Конспект урока для 5 класса «Лишайники»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

Ленинского района г. Саратова














Тема урока: «Лишайники»















Автор: учитель биологии

Бадретдинова Венера Абдуллаевна















2014-2015 учебный год



Пояснительная записка.

Урок биологии в 5 классе «Лишайники» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

Тип урока: открытие новых знаний

Урок по теме « Лишайники».

Цель: сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.

Задачи:

  1. Образовательные

Формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека.

Продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)

  1. Развивающие

Развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.

  1. Воспитательные

Формировать интерес к предмету, к живым организмам.

Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь ощутить красоту и гармонию в природе.

В целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой.

Формируемые УУД.

  1. Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения;

  • сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

  • сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • сформировать умение составлять схемы-опоры, работать с таблицей;

  • сформировать умение анализировать и оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем;

  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

  1. Предметные:

  • сформировать умение рассказывать о строении и жизнедеятельности лишайников; об их значении в природе и в практической деятельности человека;

  • сформировать умение находить взаимосвязь между строением и функциями организма;

  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лишайник, лихенология, спора, таллом, автотрофы и гетеротрофы, симбиоз.

  1. Личностные:

  • воспитывать экологическое сознание;

  • помочь ощутить красоту и гармонию в природе;

  • сформировать умение признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;

  • сформировать ответственное отношение к учению, к своему здоровью и к здоровью окружающих;

  • сформировать умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности.



Оборудование

  • Презентация к уроку: «Лишайники»

  • Гербарий лишайников

  • Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран

  • Раздаточный материал к уроку

  • Словари: Ушакова, Ожегова.

Литература для учителя и учащихся:

  • Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

  • Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

  • Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2013



Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня вы познакомитесь с загадочными организмами, тайну которых предстоит вам разгадать на уроке. Кто они?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

2

Актуализация и пробное учебное действие

Работая в паре, выберите из представленных на слайде организмов (Слайд № 1) картинки грибов и водорослей.

По каким признакам вы отнесли их к водорослям, к грибам?

Расскажите о них по плану (Карточка №1):

  • строение

  • питание

  • размножение

  • местообитание

Оцените ответы одноклассников.

Картинки с изображением каких организмов вы не выбрали? (Слайд № 2) Что это за организмы? Где встречаются в природе? Какова их роль в природе? К какому царству живых организмов вы бы их отнесли? (Слайд № 3)

Это лишайники. (Слайд № 4). Учёные, изучив строение лишайников, назвали их «сфинксами». Найдите толкование этого слова в словарях.

Слово «сфинкс» символизирует что-то таинственное, загадочное. Сегодня на уроке мы разгадаем тайну этих необычных организмов – симбионтов. Что означает слово симбиоз? Приведите примеры симбиотических организмов. Как может один организм состоять из двух?

Как отличить лишайники от других организмов? Почему у них такое неприятное название - лишайники? ( Слайд № 5)

Постройте свой ответ по плану:

  • строение

  • питание

  • размножение

  • местообитание

  • значение в природе и в жизни человека.

Работа в паре в форме диалогового общения.

Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы.

Оценивают ответы одноклассников.















.















Находят толкование этого слова в словарях.













Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры симбиотических организмов



Пытаются ответить по данному плану

3

Выявление места и причины затруднения.

Почему не получается рассказать о лишайниках по данному плану? Каких знаний не хватает? Что бы вы хотели узнать о них? Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Для устранения возникшего затруднения определите тему и цели урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 15.

Работают в парах.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.


5

Реализация построения проекта

Работая в группе, изучите Слайд № 6 и статью в учебнике «Строение лишайников» с.66-67. Рассмотрите образцы гербариев лишайников, сравните их и ответьте на вопросы. Какое строение имеют лишайники? В чём их отличие? На какие типы, в зависимости от строения слоевища, можно разделить лишайники?

Начертите схему «Тип слоевища» в тетради (Слайд № 7). Найдите среди гербариев: накипные, листоватые и кустистые.

Заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища (Карточка № 2)

Тип слоевища

Особенности строения

Примеры










Работая в паре, изучите статью «Жизнедеятельность лишайников» на с.67. Почему лишайники дожили до наших дней? Какую роль для лишайника играют гифы грибницы? Какую роль для лишайника играют водоросли, или цианобактерии? Как водоросли и грибы находят друг друга? ( Слайд № 8)

Продолжая работать в паре, изучите слайды № 9, 10 и статью в учебнике «Неприхотливость лишайников». Ответьте на вопрос: почему лишайники способны обитать в самых бесплодных местах.

Каково значение этих удивительных организмов в природе и жизни человека. Давайте послушаем ребят, подготовивших интересные сообщения.

(Слайд № 11).

Занимают места в группах. Обмениваются мнениями. Находят ответы на поставленные вопросы. По мере выполнения задания, делают записи в тетради.

Заполняют таблицу.

Формулируют выводы.

Оценивают собственный вклад в работу группы.





























Работают в паре в форме диалогового общения.







Находят ответы на вопросы, формулируют выводы.

















Слушают сообщения. Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод. Делают записи в тетради.

6

Физкультминутка





7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работая в группе, решите биологическую задачу (Карточка № 3):

1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?

2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в своё безраздельное царство?

3-ья группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление?

4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните.

За верное решение задачи выставляются 3 балла.



Работают в группе. Готовятся к выступлению перед классом с результатами работы

Каждая группа зачитывает свою задачу и проговаривает версию ответа. В обсуждении участвует весь класс. Оценивают ответы учащихся.



8

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Работая самостоятельно, выполните задание: «Выберите верные утверждения» (Карточка № 4):

1)Лишайники – это организмы-симбионты.

2)Тело лишайника называется слоевищем.

3)Листоватые лишайники имеют листья.

4)Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

5)Кустистые лишайники имеют стебли и корни.

6)Лишайники приносят вред природе.

7)Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.

8)Лишайники требовательны к чистоте воздуха

9)Лишайники чувствительны к недостатку влаги.

10)Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

11)Лишайники размножаются только половым путём.

12)Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.

13)Лишайников много в крупных городах.

14)Некоторые лишайники человек употребляет в пищу.

За каждый верный ответ задачи выставляется 1 балл.

Результат проверьте по эталону (Карточка № 5)

Самостоятельно

выполняют задания.























































Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Выявляют и корректируют

возможные ошибки

9

Включение в систему знаний и повторение











Организует работу с тестовыми заданиями «Что я знаю о лишайниках?» (Карточка №6).



Работают индивидуально с тестовыми заданиями.

Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат,

устраняют пробелы в знаниях.

10

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)



В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны беречь и заботиться о них.

Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме?













Дети сравнивают глубину своих знаний о лишайниках в начале урока и после изучения темы. Отвечают на вопросы учителя.



Самооценка деятельности

Оцените свою работу на уроке, заполнив «Лист учёта знаний учащихся» (Карточка №7)

Дают оценку своей работе на уроке, заполняют «Лист учёта знаний»



Информация о домашнем задании

1).Изучить текст § 15 учебника и ответьте на вопросы в конце параграфа.

2).Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради.

3).Написать синквейн.

4).ЦОР по биологии: http://school-collection.edu.ru. (Слайд № 12)

Записывают задания.

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Подведение итогов урока

Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке.

Подают дневники учителю для выставления отметок



Раздаточный материал к уроку «Лишайники».

Карточка №1. План ответа

  • строение

  • питание

  • размножение

  • местообитание

  • значение в природе и в жизни человека.

Карточка №2. Таблица «Строение лишайников с различным типом слоевища».

Тип слоевища

Особенности строения

Примеры










Карточка №3. Биологическая задача.

1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?

2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в своё безраздельное царство?

3-ья группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление?

4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните.

За верный ответ задачи выставляется 2 балла.

Карточка №4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

«Выберите верные утверждения».

1) Лишайники – это организмы-симбионты.

2) Тело лишайника называется слоевищем.

3) Листоватые лишайники имеют листья.

4) Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

5) Кустистые лишайники имеют стебли и корни.

6) Лишайники приносят вред природе.

7) Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.

8) Лишайники требовательны к чистоте воздуха

9) Лишайники чувствительны к недостатку влаги.

10) Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

11) Лишайники размножаются только половым путём.

12)Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.

13) Лишайников много в крупных городах.

14) Некоторые лишайники человек употребляет в пищу.

За каждый верный ответ задачи выставляется 1 балл.

Карточка № 5. Эталон верного ответа

Верные утверждения:

  1. Лишайники – это организмы-симбионты.

  2. Тело лишайника называется слоевищем.

7) Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.

  1. Лишайники требовательны к чистоте воздуха

10) Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

14) Некоторые лишайники человек употребляет в пищу

Карточка №6. «Что я знаю о лишайниках?»

  1. Установите соответствие между термином и его определением.

Термин Определение

А. Лишайники 1.Тело лишайника.

Б. Слоевище 2.Организмы, состоящие из гриба

В. Симбиоз и одноклеточных водорослей.

Г. Соредии 3.Наука о лишайниках.

Д. Лихенология. 4.Полезное сожительство гриба и водоросли.

5.Одна или несколько клеток водоросли,

окружённые нитями грибницы.

А

Б

В

Г

Д






За верный ответ выставляется 2 балла.

  1. Какую роль играют лишайники в природе? Приведите не менее трёх характеристик.

За верный ответ выставляется 2 балла.

Карточка №7. Лист учёта знаний учащихся (если вы набрали 12 баллов, ваша оценка за урок – «5», 10-11 баллов – «4», 7-9 баллов – «3», менее 7 – «2»).

п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

Оценка за работу в группе

Оценка за урок

Биологическая задача

Выберите

верные суждения

Что я знаю о лишайниках?



















Пример синквейна.

Лишайники.

Неприхотливые. Устойчивые.

Кормят. Лечат. Красят.

Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.

Индикаторы.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ