Рабочая программа по биологии в 11 классе базовый уровень

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа №2


Обсуждена и согласована на заседании МО учителей наук естественного цикла

Руководитель МО

_____________Баранова Н.А.


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Проверила»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ Комаричской СОШ №2

_____________ Алдушина В.А.


«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Комаричской СОШ №2

_____________Олешко А.Н.


Приказ № ___ от «__»_____2014г.






Рабочая программа по биологии в 11 классе (базовый уровень)










Составила учитель

биологии и географии высшей

квалификационной категории

Баранова Н.А.





п. Комаричи 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России; на основании примерной программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).


Используемый УМК:

Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с. : ил.


Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области - биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.


На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

● освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

● ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

● овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

● воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

● приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.



Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.


Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.


Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

● основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

● особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

● особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

● причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.


Уметь (владеть способами деятельности):

● объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

● изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

● распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

● сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

● определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

● анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

● проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

● соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

● оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;

● оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Литература для учителя:

1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.

8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.

9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

11. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

12. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


Литература для учащихся:

1. Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с

2. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.


Интернет-ресурсы:


www.bio.1september.ru


www.bio.nature.ru


www.edios.ru


www.km.ru/educftion



Мультимедийные пособия:


1. 1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимов

Календарно – тематическое планирование 11 класс



Рабочее календарно-тематическое планирование


по биологии 11 класс


2014/2015 учебный год


Учебник – Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с


За год – 35 часов (1 часа в неделю – базовый уровень)



Календарно-тематическое планирование


п/п


Раздел

Тема.


Кол-во

часов

Знать



Уметь



Сроки

Примечание


по плану

фактически



Глава 1. Организменный уровень жизни.



17













1.


Организменный уровень жизни и его роль в природе.

1


Основные понятия раздела:

законы наследования


наследственность


пол


фенотип


хромосома


рецессивный и доминантный признак


изменчивость


кроссинговер


фенотип


генотип


гаметы

изменчивость: комбинативная, модификационная, мутационная


норма реакции


мутация: цитоплазматическая, хромосомная, генная, геномная, соматическая


мутаген


мутант


полимерия


селекция


биотехнология


центры

происхождения

клонирование

инбридинг




Различать многообразие форм организмов: многоклеточные, одноклеточные, вирусы





Характеризовать закономерности изменчивости


Раскрывать признаки изменчивости







2.


Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

1





3.


Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи.

1




4.


Размножение организмов



1




5.


Оплодотворение и его значение


1





6.


Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез).

1





7.


Из истории развития генетики.


1










Приводить примеры различных типов изменчивости



Раскрывать взаимосвязи генетики и селекции, генетики и биотехнологий






Показывать роль творчества в жизни человека







8.


Изменчивость признаков организмов и её типы.


1





9.


Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

1





10.


Дигибридное скрещивание.

Л.р №1. Решение элементарных задач по генетике.

1





11.


Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.






12.


Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

1





13.


Наследственные болезни человека.


1





14.


Этические аспекты медицинской генетики.


1

гетерозис

аутбридинг

рекомбинативная ДНК

сорт

порода

штамм

вирус

вирион

капсид

ВИЧ-инфекция

СПИД

бактериофаг



Характеризовать разнообразие вирусов

Систематизировать знания об организменном уровне жизни












15.


Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

1





16.


Творчество в жизни человека и общества. Семинарское занятие.

1





17.


Царство Вирусы. Вирусы и вирусные заболевания.


1






Глава 2. Клеточный уровень жизни


9







18.


Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1





Основные понятия темы:

цитология

эукариоты

прокариоты

плазматическая

мембрана

ядро

ядрышко

цитоплазма




митоз

мейоз

интерфаза

оогенез

сперматогенез



диплоидный набор хромосом


гаплоидный набор хромосом


клеточный уровень организации


гомологичные хромосомы

органоид

хромосома

хроматида

кариотип






Различать клетки прокариотических и эукариотических организмов






Раскрывать функции каждого органоида клеики



Давать характеристику основным процессам жизнедеятельности клетки





Раскрывать механизмы деления клетки






Показывать этапы гаметогенеза и знать его значение





19.


Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1





20.


Строение клетки.


1





21.


Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.



1





22.


Клеточный цикл.


1





23.


Деление клетки – митоз и мейоз.

Л.р №2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

1





24.


Структура и функции хромосом.


1







25.


История развития науки о клетке.







26.


Гармония и целесообразность в живой природе.

Семинарское занятие.







Глава 3. Молекулярный уровень жизни


8
















Основные понятия темы:

мономер

полимер

нуклеотид

ДНК

биосинтез

триплет

оперон

транскрипция

трансляция

матрица

фотосистема

пигменты

цикл Кребса

электрон-транспортноя цепь

фосфорилирование

биологическое

окисление

гликолиз


молекулярный структурный уровень жизни



экологическая культура


устойчивое развитие







27


Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.

1

Показывать значение в жизни химических элементов оболочек Земли







Характеризовать химические загрязнения окружающей среды






Систематизировать знания о структурных уровнях организации живой материи





28


Основные химические соединения живой материи.

1





29


Структура и функции нуклеиновых кислот.


1





30


Процессы синтеза в живых клетках.


1





31


Процессы биосинтеза белка.


1





32


Молекулярные процессы расщепления.


1





33


Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

1





34


Время экологической культуры.

Семинарское занятие.

1






Заключение.



1


экологическое образование







35


Структурные уровни организации живой природы.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ