Конспект урока биологии на тему «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».
Урок «Рефлекторная теория поведения».
Цель урока: освоение учащимися знания о создании учения о высшей нервной деятельности, формирование понятия условные и безусловные рефлексы, торможение условных рефлексов
Задачи. Сформировать у учащихся
- знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности;
- понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования
- умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
- развитие информационно – интеллектуальной компетентности.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Вид урока:
Исследование с использованием мультимедиа.
Оборудование:
Компьютер
Проектор мультимедиа
Презентация Power Point «Высшая нервная деятельность»
Методы, используемые на уроке:
Словесный.
Наглядный.
Проблемно-поисковый.
Репродуктивный.
Самостоятельный.
Планируемый результат
Сформировать у учащихся:
знание знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности;
понимание - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования
умение умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы; умения работать в группах
воспитание чувства коллективизма, осознания ответственности за свою работу.
Основные понятия
Потребности человека. Целенаправленное поведение. Психика. Условный рефлекс. Безусловный рефлекс. Временная связь. Торможение.
Методы работы с информацией
Кластер, опорная схема, просмотр видеофильма, работа с презентацией, составление О.С.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Учебная деятельность
Биология. История
Работа фронтальная,
индивидуальная,
в малых группах
Учебник Е.А. Очкур,
Л.Е. Аманжолова,
Р.Е. Джумабаева
Биология 8, «Мектеп» 2012 Авторская презентация к уроку
I период. Самоопределение к деятельности.
II период. Учебно-познавательная деятельность.
III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
IV период. Рефлексивная деятельность.
V период. Оценочная стадия
Технология проведения.
I. Орг. момент.
Цель:
Психологический настрой.
Определение состава групп.
- Ребята, какое сейчас время года? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово весна?
- К нам сегодня на урок пришли 3 солнышка. Какое солнце вам больше нравится? (выбор учащихся)
- Когда человеку хочется улыбаться?
- Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Сегодня работать мы будем по группам. Чтобы определить состав групп вам необходимо выбрать себе карточку; дети занимают свои места, берутся за руки и произносят: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!!!!
Шутит жизнь над нами подчас,
Тьма вопросов и мало ответов,
Что такое – мир вокруг нас?
И кто сами мы в мире этом?
Как смогли мы разумными стать,
И какими мы дальше будем?
Наша цель сегодня, узнать,
Почему мы не звери, а люди!
Определение групп.
I Период. Самоопределение к учебной деятельности. (Стадия вызова)
Цель:
Мотивирование учащихся к учебной деятельности
Проблемная ситуация.
Посмотрите на экран (слайд – кошка и человек) – что общего у этих существ?
Что нужно кошке для существования? (Пища, вода, воздух). Нужно ли это всё человеку? Достаточно ли этого для его нормального развития?
Нет, человеку кроме перечисленного необходимы социальные потребности : (предметы пользования) и духовные потребности – искусство, чтение, творческая деятельность
Задание.
Кластер « Потребности растительного организма»
Кластер «Потребности животного организма»
Кластер «Потребности человека»
(слайд – кошка и человек. Ответить на вопросы)
II Период. Учебно-познавательная деятельность.
Целеполагание
и методы
Обучающие задания каждого этапа
Диагностическое задание
каждого этапа
Цель. Освоить понятия и их характеристики:
Потребности
Поведение
Психика
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
торможение
Структура содержания этапа.
Задания на «знание» (З):
(Демонстрация видеофильма «Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения»).
Раскройте смысл терминов: «условный рефлекс», «безусловный рефлекс», «торможение». (слайд «Вставить пропущенные слова»)
Задания на «понимание» (П):
Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие : рефлекс, врожденные (безусловные) рефлексы, приобретенные (условные) рефлексы
Задания на «умения» (У).
1. Укажите отличия между условным и безусловным рефлексом. Найди соответствие цифр
2. Объясните: в чем заключается их биологическая роль.
Задание (Д)
(Интерактивные задания) «Знание»:
На основании статьи выпишите определения в тетради.
«Понимание»
.Найди соответствие (слайд)
«Умение»
Составление кластера
«Потребности»
«Условные рефлексы», «Безусловные рефлексы». Опорной схемы «Торможение»
III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать способность к самоорганизации в решении поставленных задач
Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность .
1) Для репродуктивного варианта.
Подбери правильные ответы. Карточки-задания.
2) Для импровизационного варианта.
Человек шел по улице и жевал конфетку, неожиданно он наткнулся на острый предмет, мгновенно отскочил в сторону и перестал жевать. Какие два процесса произошли одновременно в нервной системе?
IV период. Рефлексивная деятельность
Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности
Продолжите предложение.
1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил ---
2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---
3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился…
4. Наибольшего успеха я достиг в ….. Наибольшую трудность я испытал в …..
V период. Оценочная стадия.
1 2 3 4 5
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Для этого необходимо посовещаться и оценить работу каждого.
Домашнее задание.
61-62
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ