Конспект урока биологии на тему «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»

Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».

Урок «Рефлекторная теория поведения».

Цель урока: освоение учащимися знания о создании учения о высшей нервной деятельности, формирование понятия условные и безусловные рефлексы, торможение условных рефлексов


Задачи. Сформировать у учащихся

  • - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности;

  • - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования

  • - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.

  • - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.


Тип урока:

Изучение нового материала.

Вид урока:

Исследование с использованием мультимедиа.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор мультимедиа

  • Презентация Power Point «Высшая нервная деятельность»


Методы, используемые на уроке:

Словесный.

Наглядный.

Проблемно-поисковый.

Репродуктивный.

Самостоятельный.




Планируемый результат

Сформировать у учащихся:

  • знание знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности;

  • понимание - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования

  • умение умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.

  • развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы; умения работать в группах

  • воспитание чувства коллективизма, осознания ответственности за свою работу.

Основные понятия

Потребности человека. Целенаправленное поведение. Психика. Условный рефлекс. Безусловный рефлекс. Временная связь. Торможение.


Методы работы с информацией

Кластер, опорная схема, просмотр видеофильма, работа с презентацией, составление О.С.


Организация пространства


Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Учебная деятельность

Биология. История

Работа фронтальная,

индивидуальная,

в малых группах

Учебник Е.А. Очкур,

Л.Е. Аманжолова,

Р.Е. Джумабаева

Биология 8, «Мектеп» 2012 Авторская презентация к уроку





I период. Самоопределение к деятельности.

II период. Учебно-познавательная деятельность.

III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

IV период. Рефлексивная деятельность.

V период. Оценочная стадия

Технология проведения.

I. Орг. момент.

Цель:

Психологический настрой.

Определение состава групп.

- Ребята, какое сейчас время года?  - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово весна?

- К нам сегодня на урок пришли 3 солнышка. Какое солнце вам больше нравится? (выбор учащихся)

- Когда человеку хочется улыбаться?

- Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Сегодня работать мы будем по группам. Чтобы определить состав групп вам необходимо выбрать себе карточку; дети занимают свои места, берутся за руки и произносят: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!!!!

Шутит жизнь над нами подчас,

Тьма вопросов и мало ответов,

Что такое – мир вокруг нас?

И кто сами мы в мире этом?

Как смогли мы разумными стать,

И какими мы дальше будем?

Наша цель сегодня, узнать,

Почему мы не звери, а люди!

Определение групп.

I Период. Самоопределение к учебной деятельности. (Стадия вызова)

Цель:

Мотивирование учащихся к учебной деятельности






Проблемная ситуация.

Посмотрите на экран (слайд – кошка и человек) – что общего у этих существ?

Что нужно кошке для существования? (Пища, вода, воздух). Нужно ли это всё человеку? Достаточно ли этого для его нормального развития?

Нет, человеку кроме перечисленного необходимы социальные потребности : (предметы пользования) и духовные потребности – искусство, чтение, творческая деятельность

Задание.

Кластер « Потребности растительного организма»

Кластер «Потребности животного организма»

Кластер «Потребности человека»

(слайд – кошка и человек. Ответить на вопросы)


II Период. Учебно-познавательная деятельность.

Целеполагание

и методы

Обучающие задания каждого этапа

Диагностическое задание

каждого этапа


Цель. Освоить понятия и их характеристики:

Потребности

Поведение

Психика

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

торможение




Структура содержания этапа.

Задания на «знание» (З):

(Демонстрация видеофильма «Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения»).

Раскройте смысл терминов: «условный рефлекс», «безусловный рефлекс», «торможение». (слайд «Вставить пропущенные слова»)

Задания на «понимание» (П):

Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие : рефлекс, врожденные (безусловные) рефлексы, приобретенные (условные) рефлексы



Задания на «умения» (У).

1. Укажите отличия между условным и безусловным рефлексом. Найди соответствие цифр

2. Объясните: в чем заключается их биологическая роль.


Задание (Д)

(Интерактивные задания) «Знание»:

На основании статьи выпишите определения в тетради.

«Понимание»

.Найди соответствие (слайд)

«Умение»

Составление кластера

«Потребности»

«Условные рефлексы», «Безусловные рефлексы». Опорной схемы «Торможение»


III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель – формировать способность к самоорганизации в решении поставленных задач

Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность .

1) Для репродуктивного варианта.

Подбери правильные ответы. Карточки-задания.

2) Для импровизационного варианта.

Человек шел по улице и жевал конфетку, неожиданно он наткнулся на острый предмет, мгновенно отскочил в сторону и перестал жевать. Какие два процесса произошли одновременно в нервной системе?



IV период. Рефлексивная деятельность


Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности

Продолжите предложение.

1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил ---

2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---

3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился…

4. Наибольшего успеха я достиг в ….. Наибольшую трудность я испытал в …..

V период. Оценочная стадия.

 

1          2          3          4          5         

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Для этого необходимо посовещаться и оценить работу каждого.


Домашнее задание.

61-62










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ