Рабочая программа по биологии для 6 класса
Рабочая программа по биологии в 6 классе
Романова Ирина Васильевна,
учитель биологии и химии,
высшей категории
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Нурлат, Республики Татарстан
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 класс.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Биология» для 6–9 кл., авторы А.А. Вахрушев и др. (заключения РАО (от 06.07.2006) и РАН (от 23.10.2007)и рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных работ, 10 лабораторных работ.
Программа 6-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход. В школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения всех царств: бактерии, грибы, растения, которое производится в сравнении. Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов рассматривается в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.
Программа стандартная. При изучении растений, грибов, лишайников учащиеся знакомятся с основными представителями Татарстана.
Основная цель курса:
Достижение глубокого понимания учениками природы изучаемых живых организмов.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Изучение особенностей строения бактерий, грибов, растений;
Знакомство с особенностями их жизнедеятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. –
М.: Баласс 2007.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучений данного предмета в 6 классе учащиеся должны знать:
характерные признаки царства бактерий, грибов, растений;
планы строения важнейших групп организмов,
приспособление основных групп организмов к жизни в разных условиях среды,
характерных организмов своей местности,
об охране растений, роли заповедников и заказников.
Уметь:
сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп организмов,
понимать смысл биологических терминов,
проводить наблюдение за жизнедеятельностью растений, сезонными изменениями в природе,
ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты,
соблюдать правила поведения в природе,
готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
При изучении данного курса используются современные методики и технологии:
методика проблемного обучения, исследовательская, развивающего обучения, дидактическая система деятельностного метода, игровые технологии, компьютерные технологии.
Наимено
вание
раздела про
граммы
Тема урока
Кол-во
час
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания (ЦОР)
Дата проведения
По плану
Факти
чески
Много
образие
организ
мов
Введение.
1
Урок изучения нового материала
Знать основные понятия
Уметь пояснять термины.
Фронтальный опрос
КМ школа
Систематика – наука о многообразии.
1
Урок изучения нового материала
Знать общие принципы систематики организмов
Уметь характеризовать систематические категории.
Текущий опрос
Презентация
В живых организмах одни вещества превращаются в другие
1
Комбинированный
Знать химический состав живых организмов
Уметь проводить простейшие опыты
Лабораторная работа
Бакте
рии
Бактерии – крохотные разрушители.
1
Комбинированный
Знать особенности строения бактерий, их отличие от других организм
Уметь отличать формы бактериальных клеток, их классификацию, роль в природе и жизни человека
Текущий опрос
КМ школа презентация
Устройство микроскопа и работа с ним.
1
Урок изучения нового материала
Знать особенности строения увеличительных приборов.
Уметь настраивать микроскоп.
Текущий опрос
Презентация
Значение бактерий в природе и жизни человека.
1
Комбинированный
Знать значение бактерий
Уметь объяснять их роль в природе и для человека
Текущий опрос
Презентация
Грибы
Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия.
1
Урок изучения нового материала
Знать особенности строения эукариотической клетки
Текущий опрос
КМ школа
Грибы – гетеротрофы.
1
Комбинированный
Знать характеристику грибов, строение, питание, размножение,
Уметь классифицировать грибы по группам.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Грибы в биосфере и жизни человека.
1
Комбинированный
Знать значение
Уметь объяснять их роль в природе и для человека
Текущий опрос
Презентация
Расте
ния
Растения – автотрофы.
1
Комбинированный
Урок практикум
Знать отличительные признаки клеток растений
Уметь находить зависимость между чертами и ролью растений в экосистемах.
Лабораторная работа
Водоросли – обитатели вод.
1
Комбинированный
Знать характеристику водорослей, их строение, жизнедеятельность, роль, классификацию
Уметь находить объекты на гербарных экземплярах, работать с таблицами, рисунками.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Лишайники – симбиотические организмы.
1
Комбинированный
Знать особенности строения лишайников, их жизнедеятельность
Уметь пояснять роль лишайников в природе, области применения.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Расте
ния
Листостебельные мхи – земноводные растения.
1
Комбинированный
Знать строение мхов, их питание. Размножение, значение
Уметь отличать мхи от других растений
Текущий опрос
Презентация
КМ школа
Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток.
1
Комбинированный
Знать особенности строения тканей растений.
Уметь давать отличительную характеристику данным тканям.
Текущий опрос
Презентация
Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения.
1
Комбинированный
Знать характеристику хвощей и плаунов
Уметь показывать на гербарии.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Голосеменные растения.
1
Комбинированный
Урок практикум
Знать особенности строения жизнедеятельности голосеменных как наиболее сложноорганизованных растений
Уметь узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой.
Лабораторная работа
КМ школа презентация
Электронное приложение
Строение цветка.
1
Комбинированный
Знать особенности строения цветка: основные его части
Уметь характеризовать виды цветков.
Лабораторная работа
Презентация
Опыление: внешний мир помогает растению.
1
Комбинированный
Знать сущность опыления
Уметь пояснять сущность двойного оплодотворения.
Текущий опрос
Презентация
Расте
ния
Соцветие и плод.
1
Комбинированный
Знать классификацию плодов и соцветий.
Уметь различать и характеризовать их.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Пробудившись, семя становится проростком.
1
Комбинированный
Знать особенности строения семян растений разных классов
Уметь отличать их между собой.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Корень – якорь, насос и хранилище.
1
Комбинированный
Знать строение, значение, виды корней
Уметь характеризовать разновидности корней и корневых систем.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Контрольная работа.
1
Урок контроля
Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.
Контрольная работа
Побег состоит из стебля и листьев.
1
Комбинированный
Знать особенности строения побега и его частей
Уметь применять знания
Текущий опрос
Презентация
Видоизмененные побеги.
1
Урок практикум
Знать основные видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица.
Уметь проводить эксперименты.
Лабораторная работа
Лист испаряет воду и усваивает свет.
1
Комбинированный
Знать строение, классификацию листьев
Уметь описывать листья разных растений.
Текущий опрос
КМ школа презентация
Электронное приложение
Вегетативное размножение – способ получения нового растения.
1
Комбинированный
Знать основные способы вегетативного размножения.
Уметь провод опыты
Текущий опрос
Расте
ния
Самостоятельная работа.
1
Урок контроля
Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.
Контрольная работа
Двудольные и однодольные растения.
1
Урок практикум
Знать отличительные признаки основных классов растений.
Уметь проводить сравнительную характеристику.
Лабораторная работа
Класс двудольные: мотыльковые и пасленовые.
1
Комбинированный
Знать основные признаки бобовых и пасленовых
Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей
Лабораторная работа
КМ школа презентация
Электронное приложение
Класс двудольные: крестоцветные и сложноцветные.
1
Комбинированный
Знать основные признаки крестоцветных и сложноцветных
Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей
Лабораторная работа
КМ школа презентация
Электронное приложение
Класс двудольные: розоцветные.
1
Комбинированный
Знать основные признаки розоцветных
Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей
Лабораторная работа
КМ школа презентация
Электронное приложение
Класс однодольные: злаки и лилейные.
1
Комбинированный
Знать основные признаки злаков и лилейных
Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств
Лабораторная работа
КМ школа презентация
Электронное приложение
Сообще
ства
Обобщающий урок
1
Комбинированный
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений
Текущий опрос
Презентация
Контрольная работа
1
Урок контроля
Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.
Контрольная работа
Основные природные сообщества
1
Комбинированный
Знать основные природные сообщества, их характеристику
Уметь отличать данные сообщества между собой.
Текущий опрос
Презентация
Электронное приложение
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы (количество часов): 2
Зачеты (по каким темам, месяц)
Административные контрольные работы:
Практические работы (№ урока, тема, месяц)
№3 Описание физических свойств организмов. Сентябрь
№10 строение растительной клетки. Ноябрь
№16 особенности строения шишек и хвоинок. Декабрь
№17 Строение цветка. Январь
№23 Видоизмененные побеги. Март №27 Описание словесного портрета растения. Апрель.
№24-27 Морфологическое описание растения. Апрель- май.
Проектные работы:
Список литературы по биологии 6класс.
1.Стандарт основного общего образования по биологии.
2.Примерная программа основного общего образования по биологии.
3. С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс 2007.
4. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
5.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
6. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
7.Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с
8.Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
9.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ