Конспект урока для 9 класса "Биологические катализаторы"


Биологические катализаторы

(урок в 9 классе).


Тема урока: Биологические катализаторы.

Цели урока:

  1. Сформировать знания о ферментах , их роли в клетке.

  2. Активизировать знания о катализе, катализаторах из курса химии.

Оборудование: 3% - раствор перекиси водорода, кусочки сырого и вареного картофеля и мяса, пробирки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объявление темы и целей занятия.

  1. Проверка знаний.

Решение биологических задач.

Задача № 1.

АТФ – постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.

Задача № 2.

АТФ синтезируется в митохондриях и хлоропластах. Объясните, в чем сходство и различие процессов, приводящих к синтезу молекул в органоидах.

Задача № 3.

Дано: Т = 880 – 22%.

Найти: 1) А, Г, Ц всего и в %;

2) длину ДНК.

Решение:

(А+Т)+(Г +Ц) = 100%.

А=Т=880 – 22%.

Г+Ц = 100% - (А+Т)

Г+Ц=100% - 44% = 56%.

Г=Ц= 28%.

Находим общее количество нуклеотидов.

880 – 22%

Х – 100%

Х = 4000 штук

Г+Ц= 4000 – (880+880)= 2240.

Г=Ц= 1120 штук.

Находим длину ДНК.

4000:2∙0,34 нм = 680 нм.

Ответ: а)А=880 – 22%

Г+Ц= 1120 – 28%

б) 680 нм.

  1. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Какие вещества называются катализаторами и какова их роль в химических реакциях.

  1. Катализ (рассказ с элементами беседы).

Катализ – явление ускорения реакции без изменения её общего результата (стр. 35).

  1. Катализаторы – вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.

Ферменты – биологические катализаторы.

Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке. Он расщепляет Н2О2, которая образуется в клетках в результате окислительно-восстановительных реакций. С появлением молекул воды и кислорода:

2О2 → О2 ↑ + 2 Н2О

Каталаза

За 1 секунду 1 молекула каталазы расщепляет 200000 молекул Н 2О 2

Н 2О 2 – ядовитое вещество, и чтобы не произошло самоотравления клетки и организма в целом, каталаза расщепляет её.

Лабораторная работа (оформление работы в тетради в виде таблицы).

Объект

Явления, наблюдаемые

при действии пероксида водорода

Объяснение наблюдений

1.Сырой картофель



2.Вареный картофель



3.Сырое мясо



4.Вареное мясо




Вывод: в пробирках с кусочками вареного картофеля и мяса не наблюдалось расщепления Н 2О 2 , потому что при варке картофеля произошла денатурация белка-фермента каталазы, нарушалась третичная и , очевидно, вторичная структура молекулы, что и привело к разрушению активного центра фермента.

  1. Строение и механизм действия ферментов (самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 36).

Беседа:

  • Что может входить в состав кофермента?

  • Что такое активный центр?

  • Почему ферменты обладают избирательным действием?

  1. Значение ферментов (рассказ учителя).

  1. Закрепление изученного материала.

- Ферменты активны лишь при определенной температуре. Объясните, почему?

- Как вы понимаете выражение: «Все ферменты – белки, но все белки - ферменты»?

  1. Домашнее задание: § 1.8, вопросы на стр.37.


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ