Конспект урока для 5 класса «Лишайники»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
Ленинского района г. Саратова
Тема урока: «Лишайники»
Автор: учитель биологии
Бадретдинова Венера Абдуллаевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Урок биологии в 5 классе «Лишайники» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014
Тип урока: открытие новых знаний
Урок по теме « Лишайники».
Цель: сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.
Задачи:
Образовательные
Формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека.
Продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)
Развивающие
Развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.
Воспитательные
Формировать интерес к предмету, к живым организмам.
Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
В целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой.
Формируемые УУД.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения;
сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Познавательные УУД:
сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
сформировать умение составлять схемы-опоры, работать с таблицей;
сформировать умение анализировать и оценивать результат.
Коммуникативные УУД:
сформировать умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
сформировать умение слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем;
сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные:
сформировать умение рассказывать о строении и жизнедеятельности лишайников; об их значении в природе и в практической деятельности человека;
сформировать умение находить взаимосвязь между строением и функциями организма;
сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лишайник, лихенология, спора, таллом, автотрофы и гетеротрофы, симбиоз.
Личностные:
воспитывать экологическое сознание;
помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
сформировать умение признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;
сформировать ответственное отношение к учению, к своему здоровью и к здоровью окружающих;
сформировать умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование
Презентация к уроку: «Лишайники»
Гербарий лишайников
Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран
Раздаточный материал к уроку
Словари: Ушакова, Ожегова.
Литература для учителя и учащихся:
Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014
Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2013
Технологическая карта урока
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня вы познакомитесь с загадочными организмами, тайну которых предстоит вам разгадать на уроке. Кто они?
Приветствуют учителя, настраиваются на урок
2
Актуализация и пробное учебное действие
Работая в паре, выберите из представленных на слайде организмов (Слайд № 1) картинки грибов и водорослей.
По каким признакам вы отнесли их к водорослям, к грибам?
Расскажите о них по плану (Карточка №1):
строение
питание
размножение
местообитание
Оцените ответы одноклассников.
Картинки с изображением каких организмов вы не выбрали? (Слайд № 2) Что это за организмы? Где встречаются в природе? Какова их роль в природе? К какому царству живых организмов вы бы их отнесли? (Слайд № 3)
Это лишайники. (Слайд № 4). Учёные, изучив строение лишайников, назвали их «сфинксами». Найдите толкование этого слова в словарях.
Слово «сфинкс» символизирует что-то таинственное, загадочное. Сегодня на уроке мы разгадаем тайну этих необычных организмов – симбионтов. Что означает слово симбиоз? Приведите примеры симбиотических организмов. Как может один организм состоять из двух?
Как отличить лишайники от других организмов? Почему у них такое неприятное название - лишайники? ( Слайд № 5)
Постройте свой ответ по плану:
строение
питание
размножение
местообитание
значение в природе и в жизни человека.
Работа в паре в форме диалогового общения.
Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы.
Оценивают ответы одноклассников.
.
Находят толкование этого слова в словарях.
Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры симбиотических организмов
Пытаются ответить по данному плану
3
Выявление места и причины затруднения.
Почему не получается рассказать о лишайниках по данному плану? Каких знаний не хватает? Что бы вы хотели узнать о них? Каким способом можно получить нужную информацию?
Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.
Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
4
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Для устранения возникшего затруднения определите тему и цели урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 15.
Работают в парах.
Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.
5
Реализация построения проекта
Работая в группе, изучите Слайд № 6 и статью в учебнике «Строение лишайников» с.66-67. Рассмотрите образцы гербариев лишайников, сравните их и ответьте на вопросы. Какое строение имеют лишайники? В чём их отличие? На какие типы, в зависимости от строения слоевища, можно разделить лишайники?
Начертите схему «Тип слоевища» в тетради (Слайд № 7). Найдите среди гербариев: накипные, листоватые и кустистые.
Заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища (Карточка № 2)
Тип слоевища
Особенности строения
Примеры
Работая в паре, изучите статью «Жизнедеятельность лишайников» на с.67. Почему лишайники дожили до наших дней? Какую роль для лишайника играют гифы грибницы? Какую роль для лишайника играют водоросли, или цианобактерии? Как водоросли и грибы находят друг друга? ( Слайд № 8)
Продолжая работать в паре, изучите слайды № 9, 10 и статью в учебнике «Неприхотливость лишайников». Ответьте на вопрос: почему лишайники способны обитать в самых бесплодных местах.
Каково значение этих удивительных организмов в природе и жизни человека. Давайте послушаем ребят, подготовивших интересные сообщения.
(Слайд № 11).
Занимают места в группах. Обмениваются мнениями. Находят ответы на поставленные вопросы. По мере выполнения задания, делают записи в тетради.
Заполняют таблицу.
Формулируют выводы.
Оценивают собственный вклад в работу группы.
Работают в паре в форме диалогового общения.
Находят ответы на вопросы, формулируют выводы.
Слушают сообщения. Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод. Делают записи в тетради.
6
Физкультминутка
7
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работая в группе, решите биологическую задачу (Карточка № 3):
1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?
2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в своё безраздельное царство?
3-ья группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление?
4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните.
За верное решение задачи выставляются 3 балла.
Работают в группе. Готовятся к выступлению перед классом с результатами работы
Каждая группа зачитывает свою задачу и проговаривает версию ответа. В обсуждении участвует весь класс. Оценивают ответы учащихся.
8
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Работая самостоятельно, выполните задание: «Выберите верные утверждения» (Карточка № 4):
1)Лишайники – это организмы-симбионты.
2)Тело лишайника называется слоевищем.
3)Листоватые лишайники имеют листья.
4)Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
5)Кустистые лишайники имеют стебли и корни.
6)Лишайники приносят вред природе.
7)Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.
8)Лишайники требовательны к чистоте воздуха
9)Лишайники чувствительны к недостатку влаги.
10)Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
11)Лишайники размножаются только половым путём.
12)Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.
13)Лишайников много в крупных городах.
14)Некоторые лишайники человек употребляет в пищу.
За каждый верный ответ задачи выставляется 1 балл.
Результат проверьте по эталону (Карточка № 5)
Самостоятельно
выполняют задания.
Осуществляют самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
Выявляют и корректируют
возможные ошибки
9
Включение в систему знаний и повторение
Организует работу с тестовыми заданиями «Что я знаю о лишайниках?» (Карточка №6).
Работают индивидуально с тестовыми заданиями.
Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат,
устраняют пробелы в знаниях.
10
Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог урока)
В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны беречь и заботиться о них.
Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме?
Дети сравнивают глубину своих знаний о лишайниках в начале урока и после изучения темы. Отвечают на вопросы учителя.
Самооценка деятельности
Оцените свою работу на уроке, заполнив «Лист учёта знаний учащихся» (Карточка №7)
Дают оценку своей работе на уроке, заполняют «Лист учёта знаний»
Информация о домашнем задании
1).Изучить текст § 15 учебника и ответьте на вопросы в конце параграфа.
2).Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради.
4).ЦОР по биологии: http://school-collection.edu.ru. (Слайд № 12)
Записывают задания.
Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Подведение итогов урока
Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке.
Подают дневники учителю для выставления отметок
Раздаточный материал к уроку «Лишайники».
Карточка №1. План ответа
строение
питание
размножение
местообитание
значение в природе и в жизни человека.
Карточка №2. Таблица «Строение лишайников с различным типом слоевища».
Тип слоевища
Особенности строения
Примеры
Карточка №3. Биологическая задача.
1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?
2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в своё безраздельное царство?
3-ья группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление?
4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните.
За верный ответ задачи выставляется 2 балла.
Карточка №4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«Выберите верные утверждения».
1) Лишайники – это организмы-симбионты.
2) Тело лишайника называется слоевищем.
3) Листоватые лишайники имеют листья.
4) Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
5) Кустистые лишайники имеют стебли и корни.
6) Лишайники приносят вред природе.
7) Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.
8) Лишайники требовательны к чистоте воздуха
9) Лишайники чувствительны к недостатку влаги.
10) Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
11) Лишайники размножаются только половым путём.
12)Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.
13) Лишайников много в крупных городах.
14) Некоторые лишайники человек употребляет в пищу.
За каждый верный ответ задачи выставляется 1 балл.
Карточка № 5. Эталон верного ответа
Верные утверждения:
Лишайники – это организмы-симбионты.
Тело лишайника называется слоевищем.
7) Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.
Лишайники требовательны к чистоте воздуха
10) Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
14) Некоторые лишайники человек употребляет в пищу
Карточка №6. «Что я знаю о лишайниках?»
Установите соответствие между термином и его определением.
Термин Определение
А. Лишайники 1.Тело лишайника.
Б. Слоевище 2.Организмы, состоящие из гриба
В. Симбиоз и одноклеточных водорослей.
Г. Соредии 3.Наука о лишайниках.
Д. Лихенология. 4.Полезное сожительство гриба и водоросли.
5.Одна или несколько клеток водоросли,
окружённые нитями грибницы.
А
Б
В
Г
Д
За верный ответ выставляется 2 балла.
Какую роль играют лишайники в природе? Приведите не менее трёх характеристик.
За верный ответ выставляется 2 балла.
Карточка №7. Лист учёта знаний учащихся (если вы набрали 12 баллов, ваша оценка за урок – «5», 10-11 баллов – «4», 7-9 баллов – «3», менее 7 – «2»).
№ п/п
Фамилия, имя
Количество баллов
Оценка за работу в группе
Оценка за урок
Биологическая задача
Выберите
верные суждения
Что я знаю о лишайниках?
Пример синквейна.
Лишайники.
Неприхотливые. Устойчивые.
Кормят. Лечат. Красят.
Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.
Индикаторы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ