Конспект урока биологии для 5 класса "Свойства живого"

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Тюменева Наталья Сергеевна

Место работы: МБОУ г.Астрахани «СОШ №74 имени Габдуллы Тукая»

Предмет: биология

Класс: 5

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2013г. – 128 с.

Тема урока: Свойства живого

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний

Целевые установки на достижение результата:

- личностные:

1. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

2. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

3. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- метапредметные:

  1. Формировать умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника).

  3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

  4. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе.

- предметные:

  1. Сформировать умение перечислять отличительные свойства живого.

  2. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.

3.Сформировать первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, процессах, явлениях.

Формы организации работы: объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, презентация «Свойства живых организмов», раздаточный материал, конспекты для обучающихся на печатной основе, рисунки учебника, механическая игрушка.



Структура и ход урока (вариант 2)

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД


I.Организационный момент (1-2мин.)


1. Готовят рабочее место к уроку. 2.Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.

3. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке,

проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку,

организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм,

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.


 Задание 1. Проверьте наличие всего необходимого к уроку.

Задание 2. Выберите напарника, вместе с которым вы будете познавать новое.

 

 Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения.

Личностные УУД:

- самоопределение, смыслообразование

II. Актуализация знаний.

(5-6мин.)


 Читают текст. Анализируют прочитанное. Высказывают предположения. Лучшее предположение:

- какими свойствами обладает любой живой организм;

- тема урока: свойства живого организма.











Вспоминают, что им известно по теме, высказываются. Заполняют таблицу.

 Диалог Незнайки и Биолога в приложении (презентация):

Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Биолог: Я изучаю живые организмы.

Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

-Предположите тему урока.

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

2. Предлагает учащимся заполнить первую и вторую колонки таблицы.

Задание 1. Прочтите текст на с.8 учебника.

Задание 2. Проанализируйте прочитанное и выскажите свои предположения о свойствах живых организмов и теме сегодняшнего урока.















Задание 3. Заполните таблицу первую и вторую колонки таблицы.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ






 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- основы ознакомительного чтения.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III.Создание проблемной ситуации (2-3мин.)

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Создает для учеников проблемную ситуацию: на некоторые свойства приводит пример из неживой природы.

демонстрирует движение механической (заводной) игрушки

- Какой признак живых организмов сейчас был показан? (движение); рост – сосулька, сталактит; размножение – компьютерный вирус.

Учитель просит дать определение «живой организм».

- Что такое живой организм? Жизнь?

- Какое вы заметили противоречие? - Что удивило? Почему не смогли выполнить задание?

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Что происходит с игрушкой?

Означает ли что сосульки живые, ведь они растут?

Компьютерные вирусы размножаются, значит они живые?











Задание 2. Дайте определение «живой организм».


- учатся перечислять признаки живых организмов;

- учатся понимать смысл биологических терминов.


Личностные УУД:

- личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли,

- учатся культуре общения.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

-учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

IV.Изучение нового материала (15-20 минут)

 Работают с рисунком в учебнике, либо презентации. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы.

Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.



Оформляют кластер.

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».



Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.


 1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.




Объясняет, что такое кластер.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.

Спустя 2-3 минуты после этой работы, учитель демонстрирует на слайде свой кластер.

Организует работу в паре.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

http://www.zooburst.com/book/zb01_535aa1934861b

Организует и проводит физкультминутку.

https://disk.yandex.ru/public/?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l%2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D

 Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет (презентация).

- приведите еще примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.).

- как вы думаете, почему это - организмы?

- по каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм?

Проверьте свои предположения с помощью рис. на стр. 9.

Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.






СВОЙСТВА ЖИВОГО









Задание 3. Работа в паре.

- с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (презентация);

прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;

найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

- рассмотрев рисунки на стр. 10 объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику.

сравните изменения, происходящие с икринкой и гусеницей на рисунке. В чём разница?

предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту.

сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.

 - называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции;

- формулировать основные термины по теме.


 Познавательные УУД:

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.


V.Закрепление нового материала (8-10 мин.)

 Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.


Слушают друг друга. Оценивают правильность выполненного задания.


 Организует работу в паре.



 Работа в паре.

Задание 1.

Выполните задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация).

Задание 2. Оцените правильность выполненного задания соседней пары.


 Предметные УУД:

- применять биологические понятия.


 Коммуникативные УУД:

- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

VI. Домашнее задание (2-3мин.)

 Записывают домашнее задание.

 Озвучивает домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.




Дома вам предлагается выполнить следующую работу: 1. Прочитать §2 стр. 8-11(задание обязательное для всех).

Задание 2 или 3 выполняется по выбору.

2. Ответьте на вопрос, проявление каких свойств живых организмов можно наблюдать в процессе работы двигателя автомобиля?

3. Придумай рисунок, иллюстрирующий утверждение: «Всё, что нас окружает,- тела живой и неживой природы». Обозначь на рисунке, какие из изображённых тобой тел природы относят к телам живой, а какие из них – к телам неживой природы

 

 Личностные УУД:

- формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.


VII.Рефлексия

(3-4мин.)

 Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.





Оценивают свою работу на уроке.

 Учитель предлагает заполнить третью графу таблицы.

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Самооценка.

 Задание 1. Заполните 3 графу таблицы.

Задание 2.

Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Если нет ошибок, оценка «5»;

Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;

Допущены две ошибки, оценка «3».


 

 Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания.

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД:

- формирование личностного самоопределения.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ