Конспект урока на тему "Царство Грибы" 6 класс
Урок разработала и провела учитель биологии и химии
МБОУ «Писаревской СОШ»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Земцова Любовь Евгеньевна
предназначен для учащихся 6 класса
Тема урока: «Царство Грибов»
Оборудование: таблица «Сьедобные и ядовитые грибы», загадки о грибах, текст с ошибками, правила сбора грибов, тексты с опытами «Образование плесени на продуктах питания»
Этапы урока
Методическая характеристика этапов: задачи, ,методы создания развивающей среды
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент
Дидактическая задача: настроить обучающихся на положительные эмоции, создание ситуации успеха
-Здравствуйте! – говорю я вам , желая здоровья и успеха. Давайте улыбнемся друг другу, говорят улыбка-это поцелуй души. Поделимся с гостямиулыбкой и скажем «Добрый день!»
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха
Ученики встали, настроились на работу, проверили школьные принадлежности
2.Мотивация
Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность Цель учителя: побудить любознательность обучающихся
-Я бы хотела, чтоб вы помогли мне разрешить одну проблему:
Французский ученый Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни.
-Кто они? Почему они нарушают гармонию?
-Конечноже вы правы. Это- грибы! Сегодня у нас урок обобщения.Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается еще одно наше путешествие в страну знаний , дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее Царство Грибов
Создает проблемную ситуацию, вводящую обучающихся в предмет изучения предстоящего урока.
Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока:- это Грибы. (Называют сходство грибов с растениямии животными и их отличия).
3.Постановка учебной задачи
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные:самостоятельное формулирование цели и задач урока. Прогнозирование предстоящей деятельности.
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы
-Ребята, а что значит слово « обобщение»?
А слово глагол ?
Послушайте стихотворение, которое я сочинила для этого урока. Я прошу вас запомнить глаголы , которые прозвучат в этом стихотворении:
-Стань на миг ученым, друг,
Обернись скорей вокруг,
К знаниям тянись скорей
Сил и время не жалей!
Все загадки разгадаешь,
Много нового узнаешь
Спорь, вопросы задавай,
Гипотезы ты выдвигай.
В интернете покопайся
И скорее догадайся.
Вспомни, что ты раньше знал
Видел или прочитал
Где ты это применял
Может что-то наблюдал?
Итогда ты сам поймешь,
Для чего же ты живешь?
-Как вы думаете, зачем нам сегодня понадобятся глаголы на уроке по теме «Грибы»
Выдвигает проблему.
зачитывает стихотворение, побуждает к осмыслению прозвучавших глаголов.
Просит попробовать самостоятельно сформулировать цель урока.
Слушают учителя,запоминают глаголы,выдвигают свои предположения.
Называя глаголы, обучающиеся сами выдвигают способы, при помощи которых можно решить задачи и достичь цели урока.
4Повторение и обощение темы
Здоровьесбережение, толерантность
5Здоровьесбережение, толерантность
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю.
Цели учителя: пробудить интерес к самостоятельному решению учебных задач, учить сравнивать и выделять главное.
Познавательные УУД:
устанавливать причинно- следственные связи( как исчезновение грибов отразиться на других обитателях)
Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Дидактические задачи: наблюдать за живыми обьектами ( плесневый гриб-мукор), делать выводв по постановке опыта. Умение структурировать
материал, сворачивать информацию в графики, таблицы.
Цель учителя: диагностика образовательного прцесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.Развивать критическое мышление.
толерантность, умение работать в группе
Цель учителя: диагностика образовательного прцесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.Развивать критическое мышление.
Итак, цель урока мы определили, задачи перед собой поставили. Я предлагаю вам сегодня отправиться в виртуальную экспедицию. Не в путешествие, а именно в экспедицию. Путешественники-люди, которые узнают что-то новое, неизведанное.А в научную экспедицию отправляются ученые, которые уже много знают, но им необходимо еще что-то проверить, подтвердить или опровергнуть.
Согласны? Разделимся на группы. И первый этап нашей экспедиции –
« Снаряжение»
Проверим ваше «снаряжение»- ваши знания.
Увас на партах конверты с заданиями:
1 группа: микология, гетеротрофы, мицелий, аэробы,
2 группа: плодовое тело, эукариоты. спорангии, анаэробы.
3группа: симбиоз, микориза, спора.
Второй этап - «прогноз погоды»:
( на доске прикреплены «Облака». На обратной стороне написаны вопросы)
- грибы растут всю свою жизнь? (+)
-все грибы –многоклеточные организмы (-)
- по способу питания грибы могут быть сапрофитами и паразитами (+)
- сапрофиты- это грибы, которые питаются органическими веществами живых организмов(-)
-дрожжи - это грибы,которые человек использует в хлебопечении? (+)
-грибы. как растения, могут фотосинтезировать? (-)
-грибы - это организмы, которые растут на протяжении всей жизни?(+)
-грибы питаются готовыми органическими веществами?(+)
-Ну что ж, в путь!
Третий этап - « болото»
На нашем пути сразу же возникает препятствие- болото.Это проблемное место и .
Чтобы двинуться дальше, вам предстоит решить одну проблему и найти ответы и способы решения этой проблемы.
Вот ребята из соседнего села прислали нам письмо и просят вашей помощи Они не поймут что произошло и как им дальше поступать.
Письмо:
«Урожай собрали нынче классом
В кузовке грибов у нас немало
Всех друзей мы можем угостить
Но, потом, грибы нам жалко стало,
Их опять решили посадить!
Только ничего не получилось-
Чуда почему-то не случилось:
Сморщились грибочки все , пропали
Отчего? Быть может, вы узнали?»
Ребята нарвали грибы, а потом решили посадить их снова. Могут расти уже сорванные грибы? Почему?
Ответ поясните.
«Как ни тонок под землею
Был мицелий, неприметен,
Но неможет гриб любой
Без него прожить на свете!»
-А если исчезнуть грибы, как это отразится на других обитателях нашей планеты?
-Какие рекомендации вы можете дать ребятам из соседнего села?
И еще одна задача для вас:
«Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и диаметр ее ежегодно увеличивается на 30 см.
Установите возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12 метрам .(20 лет)
Четвертый этап - «в лесу».
- вот наша экспедиция, наконец-то попала в лес. Здесь и пригодятся ваши знания и умения. Вы будете работать в группах.
1 группа- исследователи» будут работать с опытом, исследовать его,делать выводы.( приложение №1) – задание для первой группы.
2 группа - «эниклопедисты» должны будут составить различные классификации грибов.
3 группа - «практики» вспомнив или найдя в дополнительной литературе материал о роли грибов в природе и жизни человека, заполняют таблицув печатной тетради№14 стр12
Пятый этап -«привал»:(физкультминутка)
На экскурсию пойдем
Все грибы мы соберем
Дима шел, шел, шел:
мухомор большой нашел
Дарья шла-шла-шла:
И лисички вдруг нашла.
Витя у пенька присел,
На пенёчек поглядел:
На пеньке опята
Дружные ребята.
Влево, вправо поглядели:
Под осинкой у дорожки
Кавалер стоит на ножке
Как в самбреро шляпе красной
Подосиновик - гриб
классный!
Сержик что-то стал наш грустный
Не найдет грибы он грузди!
По дорожке побежали.
Все грибы мы растеряли.
Шестой этап - « на опушке»
И снова вам предстоит работать в группах. Вы должны заботиться друг о друге.Оказывать посильную помощь.
1 группа будет работать в палатке у врача.
Им предстоит вспомнить признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении грибами и выпустить листовку.
2 группа будет редакторами лесной газеты.
Вы должны исправить ошибки в тексте (приложение№2)
3 группа составляют список сьедобных и несьедобных грибов.
Седьмой этап - « отчет о работе экспедиции»
-Прежде чем мы подведем итог нашей экспедиции и вы сделаете выводы, я бы хотела, чтобы вы отгадали загадку, которую я сочинила для вас. Но это непросто загадка - в каждом предложении - шифровка .Вы должны будете пояснить , что же я хотела сообщить вам в этих предложениях и самой загадкой.
-Что за чудище такие:
Маленькие есть большие
И растут они везде:
На деревьях. на земле
Поселились на корнях. на животных и на людях
И на хлебе и на фруктах
Под березкой, под дубком
Может с ними ты знаком,
Притаившись у дорожки,
Кавалер стоит на ножке:
Шляпа – зонтик – вся в листочках
Рядом сыновья и дочки!
В лес с корзиною пойдем,
Их в корзину наберем!
Принесли немало бед:
Полбза есть от них и вред
Но они нам не враги:
В хлеб кладут их, в пироги
И лекарство нам дают
Ну-ка, как же их зовут?
Учитель раздает конверты с заданиями
Учитель зачитывает вопросы
выдвигает проблему, зачитываает письмо
ставит задачу, просит сделать выводы
Организует самостоятельную исследовательскую работу в группах.
Учитель показывает движения: повороты в разные стороны. наклоны и т.д.
проверяет задание.
учитель нацеливает обучающихся на прослушивание и побуждает их анализировать и делать выводы
Каждый обучающийся группы дает определение одного из терминов.
Обучающиеся ставят «+» или «- «
на листочках, затем сверяя с ответами на доске проверяют друг друга
решают задачу. делают выводы, что грибница очень медленно и долго растет и восстанавливается.
Слушают учителя
Совещаются между собой, выдвигают гипотезы, дают совет:
«Ребята нарушили главную часть гриба - грибницу. Грибы необходимо срезать ножом, чтобы не повредить мицелий
решают задачу, делают выводы, что грибница очень медленно и долго растет и восстанавливается.
Работают в группах, пытаются составить разные классификации и заполняют таблицы.
Обучающиеся делают упражнения физкульт - минутки.
помогают друг другу
Обучающиеся прослушивают загадки и расшифровывают предложения (одноклеточные и многоклеточные грибы, места произрастания, симбиоз.
5Рефликсивный
Цели учителя: узнать отношение обучающихся к уроку, учить понимать результаты своей деятельности
Вот и подошло время возвращаться с экспедиции домой
-Как вы считаете, достигли мы с вами нашей цели урока?
-Если мы с вами достигли цели и у вас хорошее настроение, давайте похлопаем друг другу в ладоши.
Обучающиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность,оценивать её.
6Домашнее задание
Дидактическая задача:
разьяснить обучающимся о домашнем задании
1 группе - найти в интернете или других источниках грибы нашей области, каково их значение.
2 группе - удивительное в мире грибов, грибы – рекордсмены, необычные грибы.
3 группе-какие грибы выращивают в искусственных условиях, почему нельзя выраститтьбелые, подосиновики. подберезовики?
-Удачного дня
Записывают домашнее задание.
Литература:
1. Учебник «Биология» 6 класс автор В.В.Пасечник, издательство «Дрофа» 2008 год.
2. Научно – методический журнал «Биология в школе» №4 2005 г. издательство «Школа-Пресс»
3. Учебно - методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания «Биология» №29 2000 г.
Информационные источники:
1)Мультимедийный диск «Кирилла и Мефодия « Растения. Грибы. Бактерии»
2)Ресурсы Интернета http://festival.1september.ru/subjects/5/
Приложения№1
Прочитайте тексты о том, как Ваня,Таня и Миша поставили опыты «Образование плесени на продуктах питания» Сделайте выводы. почему у Тани опыт получился ( она вырастила плесневый гриб) и какие условия необходимы для появления плесени.Дайте название грибу.
Ваня: «На дно стеклянной банки я насыпал слой песка.На песок положил кусочки белого хлеба.Банку поставил в прохладное место- в холодильник.Каждый день я проверял банку» и их тоже увлажнила.Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С, закрыла крышкой. выложенной изнутри фильтровальной бумагой.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживала во влажном состоянии.Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»
Таня: « на дно стеклянной банки я насыпала слой песка и немного увлажнила его. На песок положила кусочки белого хлеба и их тоже увлажнила .Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С, закрыла крышкой. выложенной изнутри фильтровальной бумагой.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживала во влажном состоянии.Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»
Миша:» На дно стеклянной банки я насыпал слой песка и немного увлажнил его.Банку закрыл крышкой . выложенной изнутри фильтровальной бумагой. Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживал во влажном состоянии.Каждый день я проверял банку.»
Приложение №2
Задание: найди и исправь ошибки в тексте:
Отправились Ваня и Таня в лес за ягодами. Ягоды они не нашли,но увидели много грибов.»Какие все же прекрасные растения –эти грибы!- сказала Таня . «Ой»- воскликнул Ваня-«Вон под осинкой растут грибы- дрожжи!»
«Ая увидела на дереве гриб – трутовик! Как хорошо , что он пользу приносит дереву!»
«Давай наберем семян грибов и посеем их дома!- радостно вскричал Ваня.
«Давай!»- ответила Таня. И дети весело побежали домой.
Приложение №3 ( дополнительный материал)
По поговоркам и пословицам сформулировать правило сбора грибов:
« Всякий гриб в руки беру, да не всякий в кузовок кладут»
«Чтоб и дети ваши грибы ели. берегите грибницу – мицелий!»
«Кто любит земле кланяться- без добычи не останется»
«Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставлю в лесу»
«Не заламывай рябину не вызревши. не ешь грибов не вызнавши»
«Лучше оставить в лесу 10 хороших грибов, чем положить в лукошко 1 плохой»
«От переросших грибов пользы никакой, а вред большой»
Правила сбора грибов:
1 Никогда не пробуй гриб на вкус! (можно отравиться)
2 Незнаешь гриб- не бери его!( можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
3Не собирай грибы у дорог и предприятий!( гриб впитывает в себя ядовитые вещества)
4Не собирай старые, перезревшие грибы! (в них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)
5Не собирай грибы с клубневидным утолщением. ножкой окруженной оболочкой! ( как правило это ядовитый гриб)
6 Срезай гриб ножом!( чтоб не повредить грибницу
Приложение №4 ( дополнительный материал)
Проблемные вопросы:
-Почему грибы назвали «Лесным чудом»
-Почему так говорят: «Растут как грибы»
-У пчеловодов существует такая примета: много грибов- мало меда( обьясните почему?)
- Почему говорят: «Мелкий дождь грибы сеет»?
-Почему говорят: «Чтобы грибов крепких . хороших набрать. надо рано вставать!»
Загадки:
Землю пробуравил,.
Корешок оставил,
Сам на свет явился
Шапочкой покрылся (гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный ( мухомор)
Очень дружные сестрички
Золотистые …..
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом (лисички)
Нет грибов дружней . чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу (опята)
Не спорю- не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно в березовой роще ( подберезовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я ……..( подосиновик)
Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята
Под сосной растут ….( маслята)
Загадка:
Хозяйка решила испечь хлеб.Взяла она пшеничной муки. добавила соль, воду и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяныйи вкусно пах. но был он не пышный.
- Скажите почему хлеб не поднялся? ( не положила дрожжей)
-А что такое дрожжи?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ