Конспект урока биологии в 9 классе «Критерии вида»
Конспект урока биологии в 9 классе
Тема урока : « Критерии вида»
учитель Овчаренко Н.Е.
Ход урока
время
методические
приемы
оборудование
1.Организационный момент
1!
11.Опрос учащихся
-опрос по вопросам
-решение задач по вариантам
4!
5!
Фронтальный опрос
Самостоятельное
решение задач
Карточки с задачами
111.Изучение нового материала
-актуализация
-история учения о виде
-критерии вида
-структура вида
-многообразие видов на земле
1У. Закрепление нового материала.
V.Домашнее зада-ние
VI.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
20!
10
2!
3!
Рассказ учителя
Рассказ учителя
Поисковая беседа
Рассказ учителя
1.Самостоятельная работа учащихся с учебником с пос-ледующим анали-зом прочитанного;
2.Демонстрирация
1.Беседа
2.Самостоятельная работа с текстом и последующим его анализом
Рассказ учителя
Схема в тетрадях
Схема на доске
Учебник
Рисунки , фо-тографии растений и животных редких и исчезающих видов
Гербарий рас-тений
Карточки с
текстом
Цели урока: образовательная – закрепить знания учащихся по теме
«Организменный уровень»;сформировать у учащихся понятие
«вид», «критерии вида», «структура вида» выяснить много-
образие видов и их значение;
развивающая – способствовать обучению учащихся умению
анализировать, делать выводы.
воспитывающая – экологическое воспитание на основе изучения
материала по многообразию видов растений и животных на Земле
и их рациональному использованию для сохранения этого мно-
гообразия.
Оборудование : рисунки , фотографии растений и животных редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу России, Белго-родской области, гербарные растения местных видов, карточки с задачами.
I.Организационный момент
II.Опрос учащихся.
(фронтальный опрос по вопросам )
1.Как называется индивидуальное развитие организма?
Ответ: Индивидуальное развитие организма называется отногенезом .
2.Какие вам известны стадии эмбрионального периода онтогенеза?
Ответ: Имеются следующие стадии эмбрионального периода онтогенеза:
дробление, бластула, гаструла , нейрула .
3.Может ли меняться генотип под воздействием факторов внешней и внут-ренней среды?
Ответ: Генотип может меняться . Данный процесс называется мутацией. Му-тация – это изменения генотипа , происходящие под воздействием факторов внешней или внутренней среды.
4.Почему мутации можно делить на генные, хромосомные и геномные?
Ответ: Мутации могут затрагивать генотип в различной степени , и поэтому их можно делить на генные , хромосомные и геномные . Генные мутации возникают при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена на другие. При хромосомных мутациях значительные изменения происхо-дят в структуре хромосомы и затрагивают несколько генов.Геномные мутации возникают в случае если в генотипе или отсутствует какая-нибудь хромосо- ма ,или , наоборот , присутствует лишняя.
III.Изучение нового материала.
1.Актуализация .Рассказ учителя.
Мир живых существ состоит из огромного количества отличных друг от друга растений, животных , грибов, микроорганизмов. Все они смогли
образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась к жизни при определенных условиях среды. Как можно отличить один вид от другого?
Предполагаемый ответ: Один вид от другого можно отличить по различным признакам.
Учитель: Сегодня мы как раз и займемся разбором этих групп признаков или
критериев. Нам необходимо будет усвоить понятия «вид», «критерии вида», выяснить многообразие видов и их значение.
Тема нашего урока , которую необходимо записать в тетради «Критерии вида».(учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
2. Рассказ учителя об истории учения о виде ( обратить внимание учащихся на то,что данного вопроса нет в учебнике)
По Линнею , вид – это множество организмов , сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизведению.
По его мнению , виды – реально существующие единицы природы ,огра-ниченные друг от друга рядом постоянных черт , потому что каждый из них создан определенным творческим актом.
Напротив, Ламарк полагал , что природа создала исключительно однород-ных особей , а виды ,роды, - воображаемые категории придуманные человеком для облегчения классификации. Но Ламарк считал , что в природе происходит изменение особей. Ч. Дарвин не принял ни одну одну , ни другую точку зрения и привел свои аргументы (запись в тетрадь).
-Виды реально существуют , но развития нет.(К.Линней.)
-Видов нет, они – плод воображения , но историческое развитие в природе есть.(Жан Батист Ламарк.)
-Виды реально существуют , относительно постоянны и являются резуль-татом исторического развития (Ч.Дарвин).
3. Понятие «вид». Учитель :Давайте на основе сегодняшнего материала и ма-териала ранее изученных разделов биологии ответим на вопрос.
Вопрос к классу : Что такое вид? Учащиеся дают понятие с последующей за-писью в тетрадях.
Вид – совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения , обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скре-щивании.
4.Критерии вида (поисковая беседа).
Учитель : В 1700 году английский натуралист Джон Рей попытался впервые определить критерии вида, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду. Он считал ,что все индивидуумы , принадлежащие данному виду могут свободно скрещиваться в природе и
продуцировать потомство. Даже если среди потомства в одном выводке появляются два отчетливо различных организма ,они будут принадлежать к одному виду.
Шведский натуралист Карл Линней определял вид как целостные группы организмов ,отличные от других жизненных форм по признакам строения
Критериями вида называют характерные признаки и свойства , по которым одни виды отличаются от других.
Признаки строения ,которые использовал Линней для выделения видов , дают нам пример морфологического критерия.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что лежит в основе этого критерия?
Предполагаемый ответ: В основе данного критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения.
Учитель: Верно. Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – морфологический критерий).
Вопрос : Как вы думаете, что лежит в основе физиологического критерия?
Ответ : В основе физиологического критерия лежит сходство процессов жизнедеятельности.
Дополнения учителя. Немаловажным в данном критерии является сходство размножения , что определяет возможность получения потомства при скре-щивании.
Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на дос-ке , а учащиеся записывают в тетрадях – физиологический критерий)
Рассказ учителя: Со временем было установлено, что ни морфологическое, ни физиологическое сходство , не могут служить достаточно надежными крите-риями вида. Не всегда срабатывает физиологический критерий , т.к. например, при скрещивании собак с волком получается плодовитое потомство.А ведь это разные виды. Подобный результат получается при скрещивании тополя и ивы.
Не всегда срабатывает и морфологический критерий ,т.к. внешне нераз-личимые группы организмов могут принадлежать к различным видам. Ученые обнаружили так называемые виды – двойники , различающиеся лишь набором хромосом .
Учитель: В связи с этим давайте решим биологическую задачу.
Установлено , что под названием «черная крыса « скрываются два вида – двойника : крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?
Предполагаемый ответ: Данный критерий называется генетический , т.к. у каждого вида характерный набор хромосом, их размеры , форма , состав ДНК.
Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – генетический критерий).
Учитель: Немаловажное значение имеет место вида в природных сообществах, его специализация в отношении пищевых ресурсов, территорий и др ,набор факторов внешней среды ,необходимых для существования вида.
Вопрос: Как вы думаете, данные параметры, можно отнести к какому, критерию?
Предполагаемый ответ: Место вида в природных сообществах, его специали-зация, набор факторов внешней среды – это экологический критерий.
Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях –экологический критерий).
Учитель : Давайте решим еще одну биологическую задачу.
Зубр и бизон – два вида , относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой и в неволе дают плодовитое потомство зубробизоны. В природе не скрещиваются , т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе , а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?
Предполагаемый ответ: Данный критерий можно назвать географическим.
Дополнение учителя: Географический критерий вида – область распростра-нения вида в природе (ареал).
Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – географический критерий).
Учитель: Еще существует исторический критерий вида. Как вы думаете , что он включает в себя?
Предполагаемый ответ: Исторический критерий отражает единую историю возникновения и развития вида , общность предков.
Вопрос учителя: Давайте сделаем вывод имеется ли абсолютный критерий вида или о принадлежности к виду можем судить по совокупности нескольких критериев?
Вывод формулируется учащимися: Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность живого организма.
(после формулирования вывода он записывается учащимися в тетради)
5.Структура вида(рассказ учителя , сопровождаемый схематическим изображением на доске структуры вида).
Схема: Структура вида:
А) популяция;
А Б В Б) подвид;
В) вид.
-6-
6.Многообразие видов растений и животных на Земле.
1.Задание учащимся. Прочитайте 1 и 2 –ой абзацы раздела «Сколько видов на
Земле» с.136 учебника. Сделайте вывод прочитанного.
(учитель следит за выполнением работы и проверяет решение биологических
задач по вариантам).
Вывод учащихся: Со времени Карла Линнея, разработавшего систему класси-фикации организмов, в мире было описано 1,5 млн. видов.
В действительности же далеко не все живущие на Земле виды описаны и систематизированы. В настоящее время примерно Землю населяют 4-5 млн. видов .
Учитель: Сделаем запись данного вывода в тетрадях.
Учитель: В настоящее время виды исчезают быстрее ,нежели их успевают обнаружить и описать. Потеря вида имеют огромное значение. Каждый из них неповторим и вносит свой вклад в формирование условий на Земле, которые , в свою очередь, влияют и на наше собственное существование как биологичес-кого вида.
Учитель демонстрирует рисунки , фотографии растений и животных ред-ких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу России, Белгородской области, гербарные растения местных видов.
Учитель: Посмотрите, какое большое количество видов оказались под угрозой исчезновения.
Давайте внимательно посмотрим на некоторые из них повнимательней и назовем их.
Во время демонстрации учащиеся называют :
1. виды растений : пион тонколистный, ломонос цельнолистный, ландыш майский , адонис весенний , рябчик русский ,иссоп меловой, лен желтый, копеечник крупноцветковый, купена многоцветковая.
2.виды животных : гигантская вечерница, степной орел , орлан –белохвост, жук-олень , красотел пахучий.
Учитель: Ваше мнение, какая главная причина исчезновения видов с лица Земли?
Предположительный ответ уч-ся: Это происходит в результате разрушения мест обитания ,влияния человеческой деятельности.
IY.Закрепление нового материала (беседа).
Учитель: Давайте ответим на вопросы.
Учитель : Что такое вид?
Предположительный ответ: Вид – совокупность организмов, характеризую-щихся общностью происхождения , обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.
Учитель: Какие критерии вида вы узнали на этом уроке?
Предположительный ответ: Существуют следующие критерии вида:
морфологический , физиологический, генетический, экологический,
географический, исторический.
Учитель: Можно ли характеризовать вид по одному какому-либо критерию?
Предположительный ответ: Различные критерии связаны между собой и
только в совокупности определяют целостность и единство вида.
Учитель: (демонстрирует гербарный экземпляр касатика желтого и
раздает учащимся текст с описанием растения –касатика желтого )
Прочитайте текст определите, о каких критериях вида идет речь.
Содержание текста.
Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным кор-невищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками око-лоцветника.
Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.
Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.
Предположительные ответы учащихся:
1.О морфологическом критерии говорится в следующей части текста:
«Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным кор-невищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цвет-ки, с 6 листочками околоцветника ».
2.Об экологическом критерии говорится в следующей части текста:
«Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.
3.О географическом критерии говорится в следующей части текста:
«Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.
V.Домашнее задание:§ 4.1., работа с терминами с.137.
По желанию в специальной или художественной литературе найти описание критериев вида.
VI.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ