Конспект урока биологии «Путешествие в страну органов чувств»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Огонёк»
г. Топки Кемеровская область
Конспект урока биологии
«Путешествие в страну органов чувств»
Подготовила воспитатель:
Стёпина Маргарита Владимировна
г. Топки 2011
«Путешествие в страну органов чувств».
Программные задачи:
Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов для чего нужны те или иные органы, тренировать способность, приобретать знания путем экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения, осязания», расширять кругозор.
Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Методы и приёмы:
беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игры: «Колокольчик», «Чудесный мешочек», логические рассуждения «хорошо - плохо»
Здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры.
Средства обучения:
Демонстрационный материал ( цветные таблицы каждой станции, цветная таблица с изображением колобка, карточки с изображением органов чувств)
Музыкальные записи ,колокольчик
Бокалы и тарелочки с продуктами для дыхания и пробы на вкус.
Фишки красные, голубые , белые.
Мешочек в нём лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки.
Фотография колобка без носа ,газ, ушей и рта.
Геометрические фигуры: цилиндр, кубик.
Предварительная работа :
Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха, зрения.
Заучивание правил ухода за глазами, носом, ушами и кожей.
Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остер «Вредные советы»
Игры - занятия «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Пальчики – узнавальчики », «Таинственные бокалы».
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
(Становятся в круг – релаксационное упражнение «Здравствуйте!».)
Здравствуйте, ладошки! - ХЛОП – ХЛОП- ХЛОП!
Здравствуйте, ножки! - ТОП – ТОП –ТОП!
Здравствуйте, щёчки! - ПЛЮХ – ПЛЮХ – ПЛЮХ!
Пухлые щёчки ! - ПЛЮХ – ПЛЮХ – ПЛЮХ!
Здравствуйте, губки! - ЧМОК – ЧМОК – ЧМОК!
Здравствуйте, зубки! - ЩЁЛК – ЩЁЛК –ЩЁЛК!
Здравствуй, мой носик! - БИП – БИП – БИП!
Здравствуйте, дети! Доброе утро!
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в страну «ОРГАНОВ ЧУВСТВ». Путешествовать мы будем с маленьким сказочным другом.
Отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел. (КОЛОБОК)
Колобок очень хочет ПУТЕШЕСТВОВАТЬ с нами. Давайте возьмём его с собой . Сейчас поздняя осень и на дворе снег .А вот наш друг, колобок не слышит и не видит этой красоты. Почему? (Изображение круга)
У нас путешествие волшебное и я знаю, как ему помочь. Есть волшебная страна чувств. Мы сможем приобрести там органы чувств, для нашего колобка, но вы должны быть внимательными, умными , дружными и тогда всё у вас получится. А для того что бы путешествовать легко и быстро мы превратимся в снежинки (1-2-3). Подул ветер, и снежинки полетели….
МОРЕ АРОМАТОВ
Вот перед нами раскинулось море ароматов.
- Что вы чувствуете? (Запах духов).
- Какой орган вам помог почувствовать запах духов ? (Нос).
-Правильно, помогает нам улавливать запахи наш нос. Нос – это орган обоняния. А вы знаете, как правильно надо дышать?(Носом и ртом).
-Можно дышать и ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты мелкими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем – пылинки вылетают наружу.
И еще пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм. Что бы мы часто не болели надо дышать носом.
Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками – мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?
Морские обитали, приготовили вам задания: определить запах в бокальчике (чеснок, апельсин, лук, огурец).
- Молодцы ребята! Морские обитатели дарят нос для нашего колобка.
-А вы расскажите, как надо ухаживать за органом обоняния - носом?
Гимнастика дыхания. (Делаем с детьми)
Носиком дышу свободно,
Тише – громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он и я, и ты.
(Приклеиваем нос колобку.)
(Полёт снежинок)
-Мы приплыли к острову.
ОСТРОВ ЗОРКИЙ, Закройте глаза. Что вы видите?
- Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? Почему плохо?
- Конечно же, лучше видеть, давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?
-Посмотрите, что стоит ближе к нам кубик или цилиндр?
- Что ещё можно сказать про эти фигуры?( Дети говорят про цвет, форма, расстояние, размер).
Жители острова Зоркий вам приготовили вопросы:
Когда отдыхают наши глазки?
А ) когда открытые;
Б) во время сна;
В) во время гимнастики.
Когда надо носить затемнённые очки?
А) во время дождя;
Б) во время ветра;
В) в солнечную погоду.
Можно ли размахивать палкой?
А) можно;
Б) можно, но тупой;
В) нельзя.
- Расскажите Колобку, как нужно беречь глаза? (Дети рассказывают правила).
- Но не все люди хорошо видят. Есть и таки , которые носят очки. У этих людей плохое зрение и им доктор прописал очки. Как называется этот доктор? ( ОКУЛИСТ)
- А ещё, чтобы не болели глаза, мы можем делать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз. (Делаем с детьми)
1. «Часики»- тик- так
2 .«Пол потолок» - вверх, вниз
3. Вдаль на палец посмотри - палец в дали
4. Близко к носу поднеси - палец вблизи
5. Один, два, три – глаза закрой
6. Один, два, три – глаза открой.
-Вы хорошо работали, и жители острова Зоркий приготовили в подарок для колобка орган зрения – глаза.(Приклеиваем глаза колобку).
(Полёт снежинок).
Мы причалили к Пристани Вкусов
- Дети вас угостили конфетой, чем вы почувствовали, что она сладкая. Для чего человеку язык? (Помогает жевать, перемешивать пищу).
-Язык - орган вкуса и речи. У языка много задач: это и перемешивание пищи во время жевания, и определение вкуса, и, конечно, речь.
-На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус. Обитатели Пристани Вкусов просят вас определить, что за продукты - загадки они приготовили вам (яблоко, морковь, банан, лимон).
- Вы хорошо прошли испытание и колобку вручили орган вкуса – язык.
(Приклеиваем рот с язычком колобку.)
(Полёт снежинок)
На этом острове стоит красивый город.
ГОРОД СЛУХАЧЕЙ, (Звучит музыка).
-Как вы думаете, какой орган хорошо развит у этих жителей?
Орган слуха – уши.
Закройте глаза. Что вы слышите? «Стук, хлопок, шелест бумаги». Чем мы слышим? (ушами).
-Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Жители города Слухачей приготовили и вам задание.
(Дети сидя слушают 2-3 записи: шум леса, пение птиц, журчание ручейка). Что вы услышали?
Игра «Колокольчик» : Дети встают в круг. Глаза закрыты. Воспитатель за кругом звенит колокольчиком. Ребята определяют , где умолк колокольчик.
Колобку жители города дарят ушки, а вот как надо за ними ухаживать, расскажите.
(Приклеиваем уши колобку.)
(Полёт снежинок)
В городе есть удивительная площадь.
ПЛОЩАДЬ ЧУДЕС,
-Чем покрыто наше тело, наши руки и ноги.(Кожей).
- Кожа на теле человека очень чувствительна она наш защитник. И защищает тело от грязи, микробов и даже от холода. Кожа является тоже органом чувств . Всё тело человека покрыто кожей .Чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.
– Ребята, а как мы заботимся о нашей коже, руках? (Надо часто умываться , подстригать ногти, в холодную погоду тепло одеваться.)
-Жители площади Чудес приготовили вам своё задание-это «Чудесный мешочек».
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.
– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас руки или кожа остаются помощниками.
- Итак, ребята мы убедились, как важны и действительно являются помощниками наши органы чувств.
- Колобок очень доволен, он мне шепчет, что хочет в благодарность подарить вам свою фотографию в первоначальном виде, а какой он сейчас вы дорисуете сами.
- А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие. О чём мы говорили и что нового узнали из этого путешествия? ( Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.)
Проводится рефлексия:
Кому было очень интересно возьмите – фишку красного цвета,
понравилось, но не все – голубого,
не понравилось – белого.
Список использованной литературы
Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.
Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт.-сост.Сигилива М.Н.-Волгоград : Учитель,2009.
Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.
Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5.
Азбука Здоровья в картинках под ред. О.Корчагиной, М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ