Конспект урока на тему "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ.


Тема урока: Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека.

Цель: Расширить знания учащихся о хозяйственной деятельности человека; формировать жизненный принцип безконфликтного общения человека и окружающей среды на основе гармонизации отношений с природой, углубить знания учащихся о влиянии радиации и работы тепловых двигателей на организм человека и окружающую среду; воспитать личную ответственность за то, что происходит вокруг, человечность, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы с изображением ТЭС, ГЭС, АЭС; таблицы «Органы дыхания человека», «Органы пищеварения».




Эпиграф урока (записанный на доске): « Лишь понявши природу,

человек поймет сам себя».

Р.Эдберг(шведский писатель)


План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Выступления (презентации) учеников.

3. Викторина.

4. Итоги урока.


Ход урока.


1. Организационный момент.

Объявляется тема и цель урока.

Урок начинается со сценки. Стук в дверь – и в класс еле-еле входит ученик.

Учитель физики: Что случилось? Почему опоздал?

Ученик: Был на перемене во дворе и по звонку еле поднялся на второй этаж.

Учитель физики: Может ты курил?

Ученик: Нет.

Учитель физики: А что чувствуешь?

Ученик: Головокружение, слабость, металлический привкус.

Учитель физики: Это симптомы недомогания, которые вызваны загрязнением атмосферы и плохой экологией окружающей среды.

Ученик: Так, что без противогаза нельзя и на улицу выйти?

Учитель физики: Если человек не будет бережно относится к окружающей среде, то в недалеком будущем это возможно.

И сегодня мы собрались, чтобы поговорить о влиянии хозяйственной деятельности человека на природные условия и на организм человека, о том, как сберечь экологию нашей планеты.


2. Вступительное слово учителя.

Учитель биологии: Все компоненты окружающей среды получили значительное влияние человеческой деятельности. Коренное изменение этих компонентов привело к возникновению четырех экологических проблем, которые приняли глобальные масштабы для всего человечества:

- загрязнение окружающей среды;

- истощение минеральных ресурсов;

- уменьшение площади пахотных земель.

Эти проблемы связаны между собой, их можно решить только совместными усилиями всей мировой общественности. Поэтому сегодня мы послушаем ваши мысли по этому вопросу.

Учитель физики: Давайте вспомним машины и механизмы, которые изучали в теме «Основы термодинамики».

Ученики: тепловые машины, тепловые двигатели.

Учитель физики: Какие виды тепловых двигателей вы знаете?

Ученики: двигатель внутреннего сгорания, паровые турбины, реактивные двигатели.

Учитель физики: Какие вам известны негативные влияния и результаты работы тепловых машин?

Ученики: загрязнение воздуха, глобальное потепление, возникновение озоновых дыр, смог, кислотные дожди, парниковый эффект.

Учитель физики: Давайте подробнее охарактеризуем это.


Выступления (презентации) учеников.

1. Парниковый эффект.

2. Глобальное потепление.

3. Озоновые дыры в атмосфере.

4. Смог.

5. Кислотные дожди.


Учитель биологии: «Природа – такой самый уникум, как и картина Рафаэля. Уничтожить их легко, восстановить – невозможно» (Бородин). Больше всего от антропогенного фактора пострадали братья наши меньшие. Вспомните тех, кого уже никогда не увидим ни мы, ни наши потомки.

Учащиеся показывают картинки животных и растений, занесенных в Красную книгу (нашей местности), а так же делают сообщения:

1. По данным ООН, каждый год на планете вырубается почти 3 млрд кубических метра леса, и эта цифра постоянно растет.

2. Под угрозой исчезновения более 600 видов птиц, 120 видов млекопитающих. За последнюю тысячу лет исчезло более 100 видов зверей, 140 видов птиц, 25 видов ценных промысловых рыб.

3. В течении следующих 20-30 лет на Земле ежедневно будет исчезать примерно 100 видов растений и животных.

Учитель физики: а теперь давайте остановимся на одном из видов тепловых двигателей – паровых турбинах. Где используют паровые турбины?

Ученики: в основном на ТЭС и АЭС.

Учитель физики: Давайте вспомним, какое экологическое влияние они оказывают на окружающую среду?


Выступления (презентации) учеников.

1. Экологическое влияние ГЭС.

2. Экологическое влияние ТЭС.

3. Экологическое влияние АЭС.

4. Чернобыльская катастрофа.


Учитель биологии: Могущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерег: не увлекайся своим могуществом, человек не шути с ним. Накопление в природе вредных радиоактивных веществ пагубно влияет на биосферу. В зонах, загрязненных после аварии на ЧАЭС, наблюдаются аномалии в живых организмах.

Учащимся показывают фотоснимки и статьи из журналов, на которых изображены природные аномалии в животном и растительном мире. Учащиеся делают сообщения:

1. Чернобыльская катастрофа вызвала снижение иммунной системы человека и животных, в результате чего усложнилось течение таких болезней, как грипп, воспаление легких, увеличилась смертность от «обычных болезней».

2. Наблюдается аномалия у растений: гигантизм листьев деревьев, обезображивание некоторых растений до такого состояния, что трудно определить их вид.

3. Увеличилась частота появления некоторых не способных выжить мутантов у животных.(примеры из источников)

Учитель биологии: Различаются внешнее и внутреннее облучение. (показать на таблицах «органы дыхания», «органы пищеварения»; попадание вредных веществ в организм человека).

Чернобыльская катастрофа стала страшным символом в общественном сознании. Как вы думаете, почему? Чернобыль стал если не расплатой, то серьёзнейшим предупреждением нам – тем, которые позволили себе издеваться над природой. Необходимо задуматься о своем будущем, пока не поздно.

Учитель физики: Так что нам делать? Отказаться от удобств? Или, может существуют иные способы предотвращения экологической катастрофы?

Учащиеся делают сообщения:

1. Использование энергии Солнца (электромобили, солнечные электростанции)

2. Использование энергии ветра (ВЭС)

3. Биоэнергетические технологии («зеленая нефть», «голубой ангел», биогаз).

4. Использование энергии морей и океанов.

5. Энергия внутреннего тепла Земли.

6. Озеленение местности.

3. В конце урока учитель биологии предлагает учащимся викторину по охране природы.

1. Какое столетие называют атомным? (20в.)

2. Назовите единственный в мире минералогический заповедник? (Ильменский заповедник)

3. «Самый страшный зверь на Земле» - такая надпись на входе одного из зоопарков Германии. Про кого? (про человека).

4. Какие влияния хозяйственной деятельности человека особо опасны для численности популяции? (фактор не рационального использования, загрязнения, разрушение природных мест существования живых организмов).

4. Итог урока.

Учителя физики и биологии благодарят учащихся за сообщения и ответы. Учащиеся получают оценки за свою работу на уроке.

Литература: Г.А. Билявский, Р.С.Фурдуй. Основы экологических знаний.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ