Конспект урока на тему "Где обитают живые организмы"
Урок 5.
Глава II. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
Тема: Где обитают живые организмы
Цели:
Ознакомить учащихся с основными оболочками Земли.
Ознакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе.
Научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Оборудование: рисунки животных, плакат «Где обитают живые организмы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Давайте с вами вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)
– Могу ли я утверждать, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?
Дети высказывают свои мнения. Возможно, будут предположения, что живые организмы обитают повсюду. Например, высоко в небе можно встретить и птиц, и насекомых, и даже семена растений. А крот живёт под землей.
– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)
– Давайте составим план урока.
План (примерный) 3
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в учебнике.
– А вы сами как думаете? Посмотрите на наши иллюстрации.
Видят изображения рыбы, бегемота, ласточки, крота, комара и др. животных.
– Давайте определим для каждого животного среду его обитания. (Я думаю, что рыба живёт в воде.)
– Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли? (Гидросфера.)
– Верно.
– Каких ещё животных можно отнести к гидросфере? (Тритон.)
– А куда нам поместить бегемота? (Бегемоту нужны вода и земля. Его надо поместить между двух сред.)
– Может быть, кто-то знает, как по-научному называется каменная оболочка Земли?
– Она называется литосфера.
– Кого ещё можно поместить в литосферу? (Червяка, крота.)
– А куда нам отнести остальных животных?
– По-научному воздушная оболочка Земли называется…
– Верно.
– А куда мы поместим комара? (На границе всех сред. Комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на земле.)
– Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы:
1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;
2) на пересечении двух сред;
3) на пересечении трёх сред.
– Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать?
– Как разумнее поступить именно сейчас?
– Работать будем в группе. Каждая группа получит текст об одном из животных, изображённых на наших иллюстрациях. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы.
Работают в группах.
– Расскажите о своём исследовании классу. Заслушаем первую группу.
– Мы прочитали текст о бегемоте. Мы узнали, что бегемоты могут не только плавать, но и бродить по дну. Ещё они в воде размножаются. Дышат бегемоты воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и позагорать. Мы сделали вывод, что для жизни бегемоту нужна и земля, и вода, и воздух.
Скрещивают круги. Помещают в центр бегемота.
– Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?
– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)
– Аналогично проводится работа с остальными группами.
– Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Работа в учебнике.
– Ответьте на вопросы на с. 25.
– Выполни любые два задания из рабочей тетради.
ТОУУ
ΙV. Домашнее задание.
Чтение текста темы 5. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из предложенных учителем.
V. Итог урока.
– Где особенно много встречается живых организмов? Где образуется биосфера?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
© ООО «Баласс», 2013

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ