Конспект урока биологии для 8 класса «Регуляция пищеварения»

Урок «Регуляция пищеварения» по биологии человека в 8 классе по УМК Пасечника В. В.

Урок начинается с вопроса учителя к детям: - А у вас есть хобби? ( Слайд №1) Какое? У меня тоже есть –вкусно готовить и красиво оформлять.(учитель показывает красиво оформленный торт) Просмотр слайда с красиво оформленной пищей и вопрос: Учитель: с вами происходит в то время, когда вы смотрите на красиво оформленные аппетитные блюда? ( Слайд №2) Дети: Сглатывание слюны, которая выделяется.

У: почему она выделяется? Дети: реагирует на вкусную пищу.

У: С помощью чего реагирует? Дети: Нервной системы и гуморальной.

У: Они тесно связаны и действуют как? Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно. У: Мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Какова же тема урока? Дети говорят сами

Тема урока: Регуляция пищеварения

Работа в тетрадях: Тема: Регуляция пищеварения ( Слайд №3)

Цель: сами - изучить механизмы регуляции пищеварения

Задачи: Читаем по слайду

- рассмотреть учение о физиологии высшей нервной деятельности;

- показать возможности фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта;

-определить роль гуморальной регуляции в пищеварении;

- выявить возможности использования изученного материала в повседневной жизни

Какая задача вам ближе всего? 4 Хорошо, вернемся к ней в конце урока.

Правила получения баллов: устные ответы – 1 балл, письменные – баллы обозначены на слайде. По движению урока вы проставляете себе баллы, по сумме баллов – итог урока

Итак: привлекательный вид, вкус и запах пищи способствует выделению пищеварительных соков, вызывает аппетит. Пищеварительная система готовится к принятию пищи заранее, переваривание идет более качественно (Слайд № 4)

Способствует выделению пищеварительных соков и соблюдение режима питания. Постоянное время приема пищи вырабатывает условный пищевой рефлекс. Поднимите руки, кто соблюдает режим питания (примерно хотя бы)

Рефлексом же является и чувство голода, которое возникает, когда питательны вещества, попавшие в кровь, расходуются. Когда содержание их падает ниже нормы, возбуждается пищевой центр головного мозга А как некоторые люди заглушают чувство голода? Курением? Среди вас курящих нет? Курение приглушает чувство голова на 10 – 15 мин, и чувство голода усиливается. Кроме того курящие люди очень часто сплевывают слюну. Почему? Табачный дым вызывает усиленное сокоотделение. Вред от курения назовите Совет на будущее – курение, кроме всего прочего, вызывает язву желудка, особенно опасно в данной ситуации(Слайд № 5,6)

А что такое рефлекс? –

Рефлексы бывают какие … Условные и безусловные.. (Слайд № 7)

Просмотр ролика 492 (Мультемидейное приложение к учебнику Сонина Н. И для 8 класса. Биология. Человек)

Письменная работа в тетрадях - 1,5 мин

1.Рефлекс – это…

2.Условный рефлекс – это

3.Примеры условного рефлекса –

4. Безусловный рефлекс – это

5. Примеры безусловного рефлекса –

Проверяем – 5 баллов По сумме баллов – Оценка за урок (Слайд № 8)

Выработка условного рефлекса Ролик 500 (Мультемидейное приложение к учебнику Сонина Н. И для 8 класса. Биология. Человек) (Слайд № 8)

При использовании рисунка А на ваших столах, слайда и только что прослушанного материала составьте схему Безусловного рефлекса. Работа по группам из 4 человек. Схему держать в руках

От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга (центр П), и собака опознает пищу, а второй – к слюнной железе (3) и вызывает слюноотделение. Это врожденный, безусловный, рефлекс 4 балла (Слайд № 9)

Перед кормлением собаки будем включать лампочку. Появление света отметит зрительный центр Л коры больших полушарий. После включения лампочки дадим пищу. Она вызовет безусловный рефлекс и возбуждение в коре, в центре П. Если это проделать несколько раз, то между центрами Л и П возникнет временная связь. И собака будет реагировать на включение лампы выделением слюны

Собрать цепочку рефлекса, используя рисунок Г, работа по группам из двух человек –

Проверяем: Рецептор глаза – Зрительный нерв – зрительная зона коры полушарий большого мозга, воспринимающая свет – Временная связь – пищеварительный центр коры больших полушарий – слюноотделительный центр – слюнная железа. 7 баллов (Слайд № 10)

Объяснить опыт И. П. Павлова - по выработке условного рефлекса Что это? Прокомментировать рисунки – 1 балл (Слайд № 11)

Когда вредно жевать жвачку, а когда полезно? 2 балла (Слайд № 12)

ФизминуткаСели поудобнее, стряхнули плечами и кистями рук и делаем гимнастику для глаз (Слайд № 13)

(Слайд № 14) И.П. Павлов - великий русский ученый, создатель самой многочисленной физиологической школы во всем мире. Сколько этапов исследований можно выделить в его творчестве? 3. Мы изучили какой? создание учения о физиологии высшей нервной деятельности. Но он шел вместе с каким? Исследование физиологии пищеварения

(Слайд № 15) В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Памятник собаке — верному другу человека и безымянной жертве науки(Санкт – Петербург). Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект.

С помощью, какой методики удалось установить рефлекторную реакцию пищеварения.

Ответ в начале параграфа 34 стр 174. Найдите пожалуйста

А что это такое? 2 балла (Слайд № 16)

И П исследовал выделения слюнной железы, получив ее в чистом виде. Никто до него не мог сделать это. Фистулу вы и видите на собаке, а кто внимательный, на предыдущих слайдах тоже можно было увидеть их.

Прокомментируйте рисунок, используя учебник п 34 1 балл (Слайд № 17)

Ответ - Павлов выводил один из протоков слюнной железы наружу и собирал слюну. Это давало возможность получить ее в чистом виде и исследовать состав. (Слайд № 18)

Что такое мнимое кормление, что показано на рисунке 81– 2 балла (Слайд № 19)

Нервную регуляцию, включающую физиологию нервной деятельности и физиологию пищеварения мы рассмотрели. Осталась гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция: В НАЧАЛЕ ЕДЫ ПОЛЕЗНО УПОТРЕБЛЯТЬ САЛАТЫ, БУЛЬОНЫ. Почему. (Слайд № 20) Найти ответ в конце параграфа 34. Ответ - в питательных веществах овощей и бульонов содержаться биологически активные вещества, продукты их расщепления через слизистую желудка всасываются в кровь, действуют на железы желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок 2 балла (Слайд № 21)Усиленное сокоотделение

Найдите противоречие ранее изложенному материалу: всасывание в кишечнике, а мы говорили в желудке. Вывод: и там и там. 1 балл

(Слайд № 22) А вам известны пословицы о еде?

  • Аппетит …

  • Кто ест скоро, тот…

  • Щи да каша -…

  • Ужин не нужен, был …

  • Когда я ем, …

  • Гречневая каша -…,
    А хлебец ржаной -...

  • Если много съешь, то и мёд…. 

  • Кашу…. 

  • Сытый ….


По 1 баллу на группу из 2 человек 1 балл – 9 баллов

Наш завтрак

(Слайд № 23) Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением пищи, прокомментировать завтрак на основе полученных знаний. Поднимите руки те, у кого полезный завтрак 1 балл

А теперь поднимите руки, кто завтракает? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности. Подсчитываем свои баллы и ставим себе оценку. Поднимите руки у кого оценка 5, хорошо позавтракал, 4 и т. д.

Домашнее задание П 34 вопросы и кроссворд по пищеварительной системе( желающим) (Слайд № 24)

Рефлексия по тому, ка справились с поставленными в начале урока задачами и выполнили ли цель урока. Говорят дети. (Слайд № 25)

Оценка работы учителя детьми – заполнение карточек (Слайд № 26)- левому столбцу выбираем соответствие в правом

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был





7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно



Спасибо дети – вы классные. Мне было очень приятно с вами работать. Я завидую вашим учителям, что у них есть вы. (Слайд № 27) И еще – сладкий приз – учитель дарит торт, который был на начало урока
























Итоговое тестирование

1.Почему надо принимать пищу в одно и тоже время?

а) вырабатывается условный рефлекс

б) нарушается процесс пищеварения

в) повышается аппетит

2 Выберите один правильный ответ. Механизмы пищеварения в желудке

изучал

1) Л. Пастер

2) И.П. Павлов

3) И.И. Мечников

4) Э. Дженнер

3 Выберите один правильный ответ. Гуморальную регуляцию пищеварения

осуществляют

1) продолговатый мозг

2) пепсин

3) питательные вещества, всасывающиеся в кровь

4) аппетитный сок


Вопросы:                                    

1) Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез   желудка играют воздействия нервной системы?

 2) Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?

  3)

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был





7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно



1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был





7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно



1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был





7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно



1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был





7.Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно






Образовательные: -Показать возможности разработанного И.П. Павловым фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта и учения о физиологии высшей нервной деятельности. - Изложить историю открытия безусловных и условных рефлексов. - Рассмотреть взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.

Развивающие - работа с разными источниками информации.

Воспитательные: воспитание и формирование здорового образа жизни -знакомство с режимом питания

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Компьютер с проектором

  2. Раздаточный материал




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ