Конспект урока биологии на тему «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»


Тема урока: «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»


Целевые ориентации урока

Личностные:

Осознание ценности репродуктивного здоровья человека как важнейшего компонента биосферы.

Формирование целесообразного и безопасного здорового образа жизни

Метапредметные:

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий

Предметные:

Формирование знаний о строение и функции органов половой системы человека

Планируемые результаты

Личностные умения:

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

- владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности


Метапредметные умения:

Познавательные:

общеучебные – владеть приемами работы с информацией; осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; развивать навыки смыслового чтения как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

логические – осуществлять поиск существенной информации (по материалам учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; составлять план ответа; осуществлять учебные действия – отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Предметные умения:

Ученик должен знать:

Особенности строения женской и мужской половой систем; функции половых желез

Ученик должен уметь: распознавать и называть органы женской и мужской половых систем;


Средства обучения:

Информационный материал: презентация «Размножение человека», раздаточный материал, рисунки учебника.

Демонстрационный материал: таблицы по теме «Строение мужской и женской половой системы»

Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Биология. Человек" (издательство ООО "Дрофа", 2011 год).

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения, тесты для проверки домашнего задания


Тип урока: комбинированный


Формы работы


  1. Работа в группах / парах

  2. Индивидуальная работа

  3. Коллективная работа

Основное содержание темы: размножение, мужские и женские половые органы, половые железы


Термины и понятия: предстательная железа, семявыносящие протоки, половой член, яичко, мочеиспускательный канал, влагалище, матка, яичник, маточные трубы, половые X и Y хромосомы.


Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода


  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

  2. Воспроизведение изученного материала:

Тест «Кожа» (приложение №1)


А 1. Где расположены сальные, потовые, железы и корни волос?

  1. в дерме

  2. в гиподерме

  3. в эпидермисе

  4. в эпителии


А 2. Какая температура тела человека считается нормальной?

1) 36,5о С

2) 36,6о С

3) 37о С

4) 37,6о С


А 3. Почему при растирании нельзя массировать подколенные, подмышечные и паховые впадины?


1) там близко подходят кровеносные сосуды

2) там расположены потовые железы

3) там отсутствуют сальные железы

4) там много лимфатических узлов


А 4. Как называется уравновешивание процессов теплообразования и теплоотдачи?

  1. адаптация

  2. приспособление к условиям жизни

  3. теплорегуляция

  4. акклиматизация


В 1. Как называется наружный слой кожи?


В 2. Что защищает кожу от лучей солнца и определяет ее цвет?


С 1. Каковы основные функции кожи?


Критерии оценивания:


Общее количество баллов за работу: 9 баллов


Перевод баллов отметку:


«5» – 8-9 баллов;

«4» – 6-7 баллов;

«3» – 4-5 баллов

«2» – 3 и менее баллов


Ответы:

Блок А: за каждый правильный ответ – 1 балл


А1.1, А2.2, А3.4, А4.3


Блок В: за каждый правильный ответ – 1 балл


В1. Эпидермис

В2. Пигмент меланин


Блок С. – за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла


Основные функции кожи:

  1. Защитная

  2. Выделительная

  3. Терморегуляция

Взаимопроверка: работа в парах (демонстрация ответов домашнего задания на слайдах)


  1. Мотивация к деятельности и целеполагание


Ситуативное задание: «Подумайте? Ответьте на вопрос» (слайд № 1 – с изображением аиста с ребенком в клюве и стихотворением Л. Барышева)



Два сердца бьются как одно,

Чтоб третье скоро застучало,

И где-то в будущем оно,

Тепла и радости полно,

Другое сердце повстречало.

И так-же искренно и нежно

С другим забилось, как одно,

Чтоб счастье было рождено,

И, в распашонке белоснежной,

Взглянуло вновь на нас оно!

(Л. Барышев)



Вопрос учителя: Надеюсь, у вас нет сомнений, что тема нашего урока – …


Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека (слайд № 2 – тема урока)


Целеполагание (озвучивают обучающиеся, комментирует и корректирует учитель)


  1. Учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний о понятии размножение, видах размножения в живой природе

  1. Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Способы размножения в органическом мире». Организация беседы по просмотренным слайдам.

  2. Коллективная работа со схемой «Классификация способов размножения» (слайд № 3 – с изображением схемы)

Необходимо выделить два принципиально отличающихся типа размножения организмов – бесполое и половое (рис. 1).



Рис. 1. Сравнительные схемы двух основных типов размножения: à — бесполое размножение (одна особь производит двух или большее число потомков); б — половое размножение (две гаметы от двух родительских особей, соединяясь, дают начало новому организму)

Усвоение новой информации

1) Вопрос учителя: А каким способом происходит размножение человека?


Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека происходит половым путем


2) Проблемный вопрос: Чем женский организм отличается от мужского?

Индивидуальная работа с текстом учебника.


Предполагаемый ответ обучающихся: Половые хромосомы женщины одинаковые – XX, хромосомы мужчины разные – XY.


3) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Мужская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.


4) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Женская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.


5) Групповая работа обучающихся с текстом учебника: «Половые железы и их функции». I группа – «Женские половые железы и их функции», II группа – «Мужские половые железы и их функции». После изучения вопроса организуется беседа по обмену найденной информацией.


Физкультминутка


  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Работа с текстом «Яйцеклетки и сперматозоиды» (смысловое чтение и выполнение заданий)

Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-4) на предложенном листе (приложение № 2)

Яйцеклетки и сперматозоиды

Сперматозоиды были открыты в 1677 г. Учеником изобретателя первого микроскопа Антони ван Левенгука Людвигом ван Хаммом. Именно он принес учителю емкость со спермой, утверждая, что увидел в сперме под микроскопом маленькие движущиеся существа. /

Строение сперматозоида и яйцеклетки изучали достаточно долго и не сразу поняли, как они устроены. Первые ученые-микроскописты даже разделились на два лагеря: одни считали, что в яйцеклетке спрятан мельчайший человечек, который может начать развиваться только после того, как яйцеклетка будет простимулирована сперматозоидом. Другие уверяли, что яйцеклетка – это что-то вроде инкубатора, а маленький человечек находится в сперматозоиде, который и приносит его в яйцеклетку для роста и развития. Тот факт, что сперматозоиды нужны для оплодотворения яйцеклетки, был окончательно установлен только в XIX. /

Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. /

А вот в организме женщины за тот период, когда она способна выносить ребенка, созревает всего 250-300 яйцеклеток. Созревающая яйцеклетка, которая образуется в яичниках, не способна самостоятельно двигаться по маточным трубам яйцевода, ее проталкивают по направлению к матке ворсинки ресничного эпителия, выстилающего маточные трубы изнутри. Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.


Задание №1

Выберите правильный ответ:

Кто открыл сперматозоиды?

А. Левенгук

Б. Павлов

В. Людвиг ван Хамм

Г. Вернадский


Задание №2 Переведите текст в таблицу:


Название половых клеток

Женская или мужская

Где образуется

Значение

1.




2.





Задание №3

Как образуется семенная жидкость?


Задание №4

В каком случае рождаются однояйцовые близнецы?

Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания

Деятельность учеников

Критерии оценивания

Задание № 1

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов

Ответ: В

1 балл – правильный ответ.

Комментарий: В первом абзаце текста есть правильный ответ – Людвиг ван Хамм

Задание 2

Деятельность: Поиск информации по тексту и перевод текста в таблицу

Ответ: 1. Сперматозоид. Мужская клетка. В семенниках (яичках). Для оплодотворения яйцеклетки. 2. Яйцеклетка. Женская клетка. Яичники. Для развития организма.

1 балл - текст переведен в таблицу

Комментарий: Сперматозоид. Во втором абзаце текста описывается значение, в третьем абзаце указывается место образования сперматозоида. Яйцеклетка. В четвертом абзаце указывается место образования и значение. Это становится понятно при внимательном прочтении текста.

Задание № 3.

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость.

1 балл – названо место хранения сперматозоидов.

2 балла – указано описание всех составляющих системы

3 балла – полный правильный ответ, согласно эталону.

Комментарии: В третьем абзаце текста говорится об образовании семенной жидкости.

Задание № 4

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.


1 баллответ однозначный.

2 балла - ответ полный.

Комментарии: при анализе текста четвертого абзаца можно сделать вывод о том, каком случае рождаются однояйцовые близнецы.


Общее количество баллов за работу с текстом: 7 баллов


Перевод баллов отметку

« 5» - 6- 7 баллов;

« 4» - 4- 5 баллов;

« 3» - 3 баллов


2 Индивидуальная работа обучающихся с диском (на каждого обучающегося – ПК)


Вы изучили строение мужской и женской половой системы. Проверьте свои знания:


А) Интерактивный тест «Размножение» включает в себя 10 вопросов базового уровня, которые проверяются автоматически


Б) Задание по выбору. Подпишите названия органов, входящих в женскую и мужскую половые системы (два интерактивных плаката, включающие задания повышенного уровня сложности). Оценивание производится автоматически, можно просмотреть и исправить неверные ответы.

  1. Рефлексивная деятельность


Обучающимся предлагается небольшая анкета (на слайде № 4 – на экране), которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Прощу обучающихся аргументировать свой ответ.


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


Домашнее задание

  1. Обязательно для всех - § 28, вопросы, задания рабочей тетради

  2. Задания по выбору:

  • Составить кроссворд по изученной теме

  • Подготовить буклет или презентацию на темы «Методы контрацепции», «Гигиена половых органов», «Болезни, передаваемые половым путем»

  • Составить синквейн по теме «Размножение»


Лабко С.Л., учитель химии и биологии

МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»

Сорочинского района Оренбургской области


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ