Статья « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Из опыта работы учителя биологии I квалификационной категории МОУ гимназии № 5 г.Красногорска Кузьменко Ю.Е.


« Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках биологии»


  1. Естественно- научное образование проходит этап модернизации. В связи с этим всё более актуальными становятся процессы гуманизации и гуманитаризации естественно- научного образования, призванные обеспечить ориентацию обучения на личность как приоритетную ценность, создать условия для её развития.

  2. Среди целей гуманитаризации биологического образования выделяют не только формирование мировоззрения учащихся, но и становление познавательного интереса к изучению биологии как части общечеловеческой культуры, а также развитие всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера.


  1. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объёмом информации, которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть усвоена и принята учениками. Не всякая информация способна пробудить у учащихся познавательный интерес. Эмоционально окрасить биологическое содержание, активизировать познавательную деятельность у учащихся можно различными способами. Я расскажу о тех, которые применяю на своих уроках.

А. Дидактические стихи ( эпиграфы, загадки, стихотворные портреты, « эмоциональные катализаторы» ).

Б. Использование склонности детей к воображению и фантазии ( придумать сказку, например, о корне, о скромной пшенице и т.д. ).

В. Проблемные вопросы и задачи для учащихся, обсуждаемые в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решений, обращения к учебнику и другим источникам информации.

Г. Использование тематических игр, игровых моментов, ребусов, кроссвордов.



Любая деятельность по усвоению и трансформации учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определённые эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет её восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.


*****

Включение дидактических стихов в биологическое содержание может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманитаризации биологического образования.

К дидактическим относятся стихи, написанные или подобранные для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.

Все стихотворения, используемые на уроках биологии, можно условно разделить на так называемые « первично» и « вторично» дидактические стихи. К первой группе относятся специально сочинённые стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета ( должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации и эмоционально- образны ). Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были предназначены для учебных целей, поэтому могут содержать фактические ошибки.


Виды дидактических стихов, используемых в процессе обучения биологии



Виды дидактических стихов

Содержание

Функции стихов на уроке

Эпиграфы

Стихи, содержащие основную научную идею урока, представленную в художественной форме

  1. Облегчают концентрацию внимания на изучаемом материале.

  2. Повышают степень интереса учащихся к изучаемому материалу.

  3. Способствуют созданию проблемной ситуации на уроке.

Загадки

Краткая характеристика изучаемого объекта, в которой выделены наиболее существенные признаки, помогающие найти отгадку.

  1. Активизируют познавательную деятельность учащихся.

  2. Способствуют приобретению школьниками прямого опыта самостоятельной поисковой деятельности.

  3. Стимулируют развитие мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение).

Стихотворные портреты

Краткая характеристика изучаемого объекта, создающая его определённый образ, наделяющая его чертами характера.

  1. Способствует более успешному усвоению учащимися главных учебных характеристик и свойств изучаемых объектов.

  2. Участвует в формировании эмоционального отношения к изучаемым объектам.

  3. Стимулирует развитие воображения.

« Эмоциональные катализаторы »

Чаще всего « вторично» дидактические стихи с ярко выраженной эмоционально- образной направленностью.

  1. Обеспечивают создание эмоционально- нравственной ситуации на уроке, необходимой для формирования отношения учащихся к изучаемым объектам или явлениям.

  2. Способствуют формированию экологически целесообразного отношения к природе.

  3. Активизируют процессы рефлексии, эмпатии по отношению к природным объектам.


Приведу несколько примеров дидактических стихов, апробированных в учебном процессе.


Эпиграфы


Тема « Ботаника – наука о растениях»

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни:

На ласковой земле, сестре звёздам,

Мы на чужбине, а они – в отчизне.

( Н. Гумилёв )


Тема « Происхождение человека»

Мы откуда появились ?

Звёзд далёких порожденье ?

Или всё ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем ?

Наделил душой Создатель ?

Или разум как зарница

Вспыхнул в теле наших предков ?

Как могли мы появиться ?

Скрыто тайной всё навеки.

Но откуда б мы не взялись,

Раз возникнув Человеком,

Надо, чтоб мы им остались.


Экологические загадки


Тема «Взаимоотношения организмов»

Ты, может, в Африке !

Ты, может, меньше мышки !

Мы друг о друге

Знаем понаслышке !

( Нейтрализм )


Отбором давно забракован,

Ногам не сносить головы !

Живите, сильнейшие братья,

А мне не уйти от судьбы.

( Хищник- жертва )



С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я ?

( Симбиоз )


Стихотворные портреты


Тема «Природа живая и неживая»

Быть может, вся природа – мозаика цветов ?

Быть может, вся природа – различность голосов ?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты ?

Быть может, вся природа – желанье красоты ?

( В.Брюсов )



Тема «Науки, изучающие природу»

Биология

Я жизнь сама! Я жизнь порожденье!

Пред изумлённым взором предстаю!

Так совершенны все мои творения,

Ключи от многих тайн в себе храню.


Естествознание

Естествознание – источник вдохновенья

Для многих человеческих наук.

Их истин тесное переплетенье

И образует мирозданья круг.


Эмоциональные катализаторы


Тема « Антропогенное воздействие на биосферу»

Как тихо стало в природе!

Вся – зренье она, вся – слух.

К последней страшной свободе

Склонился уже наш дух.

Делюсь я с тобою властью,

Слуга твоей красоты,

За то, что полное счастье,

Последнее счастье – ты!

( Н.Гумилёв )


Людям шепчет пожарищ дым:

« Не рождаются человеком,

А становятся им!»

И тоскуют о человеке

Лес редеющий, чёрный снег,

Дождь отравленный, мёртвые реки,

Да и сам человек…

( Е.Евтушенко )


Использование дидактических стихов на уроках способствует не только формированию познавательного интереса учащихся при обучении биологии, но и позволяет глубже и доступнее раскрывать научные понятия и адаптировать учебный материал, помогает формировать у учащихся творческое отношение к процессу познания, способствует формированию мировоззрения через интеграцию естественно- научных и гуманитарных знаний, положительно влияет на развитие интереса к творчеству.


*****

Использование склонности детей к воображению и фантазии

( при работе с научными терминами, для того чтобы их могли усвоить даже слабоуспевающие ученики ). Составление сказок, задач. Чтобы было легче выполнить данное задание, для начала необходимо прочитать учащимся несколько сказок – образцов, написанных ребятами в прошлом году.


Сказка о корне.

Поспорили как- то части корня, кто главнее.

- Мы, - говорят корневые волоски, - мы самые главные, потому что всасываем из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

- Нет, - говорит зона деления, - мои клетки всё время делятся, и корень растёт. Я важнее.

- А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде.

- А я, - говорит чехлик,- предохраняю верхушку корня от повреждений.

Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: « Пока вы тут спорите, стебель и листья вянуть стали. Неужели вы не понимаете, что вы все главные?!»

Подумали зоны корня да и помирились поскорее.


Задача по теме « Семейство Мотыльковые»

В зелёном море- океане плывёт себе белая лодочка с вёслами и парусом. В лодочке стоит королева, окружённая стражниками.

Сколько стражников у королевы? Как они стоят?

( Ответ: королева – пестик; у неё служат 10 стражников – тычинок. Чаще стражники стоят следующим образом: 9 – плечом к плечу перед королевой полукругом, 1 – отдельно под парусом- лепестком ).


Рассказы, сказки, биологические задачи по теме « Отделы растений »


Сутушкина Вадима 6 А кл.


Однажды мы были в лесу из сфагнума. В этом лесу было очень много разных животных: хламидомонады прыгали с ветки на ветку, а хлореллы с плеврококками весело бегали друг за другом, играя в прятки. Там росли очень вкусные и полезные грибы – бледные поганки. Бледные поганки интересные и разноцветные грибы, шляпки у них могут быть красного, синего и фиолетового цветов. Собрали мы целую кучу бледных поганок и завернули их в филлофору, чтобы можно было донести их как –то до дома, а уж там мы сварили из них вкуснейший суп и приправили его лишайниками.



Уланова Романа 6 А кл.


Однажды я был в пустыне. Там росли удивительные грибы – бледные поганки. Они оказались очень вкусными и полезными. Бледные поганки – стройные и гладкие грибы с красной шляпкой. Это настоящий деликатес. Блюда из бледной поганки считаются самыми дорогими продуктами в ресторанах.



Пичугиной Марии 6 А кл.


Рассказ капитана Врунгеля

Однажды я совершил путешествие в заболоченную местность, где росло много разных мхов. Я выдрал с корнем несколько ростков сфагнума, для более детального изучения. Затем я увидел небольшой водоём, поверхность которого сплошь поросла мхом кукушкиным льном. На поверхности озера мох образовал такую плотную подушку, что на ней можно было сидеть или даже спать. Переночевал я с удобствами на этом озере и отправился дальше. Под ногами у меня шелестела риччия, так крепко прикреплённая к земле своими могучими ризоидами, что я не мог выдрать мох из земли. К вечеру я проголодался, сел на пенёк и перекусил мухоморчиком, который разбудил дремавшие во мне силы, я бодрым шагом отправился домой.



Журавеля Владислава 6 А кл.


Однажды я был на озере. В нём росли красивые кустарники, грибы, ягоды. Я стал собирать эти удивительные дары природы. На меня из леса смотрели удивлённые рыбы. Пришлось поймать несколько штук на ужин. Нагулявшись, я пошёл домой, но мой путь преградили высокие водоросли. Я еле-еле выполз из этих зарослей.




Шаховой Елены 6 А кл.


Рассказ капитана Врунгеля

Однажды я путешествовал в открытом море. В нём плавали птицы, поросшие лишайниками, рыбы, поросшие мхом. Особенно распространена была риччия. Её длинные ризоиды закрывали рыбкам глаза, а потому они запутывались в кукушкином льне, который рос прямо на поверхности воды, и сфагнуме, который рос на берёзах. По его прямому, гладкому стеблю я забрался на дерево, положил под голову съедобный гриб мухомор и уснул.


Федотиковой Марии 6 А кл.


Рассказ капитана Врунгеля

Однажды я поехал кататься по морю. На своём пути встретил удивительнейших рыб – бледных поганок. Они прыгали и плавали как кузнечики. Наловил я этих рыбок в сачок, почистил, пожарил. Ох, и вкусненькими оказались бледные поганочки! Поел и отправился назад, ближе к дому. По пути встретил красивые водоросли. Какими прекраснейшими цветами цвели эти чудеснейшие растения, а большие мохнатые пчёлы опыляли их.


Валяевой Анны 6 А кл.


Путешествуя по тундре, я обнаружил мох ягель, который спускался со старых ветвей берёзы. Его очень любят олени. Я изучил строение лишайников. Оказывается лишайники состоят из гриба и водоросли. Отдельно гриб и водоросль существовать не могут. Поселяются эти растения на богатых и плодородных почвах.

Продвигаясь на юг, я встречал такие мхи как риччия, маршанция. Риччия и маршанция – это листостебельные мхи, а вот кукушкин лён – печёночный мох. Кукушкиным он называется так потому, что им питаются кукушки.


Вайвадс Яны 6 А кл.

Рассказ капитана Врунгеля

Я рассказывал очень много всевозможных историй, сейчас расскажу ещё одну:

« Как –то раз я рассматривал под микроскопом клетку бактерии. Она боролась с огромной растительной клеткой. Сначала бакрерия своими жгутиками врезала по вакуоли растительной клетки, а уж потом начала кидаться в неё ядерным веществом. На растительная клетка, собравшись всеми силами, села на бактерию, слилась с ней и превратилась в мутанта. Потом она слезла с предметного стекла и начала крушить всё вокруг.»





******

Проблемные вопросы и задачи для учащихся можно использовать на уроках биологии для развития творческого мышления и активизации их познавательной деятельности. Данные вопросы, как правило, вызывают большой интерес у учащихся. При этом в педагогическом отношении более важным оказывается не быстрое получение однозначно правильного ответа ( если такой имеется ), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный развивающий характер. Поэтому данные вопросы и задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решений, обращения к учебнику или к другим источникам информации.


Тема « Опорно- двигательная система»


  1. Представьте, что шейные и поясничные позвонки у человека поменялись местами…… К каким последствиям это могло бы привести? Какие проблемы возникли бы у человека?

  2. Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление было одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  3. Замечено, что у человека в меньшей степени, чем у обезьян, развиты кости лицевого черепа. Объясните причины этих различий.



Тема « Кровь»


  1. Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с родственником – инфекционным больным, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

  2. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.

  3. Предположим, что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение количества лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления? Должно ли вызывать беспокойство у обследованного человека?





Тема « Пищеварительная система»


  1. Докажите, что процессы слюноотделения и желудочного сокоотделения регулируются нервной системой?

  2. Как вы думаете, можно ли разработать общие, универсальные правила питания, которые подошли бы человеку любого возраста, состояния здоровья, половой принадлежности, профессии? Ответ обоснуйте.




Тема « Нервная система»


  1. Считается, что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способности человека. Как это можно объяснить?


Тема « Размножение и развитие человека»


  1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями « рост» и « развитие»? Аргументируйте свою позицию.

  2. Объясните, почему во всех клетках человека ( кроме половых ) количество хромосом представлено чётным числом?

  3. Существует мнение, что вегетативное размножение проще и надёжнее, чем половое. Почему же наиболее высокоразвитые животные и человек « отказались» в процессе эволюции от вегетативного размножения и полностью перешли к половому?



Тема « Поведение и психика»


  1. Что мешает человекообразным обезьянам успешно передавать накопленный жизненный опыт своим потомкам? Испытывает ли аналогичные трудности человек? Почему?

  2. Поведение общественных насекомых: муравьёв, пчёл, ос, шмелей – очень сложное. Можно ли в данном случае говорить об одном уровне психического развития перечисленных насекомых и человека?



******

Тематические игры направлены на решение триединой задачи обучения биологии: развития интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого; понимание места и роли человека в природе. Сам термин « игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Задания можно использовать как индивидуальные, и как групповые, и как фронтальные, и как парные. ( В помощь можно воспользоваться книгой Л.Д.Парфиловой «Тематические игры по ботанике» Изд-во « Сфера», Москва, 2002 ).

  1. Игры- эстафеты ( угадай; найди; обозначь; определи; систематизируй; передай по цепочке; знаешь ли ты… ; отгадай , о чём идёт речь; дай характеристику ).

  2. Игры – викторины ( вопросы для викторины могут придумать учащиеся ).

  3. Игры- профориентирующие ( вопросы и задания специалистов естественно- научного цикла: Доктор морфологии, физиолог, гигиенист, врач- анатом, палеоботаник, эколог, палеонтолог, эмбриолог, цитолог, ихтиолог, орнитолог, микробиолог, гельминтолог, миколог, доктор околовсяческих практических наук и т.д. ).

  4. Инсценированные игры, игры- спектакли ( например, « Машина времени, или необыкновенное приключение Меши и Вити» ).

  5. Игры- сказки.

  6. Игры- триллеры.

  7. Игры- путешествия.

  8. Игры- биологические раскопки.

  9. Игра- суд ( например, суд над табаком ).

  10. Игра- хоровод.

  11. Игра « Счастливый случай».

  12. Игра – экологическая сказка – быль ( например, « SOS – спасите Землю!» ).



Поурочные игры: « Кто такой? Что такое?»; « Шагай – говори»; « Пинг- понг»; « Капитан Врунгель» ( домашнее задание: составить рассказ с ошибками по любой теме; оформить на отдельном листе; рассказ должен содержать 5-6 ошибок. На уроке по указанию учителя дети обмениваются работами и подчёркивают ошибки.); по классификации растений « Расскажи мне обо мне»; « Кто быстрее»; « Не зевай»; « Шифровальщик»; « Дешифровальщик»; « Каламбур»; « Кто лишний»; « Доктор Айболит»;


« Ты – мне , я- тебе»; « Пересказ по кругу» и т.д.


Игровые моменты: биологическое домино, кроссворды, ребусы, « что ты знаешь обо мне?»; « пойми меня»; анаграммы, загадки







Используемая литература:

1. Мазнин И. « 500 загадок для детей » - М.: ТЦ Сфера, 2002. -128 с.;

2. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. « Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 432 с.;

3. Теремов А., Рохлов В. « Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.» – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 528 с.

4. Парфилова Л.Д. « Тематические игры по ботанике: Методическое пособие.» – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.

5. Сорокина Л.В. « Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.» - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

6. Богоявленская А.Е. « Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» - М.: Просвещение: АО « Учебная литература», 1996. – 192 с.

7. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство

« Первое сентября », 2002. -256 с. ( Я иду на урок ).

8. Биология: Зоология: 7 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство

« Первое сентября », 2002. -256 с. ( Я иду на урок ). По разделам: беспозвоночные животные, позвоночные животные: рыбы, амфибии и рептилии, птицы, млекопитающие.

9. . Биология: Анатомия, физиология и гигиена человека: 8 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство

« Первое сентября », 2002. -256 с. ( Я иду на урок ).



12


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ