Конспект урока на тему «Взаимодействие генов – основа целостности генотипа»
«Взаимодействие генов – основа целостности генотипа»
Задачи: сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии; продолжить работу по формированию навыков по решению задач по генетике; по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монологической речью; развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: таблицы по генетике, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания:
Работа у доски (задание записано на доске):
1.1. Какие типы гамет будут образовывать организмы со следующими генотипами: АаВВ; АаВв; ААвв; ааВв; Аавв. Сформулировать гипотезу чистоты гамет.
1.2. Найти соответствие (соединить стрелками) между скрещиванием, расщеплением и указать по генотипу или фенотипу идет расщепление:
Моногибридное 1 : 2 : 1 по фенотипу
1 : 3
Дигибридное 9 : 3 : 3 : 1 по генотипу
1 : 8 : 3 : 3: 1
1.3. Объяснить, почему не всегда соблюдается правило независимого наследования признаков Г. Менделя?
2. Работа по карточкам (решить задачи):
2.1. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.
2.2. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребенка голубые глаза. Какие генотипы по цвету глаз у отца, матери и ребенка? Карий цвет глаз - доминантный признак.
3.Фронтальный опрос:
3.1. Сформулировать закон Моргана.
3.2. Что такое группа сцепления?
Что такое Кроссинговер?
Что такое локус?
От чего зависит частота Кроссинговера?
Каково значение перекреста хромосом?
Чем отличается Ш закон Менделя от закона Моргана?
III. Изучение нового материала:
Сообщение темы и цели урока:
(Тема урока записывается в тетрадь)
Лекция, сопровождающаяся показом презентации:
«Взаимодействие генов».
План лекции:
Типы взаимодействия генов (слайд № 1).
- Запись схемы в тетради обучающихся.
Взаимодействие аллельных генов (слайд № 2 – 9).
- Запись в тетради генотипов групп крови.
- Решение задачи, предложенной на слайде № 6 на доске и запись решения в тетрадях с дальнейшей проверкой решения (слайд № 6).
-Запись в тетради определения кодоминирования и сверхдоминирования.
Взаимодействие неаллельных генов (слайд № 10-15).
Множественное действие генов (слайд № 16).
Вывод: (записывается в тетрадь)
- генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующихся генов
- генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов
- ген может оказывать влияние на развитие не одного, а многих признаков.
Закрепление:
1. Могут ли дети быть темнее своих родителей? (ответ – «да, могут, если один из родителей будет средним мулатом, а другой светлым мулатом»).
2. Решение задачи:
Р: ♀ А1а1А2а2 × ♂ А1а1а2а2
ср. мулат св. мулат
G
А1А2
А1а2
а1А2
а1а2
А1а2
А1А1А2а2
А1А1а2а2
А1а1А2а2
А1а1а2а2
а1а2
А1а1А2а2
А1а1а2а2
а1а1А2а2
а1а1а2а2
Ответ: в F1: темные мулаты -1
средние мулаты – 3
светлые мулаты – 3
белокожие - 1
3. Беседа по вопросам 1- 3 на странице 114.
V. Подведение итогов. Д/з: параграф 3.9
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ