РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №9
г .Клин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,
учитель биологии первой категории
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику «Биология 9кл. введение в общую биологию и экологию» Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М., «Дрофа».
9 класс
Введение в общую биологию (68 часов. 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы (54 часа)
Тема 1.1.
Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды)- Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.
Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение анергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстраций модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа
Л\р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
Тема 1.3.
Организмениый уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа
Л\р №2 «Выявление изменчивости организмов»
Тема 1.4.
Популяционно-вндовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция —форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа
Л\Р №3 « Изучение морфологического критерия вида»
Тема 1.5.
Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия №1 в биогеоценоз.
Тема 1.6.
Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. М а к роэ во л ю ц и я.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия №2
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа
Л\р №4 « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.»
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
-- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Учебно – тематический план
Темы курса
Количество часов
Лабораторные работы
Экскурсии
Введение
2 ч
Молекулярный уровень
10 ч
Клеточный уровень
15 ч
1
Организменный уровень
14 ч
1
Популяционно- видовой уровень.
3 ч
1
Экосистемный уровень
8 ч
1
Биосферный уровень
4 ч
Эволюция
7 ч
1
Возникновение и развитие жизни
5 ч
1
Итого
68
4
2
1 триместр 1 лабораторная работа
2 триместр 2 лабораторные работы
3 триместр 1 лабораторная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции; приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и живот-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и с\х животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
Календарно- тематическое планирование по биологии 9 класс
(2 часа)
№п\п
№ в теме
Тема урока
Плановые сроки прохождения
Скорректиро-
ванные сроки прохождения
1 триместр
Введение 2 ч
1
1
Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. Значение биологии в деятельности человека.
2
2
Сущность жизни и свойства живого
Молекулярный уровень 10 ч
3
1
Молекулярный уровень: общая характеристика.
4
2
Углеводы.
5
3
Липиды.
6
4
Состав и строение белков
7
5
Состав и строение белков
8
6
Нуклеиновые кислоты.
9
7
АТФ и другие органические соединения клетки.
10
8
Биологические катализаторы.
11
9
Вирусы.
12
10
Обобщающий урок.
Клеточный уровень 15 ч
13
1
Основные положения клеточной теории.
Л\р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
14
2
Химический состав клетки.
15
3
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
16
4
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
17
5
Эндоплазма-тическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
18
6
Лизосомы. Метахондрии. Пластиды.
19
7
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
20
8
Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
21
9
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
2 триместр
22
10
Энергетический обмен в клетке.
23
11
Типы питания клетки.
24
12
Фотосинтез и хемосинтез.
25
13
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
26
14
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.
27
15
Деление клетки. Митоз, мейоз.
Организменный уровень 14 ч
28
1
Размножение организмов. Оплодотворение.
29
2
Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение
30
3
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
31
4
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
32
5
Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании.
33
6
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
34
7
Дигибридное скрещивание.
35
8
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
36
9
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
37
10
Модификационная изменчивость.
Л\р №2 «Выявление изменчивости организмов»
38
11
Мутационная изменчивость
39
12
Основы селекции. Работы
Н. И. Вавилова.
40
13
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
41
14
Контрольно-обобщающий урок.
Популяционно- видовой уровень. 3 ч
42
1
Вид. Критерии вида.
Л\Р №3 « Изучение морфологического критерия вида»
3 триместр
43
2
Структура вида. Популяция.
44
3
Экология как наука. Экологические факторы.
Экосистемный уровень 8 ч
45
1
Биоценоз. Экосистема.
46
2
Биогеоценоз.
47
3
Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.
48
4
Состав и структура сообщества
49
5
Потоки вещества и энергии в биогеоценозе.
50
6
Цепи питания.
51
7
Искусственные биоценозы.
52
8
Экскурсия №1 в биогеоценоз.
Биосферный уровень 4 ч
53
1
Биосфера, ее структура, свойства и закономерности.
54
2
Круговорот веществ в биосфере.
55
3
Круговорот энергии в биосфере.
56
4
Экологические кризисы.
Эволюция 7 ч
57
1
Положения теории эволюции.
58
2
Движущие силы эволюции.
59
3
Приспособленность и ее относительность .
60
4
Искусственный отбор. Селекция.
61
5
Микроэволюция. Видообразование.
62
6
Макроэволюция.
63
7
Экскурсия «2« Причины многообразия видов в природе»
Возникновение и развитие жизни 5 ч
64
1
Гипотеза возникновения жизни.
65
2
Развитие представлений о возникновении жизни.
66
3
Развитие жизни на Земле.
67
4
Развитие жизни на Земле.
68
5
Доказательства эволюции.
Л\р №4 « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.»
Перечень учебно-методического обеспечения:
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа», 2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа», 2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Введение в общую биологию и экологию».
В. В. Пасечник, Т. М. Ефимова, Г. Г. Швецов. «Готовые домашние задания».

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ