Конспект урока по биологии в 6 классе «Растение – живой организм»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования №1456 г. Москвы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект урока по биологии в 6 классе
«Растение – живой организм»
 
 
 
 
 
 
 
Автор: учитель биологии
Водопьянова
Марина Александровна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА
2012
 
 
УРОК № 4. РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
(слайд №1)
ЦЕЛЬ УРОКА: начать формирование понятия об организме как особой единице жизни; конкретизировать это понятие характеристикой особенностей растительного организма; создать представление о сложности жизнедеятельности организма растений; охарактеризовать основные свойства (функции) растений как живых существ; формировать умения сравнивать жизнедеятельность разных растений с целью выявления их основных функций.
ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Фронтальный опрос
- Назовите вегетативные органы растений 
- Чем семенные растения отличаются от споровых? 
- В чем различия между цветковыми и голосеменными растениями? 
- Какие споровые растения вы знаете? 
Индивидуальный опрос с использованием дидактических карточек
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕНРИАЛА:
Рассказ учителя с элементами беседы
- Растения – живая система. 
В этом году мы начали с вами изучать курс «Биология». Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.
- А какую часть биологии мы изучаем в этом году? (ответ учащихся)
«Ботаника» изучает растения. Это значит, что растения является живым организмом.
- Давайте вспомним признаки живых организмов (ответ учащихся)
(слайд №2):
- Дышат 
- Питаются 
- Размножаются 
- Растут 
- Развиваются 
- Реагируют на внешнее воздействие 
- Умирают 
- Состоят из клеток 
Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но есть еще одна общая черта – все живые организмы, даже самые маленькие, состоят из клеток или их производных. В свою очередь клетки объединятся в органы.
- Что такое орган? Какие органы мы вспомнили в начале урока? (ответ учащихся)
(слайд №3 ) Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа системы органов обеспечивает жизнь растений как единого организма.
- Что произойдет, если корни не будут поглощать воду из почвы, или листья не смогут образовать достаточное количество питательных веществ? (ответ учащихся)
У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно взаимосвязаны.
- Процессы жизнедеятельности растения. 
Жизнедеятельность – это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование. (слайд №4)
Рассмотрим процессы жизнедеятельности растения.
Питаясь, организм получает необходимые вещества для роста и развития.
- Как питается растение? (ответ учащихся) (слайд №5)
При дыхании, растение получает необходимый ему кислород.
В процессе обмена веществ, происходит превращение веществ, полученных при питании и дыхании, необходимых для жизнедеятельности растения. Образованные в этом процессе ненужные вещества удаляются, т . е . выделяются. (слайд №6)
(Пояснения к слайду №6)
- В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б) 
- Из этих веществ (а и б) клетка образует для жизни свойственные ей органические вещества (АБ) 
- В результате химической реакции, по действием кислорода (красный кружок), сложные вещества клетки превращаются в более простые (в и г, СО2 (синий кружок) - продукты распада). При этом освобождается необходимая для жизни энергия (Е) 
Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т е. увеличивать количество особей. (слайд №7)
В течение всей своей жизни, растение увеличивается в размерах, т е. растет, и приобретает новые свойства – развивается. (слайд №8)
- Все ли растения развиваются одинаково? Что влияет на развитие растений? (ответ учащихся, работа с учебником)
Вывод: Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие. (слайд №9)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (слайды № 10-13)
Выберите правильные ответы.
- Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется: 
а) питанием;
б) дыханием;
в) обменом веществ;
г) выделением.
- Только для живых организмов характерно: 
а) уменьшение веса;
б) изменение окраски;
в) дыхание;
г) взаимодействие со средой.
- Что растительный организм выделяет в процессе дыхания? 
а) углекислый газ;
б) кислород;
в) азот;
г) водород.
- Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции? 
а) организм;
б) орган;
в) тело;
г) элемент.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №14)
§ 3, вопросы после параграфа.
 
 
 
- Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21 
- Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/ Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012, с. 8-9 
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009. - с. 9-15 
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2006. 
- Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007. 
- Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.14 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ