ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ЗДОРОВЬЕ» НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА для 6-11 классов
1001 идея интересного занятия с детьми
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ЗДОРОВЬЕ» НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА.
Золотухина Ольга Ивановна, МБОУ « СОШ № 14», учитель химии, биологии, город Норильск
Предмет (направленность): биология, химия.
Возраст детей: 6-11 классы.
Место проведения: МБОУ «СОШ №14».
В настоящее время проблема здоровья обострилась, в школу приходят все меньше здоровых детей, это связано с уровнем жизни людей, с ухудшением экологической обстановки, наследственностью. Здоровье человека определяется образом его жизни, поэтому в школе необходимо уделять больше внимания пропаганде здорового образа жизни. Медицина фактически занимается излечением болезней. Но это приносит здоровье далеко не всегда. Излечивая болезни, современная медицина недостаточно участвует в активном создании здоровья.
ЗДОРОВЬЕ- это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов.
Охрана здоровья человека особенно острое значение приобретает в период рыночных отношений. Под действием рекламы здоровый человек начинает менять свое отношение к алкоголю, курению и другим вредным привычкам. С экрана телевизора на человека обрушивается поток рекламы сладостей, но мало говорится о натуральном питании, которое полезно и более эффективно предупреждает болезни.
По моему мнению, единственный правильный путь защитить здоровье ребенка – это просвещение в школе. В этой ситуации меняется и роль учителя биологии. Он должен быть не только просветителем, но и консультантом в подборе индивидуального режима питания, психологического, экологического, двигательного и других факторов для своих учеников. Знания учителя помогут найти для них правильные пути сохранения и укрепления здоровья
Основная задача, которую я ставлю, это чтобы ученик усвоил, что здоровье и работоспособность во многом зависит от него самого.
В школах на уроках биологии основное внимание уделяется изучению анатомии, физиологии, а вопросы гигиены стоят на втором плане. Этот подход может быть оправдан в школах с профильными, биологическими, медицинскими классами. В обычной средней школе, по моему мнению, наряду с изучением программных вопросов, необходимо больше уделять внимание изучению гигиены человека.
В связи с актуальностью проблемы сохранения здоровья и с тем, что в школьной практике преподавания предметов естественного цикла недостаточно разработана методика освещения этого вопроса я и выбрала тему: « Индивидуальный подход к учащимся через актуализацию здорового в рамках интегрированного курса « Здоровье». Второй год на своих уроках использую для работы интегрированный курс «Здоровье».
Интегрированный курс «Здоровье» направлен на обучение навыкам сохранения, формирования, укрепления здоровья учащихся. Курс «Здоровье» интегрирует с предметами образовательной области естествознание (биология, химия, ОБЖ, география).
Интегрированный курс включает следующие разделы:
«Здоровье физическое и психическое» детально рассматривается в курсе биологии 8 класса в разделах: «Организм человека и его строение», «Спинной мозг», «Кровь», «Кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергия». В 9-11 классе при изучении тем «Клетка – единица живого», «Закономерности наследования признаков», « Размножение и индивидуальное развитие организмов» большое внимание уделяется профилактике заболеваний, формированию навыка укрепления здоровья, умения разумно относиться к собственному здоровью с учетом внутренних резервов, увеличению потенциала здоровья, возможностей организма, навыкам экстренной медицинской помощи. В курсе ОБЖ ученик приобретает навык правильного планирования собственной деятельности с учетом биологических ритмов, умения снять напряжение, усталость. Изучает субъективные и объективные признаки здоровья.
«Здоровый стиль жизни». В 6классе при изучении строения и жизнедеятельности бактерий изучаются причины возникновения инфекционных заболеваний, пути их передачи. В 8 классе воспитывается позитивное отношение к вакцинации как средству профилактики инфекционных заболеваний, прививаются правила личной безопасности. В теме «Живые тела и организмы» формируются навыки личной гигиены: ухода за кожей, волосами, ногтями, гигиены полости рта, что закрепляется в 8 классе при изучении анатомии человека в курсе биологии. При изучении темы «Пищеварение» рассматриваются вопросы рационального питания, долгожительства, голодания, защиты от радиоактивных элементов, ботулизма, лептоспироза, сальмонеллеза. В теме «Анализаторы» рассматривается влияние экрана компьютера и телевизора на зрение, рассказываю о целебной силе слез, массаже глаз. В 7 классе - «Беспозвоночные животные» о паразитических червях, признаки заболеваемости глистами, правилами их профилактики. Обучение здоровому образу жизни в курсе ОБЖ проходит с 5 класса, где учащиеся обучаются правилам гигиены, умению рационально организовать режим труда и отдыха.
«Безопасность жизнедеятельности» – этой проблеме уделяется большое значение. При изучении тем «Значение и охрана морей и океанов» формируются навыки личной безопасности на воде. Ученики знакомятся со средствами и правилами спасения утопающего. Уроки «Температура» интегрируются с темой программы «Здоровье» «Воздушно-тепловой режим в школе и дома», где ученик получает сведения о первой помощи при переохлаждении, солнечных ожогах, солнечном ударе. Умению различать ядовитые и неядовитые растения, грибы обучают в пятом классе в общей теме «Биосфера» и в 6 классе на уроках биологии в разделе «Основные отделы растений, семейство пасленовых», «Бактерии, грибы, лишайники. Шляпочные грибы». В 7 классе ученики приобретают навык правильного поведения с ядовитыми насекомыми, змеями при изучении разделов: «Паук-крестовик», «Многообразие насекомых», «Отряд чешуйчатых», «Отряд грызунов». Основам личной безопасности обучают на уроках химии 8 класса при изучении кислот, щелочи, солей. В теме «Углерод и кремний», 9 класс, обучают навыкам первой помощи при отравлении углекислым газом, химическом ожоге, правилам работы с фенолом, анилином и другими веществами, способными нанести вред здоровью при неправильных с ними действиях. В курсе ОБЖ темам личной безопасности, правилам поведения в экстремальных ситуациях, умению оказать первую помощь отведены большие разделы в 9-11 классах. Экстремальные ситуации в природных условиях и обучение правильным действиям проводится в 9 классе, также город - рассматривается как источник опасности. На уроках ОБЖ школьники обучаются алгоритму поведения в экстремальных ситуациях. В 10-11 классах проводится обучение навыкам защиты от поражающих воздействий при стихийных бедствиях, навыкам оказания помощи, в 9 классе в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, в 10-11 классах навыкам защиты при химическом, биологическом, радиационном поражении
«Здоровое питание». Навыки безопасности питания формируются на уроках биологии при изучении тем в 6 классе «Корень, удобрения», «Побег, видоизменение побегов». Значение витаминов в жизни человека рассматривается в темах биологии «Семейство розоцветных», «Семейство мотыльковых», 6 класс. В 8 классе – «Пищеварение», «Обмен веществ и энергия», « гигиена ротовой полости». Гигиена питания в химии 8 класса – «Вода, растворы, основания». В 9 классе при изучении химии рассматривается проблема загрязнения среды пестицидами, тяжелыми металлами, «Азот и фосфор», «Общие свойства металлов». На уроках биологии школьников учат составлять индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологической потребности организма, умению избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья, оценивать правильность и сроки хранения продуктов.
«Профилактика вредных привычек». У учащихся вырабатывается понимание пагубности употребления психоактивных веществ. Проблема алкоголизма рассматривается в курсе химии 10 класса при изучении свойств спиртов, в курсе биологи рассматриваются основные заболевания, связанные с курением, употреблением алкоголя, наркотиков, факторы, способствующие приобретению вредных привычек (8-11 классы). В курсе ОБЖ 10-11 классе рассматриваются: социальные, психологические, физиологические последствия употребления психоактивных веществ, а мера юридической и личной ответственности за распространение и употребление психоактивных веществ.
Ученик, в ходе работы программы «Здоровье», обучается навыкам сохранения здоровья. Учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, справляться со стрессом, анализировать конкретные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
В заключение хочется сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Н.К. Смирнов, М.В. Аносова М “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы” М.: АРКТИ, 2003. — 272 с
Н.К. Смирнов. М “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
Киколов А.И. “Обучение и здоровье” М. : Высш. шк., 1985. - 105 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ