Конспект урока для 8 класса «Большой и малый круги кровообращения»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.


Тема урока «Большой и малый круги кровообращения»


Тип урока: комбинированный.


Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ»

Задачи урока:

Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса.

Развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке


Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.


УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.


Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение


Ожидаемые результаты:


-усвоение материала в полном объёме на уроке

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий

-




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1

Организационный момент

Цель учителя: организовать контроль

начала работы, обеспечить интеллектуаль

ный и эмоциональный настрой учеников

на урок.

Деятельность учителя:

Приветствует учеников. Задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что необходимо нам для успешной работы?

Цель учащихся: настроится на

восприятие материала урока.



Деятельность учащихся:

Стоя приветствуют учителя.

Отвечают на его вопросы.












2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель учителя: провести проверку полученных ранее знаний учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока.

Деятельность учителя:

Предлагает ребятам индивидуальную работу по карточкам разного уровня сложности.

Выводит шаблоны ответов на экран.



Цель для учащихся: позитивно-перспективно оценить свою работу наряду с выделением ошибок.


Деятельность учащихся:

Выбирают карточку определённого уровня сложности, отвечают на вопросы.

Сравнивают свои ответов с кодами на экране.


3

Изучение нового материала






























































































































































Закрепление учебного материала

Определение темы урока. Целеполагание.

Цель учителя: обратить результаты проверки для новой познавательной деятельности ( проверить умение учащихся устанавливать связь между строением кровеносных сосудов и движением крови по сосудам).

Деятельность учителя: читает отрывок из сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии», где герои- молекулы Вольняшка, Макс и Молли путешествуют по кровеносной системе, задаёт вопросы и по ходу ответов крепит на доску названия сосудов.

«…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд…».

Задаёт вопрос

- Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились?

Учитель крепит на доску надпись «аорта» и продолжает читать сказку.

«… Аорта!- взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений…»

Задаёт вопрос

- О каком разветвлении говорит Вольняшка?

Учитель крепит на доску надпись «артерии», читает сказку дальше.

«…Эта артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,- поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперёд…Они повернули раз, другой, третий и поплыли всё медленнее…»

Задаёт вопрос

- По каким сосудам кровеносной системе молекулы поплыли гораздо медленнее?

Учитель крепит на доску надпись «капилляры», читает.

«… А вот и капилляры начинаются!- возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. –Сделаем ещё кружок?...»

Задаёт вопрос

О каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ?

Учитель крепит на доску надпись «кровообращение» и задаёт вопросы.

- О каком сосуде ещё не рассказали путешественники?

Учитель крепит на доску надпись «вены».

- Что такое кровообращение?



-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?


-Вспомните, по какому пути движется кровь у млекопитающих?

Учитель объявляет тему урока «Большой и малый круги кровообращения», просит записать название в тетрадь.

Цель учителя: поставка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)


Деятельность учителя:

Задаёт проблемный вопрос ученикам

-Когда больному вводят в вену лекарство, как вы думаете, каков путь этого лекарства, по какому кругу кровообращения оно будет двигаться?

Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы.

Подготовка к встречи с новым материалом.

Цель учителя: Продолжить работу по изучению большого и малого кругов кровообращения, организация самостоятельной работы учеников в группах.


Деятельность учителя:

Определяет число групп, раздаёт карточки-задания, индивидуальные листки самоконтроля.

Задание для 1 группы:

Работая с учебником, энциклопедиями подготовить сообщение «История открытия кругов кровообращения»


Задание для 2 группы:



  1. Выстроить из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению.

  2. Рассказать о малом круге кровообращения.

  3. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих малый круг кровообращения.

  4. Заполнить общую таблицу на доске.


Задание для 3 группы:



  1. Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.


  1. Показать и рассказать о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.


  1. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих большой круг кровообращения.

  2. Заполнить общую таблицу на доске.


Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице.

вопросы

Малый круг кровообр.

Большой круг кров.

Где начи-

нается?



Где закан-

чивается?



Как называ-

ются кров.

сосуды?



Как изме-

няется

состав

крови?



Каково

время обо-

рота крови

по кругу?





Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.

Деятельность учителя:

Предлагает группам решить биологические задачи.

Задача для 1группы:

Кровь из сердца поступила в лёгочный ствол, из него в артерии, затем в капилляры, от туда в вены, которые принесли кровь к сердцу.

О каком круге кровообращения идёт речь?

Почему так решили?

Задача для 2 группы:

1- Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз и держите их так в течение 1 мин.

2-Быстро положите обе руки на стол и сравните цвет их кожи. Чем объясняется наблюдаемая разница?

Задача для 3 группы:

Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?








Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения.

- Давайте вспомним задачу о введении больному лекарства в вену. Правильно ли вы ответили на заданную задачу?


Цель учителя: Определить значимость

пути крови по сосудам, необходимости вести здоровый образ жизни.

-Почему важно знать путь крови по сосудам?

Деятельность учителя:

- Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями с каждым годом увеличивается, и болезни органов кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания. Посмотрите презентацию на тему «Болезни органов кровообращения» и сделайте вывод, как можно избежать заболеваний.

- После просмотра презентации учитель спрашивает, как избежать данных заболеваний и просит озвучить правила здорового образа жизни. Фиксирует на доску:

-физическая активность;

-рациональное питание;

-положительные эмоции;

-не иметь вредных привычек.

Далее предлагает вернуться к вопросу о движении крови на следующем уроке.

- Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберём проблемы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и её влияние на здоровье человека в целом.


Цель для учащихся: применять свои знания.





Деятельность учащихся: слушают отрывок из сказки, отвечают на вопросы.











Отвечают

- В данном отрывке сказки речь идёт об аорте.








Отвечают

- Вольняшка говорит об артерии.















Отвечают

В данном эпизоде речь идёт о капиллярах сосудов.







Отвечают

-В отрывке Кэролла Доннера речь идёт о процессе кровообращения.



- Путешественники не рассказали о вене.


- Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

- Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам.

- По малому и большому пути кровообращения.




Цель для учащихся:

Выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала.

Деятельность учащихся:

Предлагают версии решения проблемной ситуации.








Цель для учащихся:

Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе.

Деятельность учащихся:

Работают в группах, распределяют задания, готовят ответы.

1 группа:

Работает с учебником, энциклопедиями готовит сообщение «История открытия кругов кровообращения».

Деятельность 2 группы:

Распределяют вопросы, готовят ответы.

-Строят из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению.

-Рассказывают о малом круге кровообращения.

-Составляют схему:

Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и леваялёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие.

-Заполняют общую таблицу на доске.

Деятельность 3 группы:

Распределяют вопросы, готовят ответы.

- Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.

-Показывают и рассказывают о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.

-Составляют схему:

Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие.

-Заполняют общую таблицу на доске.






















Цель для учащихся:

Применить знания нового материала при решении биологических задач.




Деятельность учащихся:

Решают задачи.



Отвечают.

Речь идёт о малом круге кровообращении. Выдвигают версии своего решения.




Отвечают.

Нарушается путь крови по сосудам. Выдвигают версии своего решения.



Отвечают.

Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами, и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям.






Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после.


Цель учащихся: проанализировать информацию,

продумать и письменно оформить правила здорового образа жизни.


Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят презентацию, письменно фиксируют правила здорового образа жизни.












































































































Итоги урока.

Рефлексия.




Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.


Деятельность учителя:

Организует беседу с классом по вопросам:

- Что было главным на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.


На экране появляется запись:

Оцени свою работу.

«5» - выполнил все данные мне задания.

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3» - часто ошибался, выполнил только половину.

«2» - ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

Цель учащихся:

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы.








Заполняют карту. Проводят самооценку.
































Домашнее задание

Цель для учителя:

Проинструктировать о выполнении дом.задания.


Цель для учащихся:

Применить полученные знания на укроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ