Конспект урока биологии для 5 класса "Свойства живого"
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Тюменева Наталья Сергеевна
Место работы: МБОУ г.Астрахани «СОШ №74 имени Габдуллы Тукая»
Предмет: биология
Класс: 5
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2013г. – 128 с.
Тема урока: Свойства живого
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний
Целевые установки на достижение результата:
- личностные:
1. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
2. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
3. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- метапредметные:
Формировать умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе.
- предметные:
Сформировать умение перечислять отличительные свойства живого.
Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.
3.Сформировать первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, процессах, явлениях.
Формы организации работы: объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная
Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, презентация «Свойства живых организмов», раздаточный материал, конспекты для обучающихся на печатной основе, рисунки учебника, механическая игрушка.
Структура и ход урока (вариант 2)
Этапы урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Организационный момент (1-2мин.)
1. Готовят рабочее место к уроку. 2.Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.
3. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке,
проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку,
организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм,
создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.
Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.
Задание 1. Проверьте наличие всего необходимого к уроку.
Задание 2. Выберите напарника, вместе с которым вы будете познавать новое.
Коммуникативные УУД:
- учатся культуре общения.
Личностные УУД:
- самоопределение, смыслообразование
II. Актуализация знаний.
(5-6мин.)
Читают текст. Анализируют прочитанное. Высказывают предположения. Лучшее предположение:
- какими свойствами обладает любой живой организм;
- тема урока: свойства живого организма.
Вспоминают, что им известно по теме, высказываются. Заполняют таблицу.
Диалог Незнайки и Биолога в приложении (презентация):
Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?
Биолог: Я изучаю живые организмы.
Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…
Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.
Незнайка: Так что же у них общего?
Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.
- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
-Предположите тему урока.
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
2. Предлагает учащимся заполнить первую и вторую колонки таблицы.
Задание 1. Прочтите текст на с.8 учебника.
Задание 2. Проанализируйте прочитанное и выскажите свои предположения о свойствах живых организмов и теме сегодняшнего урока.
Задание 3. Заполните таблицу первую и вторую колонки таблицы.
ЗНАЮ
ХОЧУ ЗНАТЬ
УЗНАЛ
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД:
- основы ознакомительного чтения.
Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
III.Создание проблемной ситуации (2-3мин.)
Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.
Создает для учеников проблемную ситуацию: на некоторые свойства приводит пример из неживой природы.
демонстрирует движение механической (заводной) игрушки
- Какой признак живых организмов сейчас был показан? (движение); рост – сосулька, сталактит; размножение – компьютерный вирус.
Учитель просит дать определение «живой организм».
- Что такое живой организм? Жизнь?
- Какое вы заметили противоречие? - Что удивило? Почему не смогли выполнить задание?
Задание 1. Ответьте на вопросы:
Что происходит с игрушкой?
Означает ли что сосульки живые, ведь они растут?
Компьютерные вирусы размножаются, значит они живые?
Задание 2. Дайте определение «живой организм».
- учатся перечислять признаки живых организмов;
- учатся понимать смысл биологических терминов.
Личностные УУД:
- личностное самоопределение.
Коммуникативные УУД:
- учатся выражать свои мысли,
- учатся культуре общения.
Познавательные УУД:
- учатся строить высказывания;
-учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
IV.Изучение нового материала (15-20 минут)
Работают с рисунком в учебнике, либо презентации. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы.
Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.
Оформляют кластер.
Работают в паре.
Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».
Сообщают о результатах выполненной работы.
Отвечают на вопросы.
Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.
1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.
Объясняет, что такое кластер.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.
Спустя 2-3 минуты после этой работы, учитель демонстрирует на слайде свой кластер.
Организует работу в паре.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.
http://www.zooburst.com/book/zb01_535aa1934861b
Организует и проводит физкультминутку.
https://disk.yandex.ru/public/?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l%2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D
Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет (презентация).
- приведите еще примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.).
- как вы думаете, почему это - организмы?
- по каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм?
Проверьте свои предположения с помощью рис. на стр. 9.
Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.
СВОЙСТВА ЖИВОГО
Задание 3. Работа в паре.
- с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (презентация);
– прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;
– найди отличия обмена веществ у коровы и растения.
- рассмотрев рисунки на стр. 10 объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику.
– сравните изменения, происходящие с икринкой и гусеницей на рисунке. В чём разница?
– предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту.
– сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы.
- называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции;
- формулировать основные термины по теме.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
V.Закрепление нового материала (8-10 мин.)
Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.
Слушают друг друга. Оценивают правильность выполненного задания.
Организует работу в паре.
Работа в паре.
Задание 1.
Выполните задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация).
Задание 2. Оцените правильность выполненного задания соседней пары.
Предметные УУД:
- применять биологические понятия.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
VI. Домашнее задание (2-3мин.)
Записывают домашнее задание.
Озвучивает домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Дома вам предлагается выполнить следующую работу: 1. Прочитать §2 стр. 8-11(задание обязательное для всех).
Задание 2 или 3 выполняется по выбору.
2. Ответьте на вопрос, проявление каких свойств живых организмов можно наблюдать в процессе работы двигателя автомобиля?
3. Придумай рисунок, иллюстрирующий утверждение: «Всё, что нас окружает,- тела живой и неживой природы». Обозначь на рисунке, какие из изображённых тобой тел природы относят к телам живой, а какие из них – к телам неживой природы
Личностные УУД:
- формирование личностного самоопределения.
Регулятивные УУД:
- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.
VII.Рефлексия
(3-4мин.)
Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке.
Учитель предлагает заполнить третью графу таблицы.
– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?
– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
Самооценка.
Задание 1. Заполните 3 графу таблицы.
Задание 2.
Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.
Критерии:
Если нет ошибок, оценка «5»;
Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;
Допущены две ошибки, оценка «3».
Познавательные УУД:
- учатся строить высказывания.
Коммуникативные УУД:
- учатся выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:
- формирование личностного самоопределения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ