Конспект урока биологии в 7 классе «Листопад и его значение»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Нижегородская область
р.п. Красные Баки
Тема:
Конспект урока биологии в 7 классе
«Листопад и его значение»
Выполнила:
учитель биологии
МКС(К)ОУ Краснобаковской
школы-интерната VIII вида
Скворцова Татьяна Александровна
р.п. Красные Баки
Тема урока: Листопад и его значение.
Класс: 7.
Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.
- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопад и его значении для растений;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
Умение работать самостоятельно.
Умение работать с учебником и находить нужную информацию.
Умение анализировать и делать выводы.
Формируемые понятия:
Листопад.
Дидактические средства и материалы:
Учебник Биология 7 класс. И.В. Романов, Т.А. Козлова, М. : «Дрофа», 2013;
Мультимедиапроектор.
Презентация.
Хронометраж урока:
Организационный момент 1 минута
Актуализация знаний. 8 минут
Сообщение темы и задач урока. 1 минута
Изучение нового материала. 10 минут
Физкультминутка. 2 минуты
Значение процесса фотосинтеза.
Работа с учебником. 6 минут
Закрепление полученных знаний. 5 минут
Закрепление и обобщение
полученных знаний по теме «Лист». 5 минуты
Подведение итога урока 1минута
Домашнее задание 1минута
Ход урока
Структура урока
Методы и средства обучения
Организационный момент.
У: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Мотивационный компонент учебной деятельности.
Эмоциональный настрой на учебную деятельность.
Актуализация знаний.
У: Ребята, рассмотрите иллюстрации. (слайд) Какое время года изображено на них.
Д: Осень.
У: Верно. Какие приметы осени, вы можете назвать? (слайд)
Д: Предположительные ответы: перелётные птицы улетают, листья желтеют и опадают, дни становятся корче и т.д.
У: Верно. Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: «О каком явлении осени говорится в нём?» (слайд)
Еще недавно на вершине клена
С другими листьями он дружно шелестел,
Но час пришел, и бывший лист зеленый,
Опору потеряв, с вершины вниз слетел.
Вот он лежит, опору потерявший
Сухой кленовый лист,
В ненастный день опавший,
А лес еще живет — шуршит его листва,
Хоть осень с каждым днем
Берет свои права
И наступает время листопада.
Не сокрушайся, друг! (слайд)
Смириться с этим надо.
При всем желании судьбу не обвести.
Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь,
При всем старании — природу не обманешь.
Но ты пока живешь!
Живи! И шелести!
С. Михалков.
У: Итак, о каком явлении осени говорится в стихотворении?
Д: О листопаде.
У: Как вы думаете, почему в природе есть такое явление?
Д: Варианты ответов.
У: А, вы хотите узнать, почему с лиственных деревьев опадают листья?
Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций
Опора на жизненный опыт учащихся
Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока
Сообщение темы и задач урока.
Тема урока: «Листопад и его значение». (слайд )
У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (запись темы урока в тетрадь).
У: На уроке мы: (слайд )
Продолжим формировать знания о строении растения.
Изучим процесс листопад.
Выясним его значение для растений.
Операционный компонент учебной деятельности. Подготовка к этапу восприятия нового материала
Постановка цели урока
Организация действий учащихся по её принятию
IV. Изучение нового материала.
У. (слайд) Ребята рассмотрите иллюстрации, сравните их. Скажите, что на них изображено?
Д: Предположительный ответ: времена года лето и осень.
У: Верно, назовите растения, которые изображены на иллюстрациях.
Д: Предположительные ответы: деревья, кустарники, травы.
У: Какие отличия в жизни растений летом и осенью вы можете назвать. (слайд)
Д: Предположительные ответы: летом растения цветут, листья на деревьях зелёные; осенью листья меняют цвет.
У: Верно, осенью многие живые организмы начинают готовиться к зиме. У многих животных, особенно холоднокровных - у ящериц, лягушек, змей замедляются процессы, происходящие в организме и они впадают в спячку. Впадают в спячку и теплокровные животные – ежи, медведи. А как же растения? Они к зиме готовятся?
Д: Предположительные ответы: да.
У: (слайд) Однолетние травянистые растения осенью прекращают рост и отмирают, а многолетние растения осенью готовятся к зиме.
У: Ребята рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: Как лес меняет окраску в течение года? (слайд)
Д: Предположительные ответы: весной листва деревьев имеет светло-зелёную окраску, летом она темно-зелёная, ранней осенью появляются желтые листья, затем в окраске листьев преобладают красные цвета.
У: Верно, а что происходит поздней осенью?
Д: Листья опадают.
У: Давайте рассмотрим этот процесс подробнее. (слайд) Как вы уже знаете листья, пересекают жилки, это сосуды по которым в них поступает вода. К концу лета над листом начинает образовываться новая почечка, которая, на следующий год распустится новым листом. К осени процессы жизнедеятельности у растений также замедляются, деревья меньше потребляют влаги из почвы, а в листьях замедляется процесс испарения, так как температура окружающего воздуха понижается. Процесс фотосинтеза прекращается, листья начинают изменяться в окраске и отделяться от ветвей и опадают. Этот процесс называется листопадом. (слайд)
Словарная работа – листопад. (слайд)
Листопад - «Лист» и «Падает».
Формирование интереса.
Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению
Связь ранее изученного материала.
Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся
Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность
Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся
Научное формирование целостной картины мира
Словарная работа.
Активизация словаря, расширение кругозора
V. Физкультминутка.
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. (слайд)
Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло из-за тучки.
Погуляли мы, ребята.
А теперь пора за парты.
Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности.
Снятие зрительного и эмоционального напряжения
Развитие зрительно-моторных координаций
VI. Значение процесса листопада. Работа с учебником.
У: Прочитайте в учебнике на стр. 65 «Значение Листопада» и ответьте на вопрос: Какое значение для растений имеет осеннее опадание листьев? (слайд)
Проверка выполненного задания (слайд)
Уменьшение испарения .
Выведение продуктов обмена.
Предотвращение поломки ветвей под тяжестью снега.
У: Ребята, подумайте, все растения на зиму сбрасывают листву?
Д: Нет. На зиму не сбрасывают листву хвойные деревья.
У: Верно. Посмотрите на иллюстрацию, ветка какого растения изображена? (слайд)
Д: Ветка сосны.
У: Какие вы ещё можете назвать хвойные деревья?
Д: Ель, пихта, кедр.
У: Кроме хвойных деревьев на зиму не сбрасывают листву и комнатные растения. (слайд) Они радуют нас своей красотой круглый год.
У: Какие, вы можете назвать комнатные растения?
Д: Варианты ответов.
Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.
Организация деятельности по выделению существенных признаков, конкретизации знаний.
Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций
Развитие речи и навыков коммуникативного общения.
Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание
Опора на жизненный опыт учащихся
Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся
VII. Закрепление полученных знаний.
У: Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.
Давайте вспомним, что нового мы изучили: (слайд)
Как называется процесс сбрасывания листвы у деревьев?
Назовите деревья, которые не сбрасывают на зиму листву.
Почему для лиственных деревьев листопад имеет большое значение?
Почему комнатные растения тоже относятся к вечнозелёным растениям?
Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний.
VIII. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист».
У: Ребята, на этом уроке мы заканчиваем изучать орган растения лист. Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. (слайд) (приложение № 1) Вспомните, какие важные процессы происходят в листьях растений и из предложенных вариантов ответов, выберите верные. (слайд)
Проверка выполнения работы. (слайд)
Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления,
развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся.
Связь ранее изученного материала.
IX. Подведение итога урока
У: Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цветик- многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок. (приложение № 2)
Формирование положительных эмоций
Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока
Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления
Развитие самооценки
X. Домашнее задание
У: Домашнее задание прочитать § 16. Значение листьев в жизни растений. Прочитать на стр. 59 дополнительную информацию «Это интересно». (слайд)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Приложение № 1.
Вспомни о значении листьев для жизни растения и заполни схему.
Что происходит в листьях и с листьями
Выбери для этого нужные слова и словосочетания: прорастание, дыхание, питание, всасывание минеральных солей из почвы, изменение окраски, листопад, испарение воды, запасание питательных веществ, цветение.
Приложение № 2
Выбери для себя лепесток,
цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
Литература.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.
Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.
Романов И.В., Козлова Т.А.. Биология 7 класс, М: «Дрофа», 2013 г.
Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. - 1995(6). - №1.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ