Контрольная работа по теме "Биологическая эволюция" 9 класс
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область, Исилькульский район
Контрольная работа
по теме «Биологическая эволюция»
в 9 классе
подготовила:
Баймагамбетова Ирина Есеновна, учитель химии и биологии.
с. Украинка
2012
Цель: проверить уровень усвоения программного материала по теме «Биологическая эволюция»
1 вариант
Задание 1. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.
Тест 1. Генетический критерий вида – это:
совокупность внешних и внутренних признаков организма,
область земной поверхности, занимаемая видом,
Определенная часть экологической системы, занимаемая особями вида,
свойственный виду набор хромосом.
Тест 2. Согласно представлениям об эволюции, не могут эволюционировать:
аквариумные рыбки в вашем аквариуме,
табун лошадей,
термиты в термитнике,
тигр в зоопарке.
Тест 3. Сосуществование в природе систематических групп организмов, каждая из которых представляет родственные виды, роды, семейства и т.д., является результатом:
микроэволюции,
макроэволюции,
изоляции,
популяционных волн.
Тест 4. Эволюционные преобразования организмов, заключающиеся в возможности прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации:
идиоадаптация,
ароморфоз,
адаптация,
общая дегенерация.
Тест 5. Варианты пятипалой конечности у позвоночных – примеры:
адаптации,
идиоадаптации,
ароморфоза,
общей дегенерации.
Тест 6. Появление цветка и защиты семян плодом – пример:
адаптации,
идиоадаптации,
ароморфоза,
общей дегенерации.
Тест 7. Результатом микроэволюции является возникновение новых:
подвидов и видов,
родов и подсемейств,
семейств и подотрядов,
подотрядов и отрядов.
Тест 8. Элементарной эволюционной единицей является:
особь,
подвид,
популяция,
вид.
Тест 9. Эмбриологические доказательства эволюции:
сходство зародышевых форм,
сравнение флоры и фауны континентов,
островная фауна,
рудиментарные органы.
Задание 2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
Тест 1. Сравнительная характеристика способов видообразования.
Географическое видообразование:______________
Экологическое видообразование: ______________
Осуществляется на разных территориях,
тип изоляции – экологический,
низкая скорость,
генетическая изоляция – вторичная,
высокая скорость,
осуществляется на одной территории,
генетическая изоляция – первичная,
тип изоляции – географический.
Тест 2. Основные направления эволюции.
Ароморфоз: ______________________________________________.
Идиоадаптация: __________________________________________.
Общая дегенерация: _______________________________________.
Упрощение организации и снижение функциональной активности ряда органов,
характерен для оседлых и паразитических форм,
приводит к образованию мелких систематических групп,
совершенствование организмов достигается путем частных изменений в строении и функции органов,
ведет к образованию новых крупных систематических групп.
Задание 3. В приведенной ниже таблице заполните пустые ячейки.
Направление эволюции
Примеры
Биологический прогресс-
Биологический регресс-
2 вариант
Задание 1. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.
Тест 1. Морфологический критерий вида – это:
совокупность внешних и внутренних признаков организма,
область земной поверхности, занимаемая видом,
Определенная часть экологической системы, занимаемая особями вида,
свойственный виду набор хромосом.
Тест 2. Популяция какого вида достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени?
Большая синица,
бабочка-капустница,
паразитический червь аскарида,
индийский слон.
Тест 3. Варианты пищевой специализации клюва у птиц – примеры:
адаптации,
идиоадаптации,
ароморфоза,
общей дегенерации.
Тест 4. Замена гладкой мускулатуры на поперечно-полосатую в двигательной системе, что привело к значительному увеличению подвижности животных, - пример:
адаптации,
идиоадаптации,
ароморфоза,
общей дегенерации.
Тест 5. Ароморфозом у растений является:
появление цветка и плода,
видоизменение листа в колючки,
размножение корневищем,
развитие корнеплодов.
Тест 6. Изоляция является важным фактором видообразования, так как она способствует:
сохранению генофонда вида,
изменению генофонда вида,
расселению популяций,
сохранению популяций вида.
Тест 7. Результатом макроэволюции является возникновение новых:
подвидов и видов,
родов и подсемейств,
семейств и подотрядов,
подотрядов и отрядов.
Тест 8. К рудиментарным органам крота следует отнести:
маленькие глаза,
безворсовую шерсть,
лопатообразные конечности,
удлиненную мордочку.
Тест 9. Морфологические доказательства эволюции:
рудиментарные органы,
биогенетический закон,
сходство зародышевых форм,
сравнение флоры и фауны континентов,
Задание 2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
Тест 1. Признаки биологического прогресса и биологического регресса.
Биологический прогресс: __________________________________.
Биологический регресс: ___________________________________.
Ослабление эволюционного процесса,
расширение ареала,
активация процесса видообразования,
сокращение ареала,
активное размножение, ведущее к увеличению численности особей,
уменьшение численности.
Тест 2. Примеры борьбы за существование.
Внутривидовая борьба: _____________________________________.
Межвидовая борьба: _______________________________________.
Борьба с неблагоприятными условиями среды: _________________.
Борьба оленей из-за самки,
карликовые березы в тундре,
гриб чага на стволе березы,
рыбы-прилипалы на теле акулы,
высокий одуванчик, выросший в тенистом месте,
распределение ролей в волчьей стае при охоте.
Задание 3. В приведенной ниже таблице заполните пустые ячейки.
Характеристики
Естественный отбор
Искусственный отбор
Источник генетического разнообразия
Образующиеся новые формы
Значение новых признаков для самих организмов
Роль человека
Ответы:
Вариант 1.
Задание 1- 4,4,2,1,2,3,1,3,1.
Задание 2: тест 1(А-1,3,4,8; Б – 2,5,6,7), тест 2 (А-5,6; Б-3,4; В-1,2).
Вариант 2.
Задание 1- 1,2,2,3,1,1,4,1,1.
Задание 2: тест 1(А-2,3,5; Б – 1.4,6), тест 2(А-1,6; Б-3,4; В-2,5).
Литература:
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы для учащихся по общей биологии. – М.: «Просвещение», 1989.
В.Б. Захаров, А.Ю. Цибулевский. Готовимся к ЕГЭ. – М.: «Дрофа», 2006.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. – М.: «Вентана-граф», 2009.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ