).
Учитель, отмечает, что бывают мертвые (невсхожие) семена, которые никогда не прорастут, так как зародыш в них погиб
Слушают объяснение учителя и приходят к выводу, что семена относятся к живой природе, так как созданы живыми растениями.
Объяснительно- иллюстративный с
( слайд 5 - 6)
5 мин
Рассказ учителя с элементами беседы об химических элементах живых клеток и их содержании
Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь схему «Вещества клетки»
Демонстрация опыта «Нагревание семян в сухой пробирке»
( слайд 7)
5 мин
Учитель демонстрирует учащимся сухую пробирку и находящиеся в ней сухие семена. Затем помещает пробирку под пламя спиртовки и нагревает ее. Стенки пробирки начинают запотевать. Просит учащихся прокомментировать происходящие изменения в пробирке
Учащиеся замечают выделение из семян жидкости - воды, поясняют, что она ранее входила в состав семян.
Демонстрация опыта «Сжигание семян»
( слайд 8)
5 мин
Учитель кладет на химическую ложечку несколько сухих семян и помещает в пламя спиртовки. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ (минеральных солей)
Учащиеся наблюдают за демонстрацией опыта и его результатами
Физкультминутка
(слайд 9)
2 мин
Демонстрирует упражнения
Выполняют упражнения
Групповая работа с текстом учебника по заданию карточек
(Приложение 2)
( слайд 10)
5 мин
Учитель раздает детям карточки, просит их самостоятельно прочитать текст стр. 12-13 и выполнить задание (Приложение 2)
Комментирует ответы учащихся, поощряя их.
Работают с текстом, выполняют задание.
По прошествии времени, учащиеся каждой группы по цепочке читают предложения из задания и вставляют недостающие термины.
4
Закрепление нового материала
Работа с заданиями №1 и № 2
( слайд 11-12)
5 мин
Раздает задания №1 и №2 по карточкам и объясняет учащимся алгоритм их выполнения, организует беседу с учащимися по итогам выполнения заданий.
Выполняют задание. Называют правильные ответы.
5
Итоги урока.
Домашнее задание
Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.
Рефлексия.
( слайд 14)
2 мин.
Организует беседу с классом по вопросам:
Достигли ли вы цели урока?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Демонстрирует слайд с домашним заданием.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ