Программа элективного курса "Клетки и ткани" 11 класс


I Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа составлена с учетом:

1) Федерального Государственного стандарта,

2) При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова полностью отражающей содержа­ние Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

3) Положения о системе оценок, формах и периодичности промежуточной аттестации

(пр. № 203 от 23.09.2008 г),

4) Положения о рабочей программе по предмету (пр. № 178 от 10.09.2008 г),

5) Приказа №1593 от 05.06.2009 г «Об утверждении положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

Программа строиться на деятельностной основе и, помимо знаний, предлагает инструментарий для организации учебной работы по формированию всех перечисленных в стандарте способов деятельности.

Средства обучения обеспечивают учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации целей и задач школы.

Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов средних школ, гимназий и лицеев. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Основная концепция курса заключается в следующем:

Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно – клеточного до системно – органного). Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7 – 9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.

Сравнительно – эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А.А.Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.

Использование самых современных молекулярно – биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.

Историко-патриотический аспект при изучении биологии. При изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнитьученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30-50 гг.XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.

Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.

Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»). Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных сайтов по разделам курса прилагается)

Проверка и оценка качества знаний. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученики – ученики, ученик – учитель.


Цель курса

Формирование у учащихся понимания физико-химических основ важнейших процессов жизнедеятельности организмов, в первую очередь явлений наследственности и реализации наследственной информации.


Задачи курса

  1. Расширить и углубить знания учащихся о живых клетках и тканях как об открытых системах, постоянно обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой;

  2. Познакомить с ролью биологических мембран в клетках;

  3. Расширить знания учащихся о ядерном аппарате и репродукции клеток;

  4. Обосновать представления о тканях и их основных функциях.

Виды контроля:

Само- и взаимоконтроль, контроль со стороны учитель, контроль внутри группы, парная проверка знаний. Тесты разного характера. Защита проектов и исследовательских работ.


Результаты обучения:

Обязательные результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с практической деятельностью учащихся.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию дея­тельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребо­ванными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельно­стной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на стyпени среднего (полного) обще­го образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информа­ции в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.


Межпредметные связи.

    • Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

    • Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

    • Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.




Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:

«Клетки и ткани» профильное обучение 10 -11 классы

Д. К, Обухов В. Н. Кириленкова - М.: Дрофа, 2008




Всего часов: 72 2часа в неделю
















IV Требования к уровню подготовки


Учащиеся должны знать:

  • Принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

  • Положения клеточной теории;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различия животной и растительной клеток;

  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке – транскрипция (синтез и созревание Рнк) и трансляция (синтез белковой цепи);

  • Особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;

  • Строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

  • Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей многоклеточных животных;

  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.


Учащиеся должны уметь:

  • Работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

  • Уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;

  • Изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • Определять тип ткани по препарату или фотографии;

  • Уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • Работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

  • Применятьзнания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.


Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:

  • оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью;

  • обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

  • при выращивании растений и животных;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения её результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

  • формулирования собственного мнения и его защиты.







V Литература и средства обучения


Основная литература


1. Д. К, Обухов В. Н. Кириленкова «Клетки и ткани» 10 -11 классы - М.: Дрофа, 2008


Дополнительная литература


  1. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.:Мир, 1994.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. М.: Мир, 1993.

  3. Введение в молекулярную биологию. М.:Мир, 1988.

  4. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир, 1987.

  5. Заварзин А.А., Харазова А.Д. Основы общей цитологии. Л.: Изд-во Ленингрградского университета. 2000.

  6. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1- 3. М.: Мир, 1988.

  7. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

  8. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология: Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. СПб: Паритет, 2000.

  9. Ролан Ж.К. и др. Атлас по биологии клетки. М.:Мир, 1974.

  10. Хадорн Э., Венер Р. Общая биология. М.:Мир,1989.

  11. Ченцов Ю.С. Общая цитология. М.: Изд-во Моск. Ун-та,1998.



Интернет-сайты

http://cellbio utmb.edu – сайт университета Юта (США) по клеточной биологии, гистологии, анатомии и физиологии.

http://www.biology.com/campbell - cайт учебника по биологии

http://www.uni-mainz.de/FB/Madizin/Anatomie/Workshop - сайт университета Майнц (Германия)по микроскопической анатомии, цитологии и гистологии.


Учебно – методическое обеспечение

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

  2. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  3. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

  4. Интерактивное наглядное пособие «Общая биология»:

  1. Растительные сообщества;

  2. Неклеточные формы жизни. Бактерии;

  3. Закономерности наследования, взаимодействие генов;

  4. Клетка.

  1. Электронные уроки и тесты:

  1. Наследование признаков;

  2. Организация жизни;

  3. Занимательная экология,

  1. Мультимедийное учебное издание «Общая биология 5 часть»

  2. Интернет-ресурс.




II Содержание


  1. Общая цитология (биология клетки) ( 47 часов)


Тема 1. Введение в биологию клетки (2ч.)

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон о строения живых организмов. Борьба сторонников и защитников клеточной теории. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Система биологических наук.

Объект изучения биологии - цитология.

Связь биологии с другими биологическими и медицинскими науками.

Клетки эукариот и прокариот. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Этапы создания клеточной теории.

Основные положения клеточной теории Шлей­дена и Шванна.

Уметь:

Называть:

-естественные науки, составляющие биологию;

-вклад ученых в развитие цитологии на разных этапах ее становления;

-методы исследования клетки.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Объяснять:

-роль цитологии в формировании научного мировоззрения;

- биологию клетки как основу современной медицины.

Аргументировать свою точку зрения, основываясь на понятие «клетка».

Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира.


Тема 2. Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты.

Общий план строения клеток. (7 ч.)

2.1.Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теория происхождения эукариотической клетки.

2.2.Мембрана и надмембранный комплекс.

Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны. Состав и функции мембраны. Надмембранный комплекс (клеточные стенки прокариот, растительных клеток и грибов, гликокаликс животных клеток), его состав и значение в жизни клеток и организма.

2.3.Цитоплазма и органоиды.

Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в различных типах клеток. Мембранные органоиды клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы). Их строение и функции в клетках.

2.4.Митохондрии и хлоропласты.

Знать:

Клеточная мембрана. Жидкостно - мозаичная модель мембраны. Функции плазматической мембраны: транспортная, рецепторная, регуляторная, изолирующая. Межклеточные компоненты.

Клеточные стенки бактерий, растений. Гликокаликс. Кутикулы.

Цитоплазма. Строение цитоскелета: микротрубочки, микрофиламенты, промежуточные филаменты.

Эндоплазматический ретикулум. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Внутриклеточные включения.

Уметь:

Выделять особенности строения и функций мембраны клетки. Различать механизм пи­ноцитоза и фагоцитоза.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций мембраны.

Объяснять роль оболочек клетки в защите от факторов среды и выполнении транспортной функции.

Доказывать активность цитоплазмы особенностью её организации. Устанавливать взаимосвязь между состоянием цитоплазмы и работоспособности клетки

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать ее.

Объяснять механизм действия антибиотиков на бактерии основываясь на знаниях о строении клеточной мембраны.


Тема 3. Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки. (8 ч.)

Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Зачем нужна энергия клетке. Митохондрия – энергетическая станция клетки. Типы митохондрий и их строение. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.

Рибосомы. Синтез белка.

Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи). Элементы молекулярно-биологических механизмов регуляции этого процесса.

Знать:

Метаболизм. Ассимиляция

Автотрофные и гетеротрофные организмы.

Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, миксотрофное.

Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий.

Рибосомы. Генетический код. Свойства генетического кода. Этапы синтеза белка: транскрипция, трансляция.

Метаболизм, диссимиляция. Брожение, гликолиз. Анаэробные и аэробные организмы.

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Организм – открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. Локализация реакций энергетического обмена. Эффективность энергетического процесса аэробов.

Уметь:

Описывать типы питания живых организмов.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Устанавливать взаимосвязь между свойствами живых организмов и генетическим кодом.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке.

Называть этапы энергетического обмена: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап.

Характеризовать:

-сущность и значение обмена веществ;

-этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Значение полноценного синтеза белков для нормального функционирования организма человека.

Знания условий фотосинтеза для повышения эффективности синтеза органических веществ при выращивании с/х культур.

Приводить примеры и объяснять последствия нарушения энергетического обмена у организмов.


Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (13 ч.)

4.1. Ядро эукариотической клетки и нуклеотид прокариот.

Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Представления об упаковке генетического материала (ДНК) у про- и эукариот. Структура хромосом. Ядрышко. Его строение и функции.

4.2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток.

Понятие о жизненном цикле клеток, его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Механизм и процесс репликации ДНК. Митоз, его биологическое значение, основные фазы, регуляция. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Деление и дифференцировка клеток, их соотношения.

Стационарные и камбиальные (растущие) клеточные системы. Понятие о стволовых клетках, их значение в функционировании организма. Теория стволовых клеток – прорыв в современной биологии и медицине. Рак – неконтролируемое деление клеток. Проблема старения клеток и тканей.

Знать:

Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин.

Функции ядра.

Строение ядра: ядерная оболочка, ядерный матрикс, кариоплазма, хроматин, ядрышко.

Способность к размножению – важнейшее свойство живых организмов. Интерфаза. Этапы интерфазы: пресинтетический, синтетический, постсинтетический. Поведение клеток в периодеGO.

Жизненный цикл клетки.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Митоз: сущность и значение. Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Уметь:

Описывать строение ядра эукариотической клетки.

Перечислять функции структурных компонентов ядра. Характеризовать строение и состав хроматина.

Объяснять свойства организмов составом и строением хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

-причины наследственности и изменчивости;

Уметь давать характеристику стадий митоза, определять стадии на микропрепаратах.

Описывать:

- процесс удвоения ДНК;

- последовательно фаз;

- значение процесса удвоения ДНК;

- сущность и биологическое

- значение митоза.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Прогнозировать послед­ствия для жизнедеятельно­сти клетки утраты ядра.

Находить информацию о строении хромосом в различных источниках и критически её оценивать.

Хромосомные заболевания человека.

Роль развития практического использования стволовых клеток. Этические аспекты применения стволовых клеток.

Нарушения процессов репликации как основная причина наследственных заболеваний.


Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (8 ч.)

Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.

Знать:

Строение и функционирование вирусов. Вирусные нуклеиновые кислоты. Капсид.

Морфологические классы вирусов.

Вирусы животных: ящура, бешенства, клещевого энцефалита, чумы, оспы.

Вирусы растений: геминивирусы, табачной мозаики, вирус раневых поверхностей.

Вирусы бактерий (бактериофаги)

Наиболее опасные и распространённые вирусные болезни человека.

Вирус СПИДа – чума XX века. Вирус атипичной пневмонии.

Уметь:

Уметь определять причины заболеваний растений и человека.

Прогнозировать меры профилактики вирусных заболеваний домашних, с/х растений и животных.

Уметь объяснять эволюционную и адаптивную пластичность вирусов.

Описывать поведение вируса на разных этапах жизненного цикла.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Знания о строении и жизнедеятельности вирусов для обоснования приемов профилактики заболеваний.

Правила приёма противовирусных препаратов, основанных на знании жизненных циклов вирусов.

Применять знания о значении иммунизации для контроля за плановой и необходимой вакцинации.


Тема 6. Происхождение и эволюция клеток. (4 ч.)

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.) Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.

Знать:

Биохимическая эволюция.

РНК – молекула жизни. Универсальные свойства РНК.

Первичные фагоциты. Фотосинтез. Симбиоз.

Симбиотическая теория происхождения эукариотических клеток.

Колониальная гипотеза.

Симбиотическая гипотеза.

Эндогенная теория.

Уметь:

Уметь доказывать материальную основу происхождения жизни на Земле.

Описывать этапы и механизмы симбиотической теории происхождения эукариотических клеток.

Уметь аргументировано доказывать свою поддержку какой - либо теории происхождения клеток.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Вклад Российских учёных в формировании представлений об этапах эволюции клеток.

Формирование материалистического мировоззрения на вопрос о происхождении жизни.

Формирование собственного мировоззрения в оценке неоднозначных биологических теорий.


  1. Сравнительная (эволюционная) гистология –

учение о тканях многоклеточных организмов. (24 ч.)


Тема 1. Введение в гистологию (2 ч.)

Определение ткани. Теория «эволюционной динамики тканевых систем» академика А.А.Заварзина: основные положения. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенез).

Знать:

Зародышевые листы: эктодерма, мезодерма, эндодерма. Ткань.

Направления гистологии: морфологическое, онтогенетическое, регенерация тканей, эволюционное направление.

Классификация тканей: эпителиальная, ткани внутренней среды, мышечные, нервная.

Уметь:

Уметь ориентироваться в положениях основных теорий о тканях: Заварзина А. , Хлопина Н.

Уметь определять ткани на микропрепаратах и давать их краткую характеристику.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Вклад Российских учёных в развитии науки о тканях.

Применять знания для объяснения способности организма к регенерации.

Формирование понимания общебиологических процессов.


Тема 2. Эпителиальные ткани (6ч.)

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. Кто как переваривает пищу; мозаика эволюции.

Знать:

Общая характеристика эпителиальных тканей.

Классификация: покровные, кишечные, железестые

Эволюция эпителиальных тканей.

Уметь:

Уметь определять эпителиальные ткани на микропрепаратах и давать их краткую характеристику.

Определять виды эпителия на иллюстрациях и микропрепаратах.

Устанавливать взаимосвязь между строением эпителия и выполняемой функцией.

Объяснять адекватность вида пищеварения для каждого организма строением кишечного эпителия.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Распознавание эпителиальных тканей организма человека, объяснение разнообразия их функций.

Формирование представления об эволюционном характере развития организмов.


Тема 3. Мышечные ткани ( 5 ч.)

Типы мышечной тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). Особенности их клеточного и тканевого строения в разных группах животных. Сходство и различия; параллелизм и дивергенция. Основы понимания молекулярных механизмов мышечного сокращения.

Знать:

Понятия: мышечное волокно, миофибрилла, саркометр, актин, миозин.

Соматические мышцы. Структура саркомера.

Характеристика сердечной мышцы. Особенности функционирования.

Теория скользящих нитей.

Особенности строения и работы гладкой мышечной ткани. Механизм сокращения.

Уметь:

Уметь определять на микропрепаратах поперечно – полосатые мышцы.

Устанавливать взаимосвязь между строением мышцы и выполняемой функцией.

Объяснять миозиновый тип сокращения мышечных волокон.

Объяснять родство организмов разных систематических категорий на основе эволюции мышечных тканей.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Использовать знания для достижения тренировочного эффекта при занятиях спортом.

Использовать знания для объяснения процесса регенерации в мышечных тканях.

Определять причины нарушения функционирования внутренних органов связанные со снижением сократимости гладкой мускулатуры.

Пропаганда теорий отечественных учёных – А. А. Заварзина.


Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (7 ч.)

Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.

Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).

Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. Дыхание и кровь; дыхательные пигменты, их значение для газообмена и разновидности дыхательных пигментов у животных.

Воспаление и иммунитет. Необходимость защиты внутренней среды от внешних агентов (антигенов). Ткани и клетки, принимающие участие в защитных реакциях организма. Иммунитет; понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД – чума XX века; смертельная опасность этой болезни для человека и пути борьбы с ее распространением.

Знать:

Функции тканей внутренней среды: трофическая, опорно – механическая, защитная.

Классификация тканей внутренней среды.

Разновидности соединительной ткани: рыхлая, плотная, эластичная.

Воспалительные реакции. Аллергические реакции. Иммунитет, антигены, антитела.

Виды иммунитета:

- врождённый (видовой),

- приобретённый (индивидуальный): пассивный и активный.

Уметь:

Распознавать ткани внутренней среды на микропрепаратах.

Объяснять механизмы возникновения воспалительных и аллергических реакций.

Устанавливать взаимосвязь между строением ткани и выполняемой функцией.

Распознавать опорно – механические ткани на микропрепаратах.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Профилактика и предупреждение аллергических заболеваний: бронхиальная астма, сенная лихорадка, кожная экзема.

Использовать знания для объяснения принципов лечения костной ткани.

Нарушения процессов неспецифической защиты организма как причина опасных болезней человека – тромбофилия и гемофилия.


Тема 5. Ткани нервной системы (4 ч.)

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки. Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов и, как следствие, принципиальное сходство строения нейронов позвоночных и беспозвоночных животных.

Межнейронные взаимодействия; синапсы. Их типы (химические и электрические), структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах.

Глия – важный элемент нервной системы. Участие глии в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах нервной ткани и непосредственной работе нейронов и синапсов.

Регенерация в нервной системе. Регенерация нервов и нейронов. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека – источник обновления нейронов.

Современная модульная концепция строения нервных центров в нервной системе позвоночных и беспозвоночных животных. Модуль как морфофункциональный блок любого нервного центра (от ганглия брюшной нервной цепочки беспозвоночных животных до коры головного мозга человека).

Знать:

Нейрон, аксон, дендриты, шипики.

Нейронная теория – основной закон строения и функционирования нервной системы.

Особенности специфичности нервных клеток

Строение дендритов и аксонов.

Функциональные группы нервных клеток: чувствительные, вставочные, двигательные.

Синапс. Классификация синапсов: электрические, химические, медиаторы.

Нейросекреторные клетки, нейрогормоны, глия.

Классификация глиальных клеток: астроциты, олигоденроциты, эпиндимная глия, микроглия.

Функции глиальных клеток.

Уметь:

Уметь доказывать, что нейрон – основная морфофункциональная, онтогенетическая, биохимическая единица нервной системы.

Уметь описывать строение нервной клетки.

Устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией.

Сравнивать нервные клетки беспозвоночных и позвоночных животных.

Уметь описывать цикл работы синапса.

Объяснять работу нервной системы взаимодействием синапсов разных видов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Использовать знания для объяснения скоординированной работы организмов.

Достижения отечественной науки в области нейрокибернетики, моделирования нейрокомпьютеров и роботов.

Роль новых отраслей биологической науки – нейробиология - в формировании целостного представления об эволюции органического мира.

Формировать представление о значении нервной ткани как основы функционирования всех групп живых организмов.


  1. Заключение.

Тема 6. Значение эволюционного подхода при изучении клеток

и тканей животных и человека. (1 ч.)

Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе, - основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей – все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.

Знать:

Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе, - основа современной молекулярной биологии и медицины.

Уметь:

Применять теоретические и практические знания в новых условиях.

Использовать и систематизировать имеющиеся знания и навыки учебной деятельности.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей – все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Олимпиады по 35 предметам Тесты для учителей