МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ЛИТЕ-РАТУРЕ НА ТЕМУ: «БЫТЬ МОЖЕТ, ВСЯ ПРИРОДА – МОЗАИКА ЦВЕТОВ…» (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ)
1001 идея интересного занятия с детьми
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «БЫТЬ МОЖЕТ, ВСЯ ПРИРОДА – МОЗАИКА ЦВЕТОВ…»
(ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ)
Фадеева любовь Владимировна, МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева», г. Гагарин, Смоленская область, учитель биологии.
Предмет (направленность): биология.
Возраст детей: 11 лет, 5 класс.
Место проведения: класс.
Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.
Цели:
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия «цветок», «жизненные формы».
Метапредметные: связь с литературой, искусством
Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность учащихся: лепка из пластилина, работа в парах, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений, выполнение лабораторной работы, составление синквейна, коллаж.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации.
Основное содержание урока.
1.Эмоциональный настрой на урок.
-Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Вы готовы учиться? (Да!)
-Значит можно всем садиться.
Учитель литературы:
-Ребята, как вы думаете, почему два учителя, ведущие разные предметы, стоят перед вами. (Ответы учащихся). Сегодня у нас необычный урок: вы узнаете новый материал по биологии, сможете проявить свою эрудицию, творческие способности. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.
2.Загадки.
Учитель литературы:
- Для того чтобы узнать тему урока, попробуйте отгадать загадки.
А) Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Б) Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчики)
В) Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.(Колокольчики)
Учитель биологии
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.
Символом сегодняшнего урока будет цветок. Растения, которые хотя бы один раз в своей жизни цветут, называются цветковыми. У этих растений есть ещё другое название, что позволяет им занимать господствующее положение на Земле. Работа в парах поможет вам определить это название.
3.Работа в парах.
Систематизируйте гербарные экземпляры на 3 группы
Высшие споровые
Голосеменные
?
Как называется эта группа растений? О чём говорит это название? Почему эти растения занимают господствующее положение на Земле?
4.Работа с учебником с демонстрацией слайдов.
Попробуем дать общую характеристику отдела Покрытосеменные с помощью учебника п. 23, с. 127-129
- Самая молодая и многочисленная группа царства Растения.
- Имеют цветок- орган семенного размножения, из которого развивается плод с семенами, защищёнными от неблагоприятных условий.
- Разные жизненные формы: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
- По продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние.
- Имеют различные среды обитания (растут в воде, в безводной пустыне и т.д.)
- Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, ползучие…
- Разные по форме и размерам листья, корни.
Среди покрытосеменных много культурных растений: овощные, хлебные, плодово-ягодные, масличные, лекарственные, декоративные, технические.
5.Рефлексия. Учитель литературы.
-Ребята, кому это задание показалось понятным, несложным, поднимите синий кружочек. А кто затруднялся - красный.
6. Физкультминутка. Учитель литературы.
- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы.
- Представим себя маленьким сморщенным семечком (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает за ними.
С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются).
У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок.
Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно.
Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.
Скоро опять наступит весна и оно оживёт!
Молодцы! Продолжаем урок.
7. Лабораторная работа. Учитель биологи.
Предлагаю выполнить л/р. «Органы цветкового растения».
Орган - часть растения, которая выполняет определённую функцию (корень- укрепляет, всасывает питательные вещества, запасает; стебель- удерживает почки ,листья, проводит вещества; листья - дыхание, испарение, фотосинтез; цветок- орган семенного размножения плод-защита, распространение семян ).
1 уровень.
Подпишите на рисунке органы цветкового растения и сделайте вывод о том, какие органы появились у цветковых растений.
2 уровень.
Разгадайте кроссворд (функции органов цветкового растений).
8.Рефлексия. Учитель литературы.
-Ребята, кто выполнил работу легко, поднимите синий кружочек. Кто затруднялся - красный.
9. Творческие работы. Синквейн. Коллажи. Учитель литературы.
- Ребята, за короткое время вы успели выполнить несколько серьёзных заданий. Попробуем сделать ещё одно, призвав в помощь свою фантазию. Разделимся на три группы:
Первая группа ребят составит синквейн по теме нашего урока (Цветы),
ученики второй и третьей группы будут трудиться над коллажами, не забывая придумать им названия. Всё, что нужно для выполнения работы, находится у вас на партах. В вашем распоряжении 4 минуты
10.Оценивание творческих работ учащихся учителем литературы.
11.Оценки по лабораторной работе объявляет учитель биологии.
12.Домашнее задание. Учитель биологии.
1 уровень. Изучить п.23.
2 уровень. ТПО 77,78.
3 уровень. Стихи, загадки, мифы о цветковых растениях.
13. Рефлексия. Учитель биологии.
У вас на парте лежат цветы из пластилина, которые вы заранее изготовили дома. На доске расположены цветы - символы этапов нашего урока. Прикрепите свой цветок к тому, какой этап урока вам понравился. Вспомним - это
загадки
работа в парах с карточками
работа с учебником
физкультминутка
лабораторная работа
творческая работа (синквейн, коллаж)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
В.В. Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс, г. Москва, Дрофа, 2012 год
В.В. Пасечник «Рабочая тетрадь» к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ