Конспект урока биологии для 8 класса «Регуляция пищеварения»
Урок «Регуляция пищеварения» по биологии человека в 8 классе по УМК Пасечника В. В.
Урок начинается с вопроса учителя к детям: - А у вас есть хобби? ( Слайд №1) Какое? У меня тоже есть –вкусно готовить и красиво оформлять.(учитель показывает красиво оформленный торт) Просмотр слайда с красиво оформленной пищей и вопрос: Учитель: с вами происходит в то время, когда вы смотрите на красиво оформленные аппетитные блюда? ( Слайд №2) Дети: Сглатывание слюны, которая выделяется.
У: почему она выделяется? Дети: реагирует на вкусную пищу.
У: С помощью чего реагирует? Дети: Нервной системы и гуморальной.
У: Они тесно связаны и действуют как? Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно. У: Мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Какова же тема урока? Дети говорят сами
Тема урока: Регуляция пищеварения
Работа в тетрадях: Тема: Регуляция пищеварения ( Слайд №3)
Цель: сами - изучить механизмы регуляции пищеварения
Задачи: Читаем по слайду
- рассмотреть учение о физиологии высшей нервной деятельности;
- показать возможности фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта;
-определить роль гуморальной регуляции в пищеварении;
- выявить возможности использования изученного материала в повседневной жизни
Какая задача вам ближе всего? 4 Хорошо, вернемся к ней в конце урока.
Правила получения баллов: устные ответы – 1 балл, письменные – баллы обозначены на слайде. По движению урока вы проставляете себе баллы, по сумме баллов – итог урока
Итак: привлекательный вид, вкус и запах пищи способствует выделению пищеварительных соков, вызывает аппетит. Пищеварительная система готовится к принятию пищи заранее, переваривание идет более качественно (Слайд № 4)
Способствует выделению пищеварительных соков и соблюдение режима питания. Постоянное время приема пищи вырабатывает условный пищевой рефлекс. Поднимите руки, кто соблюдает режим питания (примерно хотя бы)
Рефлексом же является и чувство голода, которое возникает, когда питательны вещества, попавшие в кровь, расходуются. Когда содержание их падает ниже нормы, возбуждается пищевой центр головного мозга А как некоторые люди заглушают чувство голода? Курением? Среди вас курящих нет? Курение приглушает чувство голова на 10 – 15 мин, и чувство голода усиливается. Кроме того курящие люди очень часто сплевывают слюну. Почему? Табачный дым вызывает усиленное сокоотделение. Вред от курения назовите Совет на будущее – курение, кроме всего прочего, вызывает язву желудка, особенно опасно в данной ситуации(Слайд № 5,6)
А что такое рефлекс? –
Рефлексы бывают какие … Условные и безусловные.. (Слайд № 7)
Просмотр ролика 492 (Мультемидейное приложение к учебнику Сонина Н. И для 8 класса. Биология. Человек)
Письменная работа в тетрадях - 1,5 мин
1.Рефлекс – это…
2.Условный рефлекс – это
3.Примеры условного рефлекса –
4. Безусловный рефлекс – это
5. Примеры безусловного рефлекса –
Проверяем – 5 баллов По сумме баллов – Оценка за урок (Слайд № 8)
Выработка условного рефлекса Ролик 500 (Мультемидейное приложение к учебнику Сонина Н. И для 8 класса. Биология. Человек) (Слайд № 8)
При использовании рисунка А на ваших столах, слайда и только что прослушанного материала составьте схему Безусловного рефлекса. Работа по группам из 4 человек. Схему держать в руках
От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга (центр П), и собака опознает пищу, а второй – к слюнной железе (3) и вызывает слюноотделение. Это врожденный, безусловный, рефлекс 4 балла (Слайд № 9)
Перед кормлением собаки будем включать лампочку. Появление света отметит зрительный центр Л коры больших полушарий. После включения лампочки дадим пищу. Она вызовет безусловный рефлекс и возбуждение в коре, в центре П. Если это проделать несколько раз, то между центрами Л и П возникнет временная связь. И собака будет реагировать на включение лампы выделением слюны
Собрать цепочку рефлекса, используя рисунок Г, работа по группам из двух человек –
Проверяем: Рецептор глаза – Зрительный нерв – зрительная зона коры полушарий большого мозга, воспринимающая свет – Временная связь – пищеварительный центр коры больших полушарий – слюноотделительный центр – слюнная железа. 7 баллов (Слайд № 10)
Объяснить опыт И. П. Павлова - по выработке условного рефлекса Что это? Прокомментировать рисунки – 1 балл (Слайд № 11)
Когда вредно жевать жвачку, а когда полезно? 2 балла (Слайд № 12)
ФизминуткаСели поудобнее, стряхнули плечами и кистями рук и делаем гимнастику для глаз (Слайд № 13)
(Слайд № 14) И.П. Павлов - великий русский ученый, создатель самой многочисленной физиологической школы во всем мире. Сколько этапов исследований можно выделить в его творчестве? 3. Мы изучили какой? создание учения о физиологии высшей нервной деятельности. Но он шел вместе с каким? Исследование физиологии пищеварения
(Слайд № 15) В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Памятник собаке — верному другу человека и безымянной жертве науки(Санкт – Петербург). Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект.
С помощью, какой методики удалось установить рефлекторную реакцию пищеварения.
Ответ в начале параграфа 34 стр 174. Найдите пожалуйста
А что это такое? 2 балла (Слайд № 16)
И П исследовал выделения слюнной железы, получив ее в чистом виде. Никто до него не мог сделать это. Фистулу вы и видите на собаке, а кто внимательный, на предыдущих слайдах тоже можно было увидеть их.
Прокомментируйте рисунок, используя учебник п 34 1 балл (Слайд № 17)
Ответ - Павлов выводил один из протоков слюнной железы наружу и собирал слюну. Это давало возможность получить ее в чистом виде и исследовать состав. (Слайд № 18)
Что такое мнимое кормление, что показано на рисунке 81– 2 балла (Слайд № 19)
Нервную регуляцию, включающую физиологию нервной деятельности и физиологию пищеварения мы рассмотрели. Осталась гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция: В НАЧАЛЕ ЕДЫ ПОЛЕЗНО УПОТРЕБЛЯТЬ САЛАТЫ, БУЛЬОНЫ. Почему. (Слайд № 20) Найти ответ в конце параграфа 34. Ответ - в питательных веществах овощей и бульонов содержаться биологически активные вещества, продукты их расщепления через слизистую желудка всасываются в кровь, действуют на железы желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок 2 балла (Слайд № 21)Усиленное сокоотделение
Найдите противоречие ранее изложенному материалу: всасывание в кишечнике, а мы говорили в желудке. Вывод: и там и там. 1 балл
(Слайд № 22) А вам известны пословицы о еде?
Аппетит …
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша -…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Гречневая каша -…,
А хлебец ржаной -...Если много съешь, то и мёд….
Кашу….
Сытый ….
По 1 баллу на группу из 2 человек 1 балл – 9 баллов
Наш завтрак
(Слайд № 23) Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением пищи, прокомментировать завтрак на основе полученных знаний. Поднимите руки те, у кого полезный завтрак 1 балл
А теперь поднимите руки, кто завтракает? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности. Подсчитываем свои баллы и ставим себе оценку. Поднимите руки у кого оценка 5, хорошо позавтракал, 4 и т. д.
Домашнее задание П 34 вопросы и кроссворд по пищеварительной системе( желающим) (Слайд № 24)
Рефлексия по тому, ка справились с поставленными в начале урока задачами и выполнили ли цель урока. Говорят дети. (Слайд № 25)
Оценка работы учителя детьми – заполнение карточек (Слайд № 26)- левому столбцу выбираем соответствие в правом
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Спасибо дети – вы классные. Мне было очень приятно с вами работать. Я завидую вашим учителям, что у них есть вы. (Слайд № 27) И еще – сладкий приз – учитель дарит торт, который был на начало урока
Итоговое тестирование
1.Почему надо принимать пищу в одно и тоже время?
а) вырабатывается условный рефлекс
б) нарушается процесс пищеварения
в) повышается аппетит
2 Выберите один правильный ответ. Механизмы пищеварения в желудке
изучал
1) Л. Пастер
2) И.П. Павлов
3) И.И. Мечников
4) Э. Дженнер
3 Выберите один правильный ответ. Гуморальную регуляцию пищеварения
осуществляют
1) продолговатый мозг
2) пепсин
3) питательные вещества, всасывающиеся в кровь
4) аппетитный сок
Вопросы:
1) Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы?
2) Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?
3)
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Образовательные: -Показать возможности разработанного И.П. Павловым фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта и учения о физиологии высшей нервной деятельности. - Изложить историю открытия безусловных и условных рефлексов. - Рассмотреть взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.
Развивающие - работа с разными источниками информации.
Воспитательные: воспитание и формирование здорового образа жизни -знакомство с режимом питания
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Компьютер с проектором
Раздаточный материал
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ