Конспект урока биологии на тему "Класс Рыбы"

Тема урока: Класс Рыбы.


Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.


Оборудование: компьютер, раздаточный материал: лабораторные работа, карточки с дополнительным материалом, на столе в аквариуме живая рыба.



Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья да не летают; в холоде не зябнут, жары не боятся? (слайд 2)

Рыбы- позвоночные животные, живущие только в воде. Появились более 400 млн лет назад в пресных водоемах, а затем освоили и морскую воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, различающихся по форме тела, размерам, массе. (слайд 3)

Рыбы делятся на 2 класса:

Хрящевые (акулы, скаты, химеры) – большинство обитатели морских водоемов, сохранили в строении ряд примитивных признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.

Костные (сельдь, карась, щука, сом, судак, треска) – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях, океанах, в реках, озерах, в постоянных и временных водоемах. Составляют 96% от всех современных рыб на Земле.

Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть от 1 см (бычок) и более 20 м (китовая акула), масса варьирует от 1,5 г до 12-14 тонн. (слайд 4, 5)


Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?, р.т. №4, с.49 (слайд 6) Назовите парные и непарные плавники, р.т. №7, с.100

Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника § 21, с. 100


плавники

Выполняемая функция












Почему рыба не может поворачивать голову? (слайд 7)

Рыбы имеют внутренний скелет, состоящий из черепа, позво­ночника, скелета плавников. Строение черепа: костная черепная коробка, челюсти, жаберные дуги и жаберные крышки. Позвоноч­ник состоит из туловищных и хвостовых позвонков.

Легко ли удержать рыбу в руках? Почему? Чем еще покрыто тело рыбы? (слайд 9)

На столе у вас лежит

Чудо паспорт рыбы -

Он о многом говорит

Посмотри скорее.

Возраст ты определи,

В руки лупу взяв,

И скорее ты скажи

Сколько рыбе лет.


Возраст мы определили, внешность рыбы рассмотрели, а теперь мы с вами вместе изучить должны, как устроена рыба из нутрии.

Выполняем задание №8, с.50 р.т (слайд 10)


На столах у вас задания у каждого свое, вы специалисты главные, должны вы прочитать, ответить на вопросы и сделать вывод нам.


Специалисты с табличкой зеленая рыбка, что вы нам расскажите.

Вывод: Пищеварительная система рыб: рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), анальное отверстие. (слайд 11)

А сейчас слово предоставляется главным экспертам по дыхательной системе, под табличкой голубой рыбки.

Вывод: Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами. (слайд 12)

Пришло время для выступления экспертам под табличкой розовой рыбки.

Вывод: Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. (слайд 13)

Специалисты под табличкой белая рыбка вам слово.

Вывод: Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Обратите внимание на окраску спинной и брюшной стороны тела рыбы. Какое значение это имеет? (слайд 15)

Окраска рыб бывает разнообразной (слайд 16) от чего зависит окраска рыб?

Разнообразна не только окраска, но и форма тела – р.т. №3, с.49

Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии – учебник рис. 177, стр.231 (слайд 18)


Биологическая задача:

Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная? (слайд 19)


Закрепление нового материала


В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1. Обтекаемая форма

2. Слизь

3. Чешуя

4. Плавники


А сейчас помогите мне, пожалуйста, мне пришли телеграммы, но водной вместо слов только многоточие, (слайд 20-21) а в другой телеграмме какая-то путаница. (слайд 22)


Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .



Найдите ошибки в тексте


В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и

шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и

продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый,

под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.


Рефлексия:


Вот урок у нас закончен

Изучили тему рыб,

Если знанья на уроке

Были значимы для вас,

То тогда вы запустите в мой аквариум
Разноцветных своих рыб.


Домашнее задание:

§21, составить загадки, ребусы по теме рыб.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ