Рабочая программа учебного курса "Растения и грибы в жизни человека"
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по Учебному курсу « Растения и грибы в жизни человека» построена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
Авторской программы В.Н Семенцовой «Программа элективных курсов по биологии, сборник 1, 6-9 классы Предпрофильное обучение. Дрофа 2013 ( www.drofa.ru)
Учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
Положением о рабочей программе
Общая характеристика учебного курса
Представители живого мира – грибы, растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии. Программа курса предусматривает знакомство с представителями всех царств природы. Предполагается интеграция биологии с изобразительным искусством, музыкой, литературой. Эстетическая направленность занятий, опыт положительных эмоциональных переживаний способствуют формированию чувства любви к родной природе, любознательности. Программа предусматривает ярко выраженный деятельностный характер занятий. Активная деятельность учащихся по изучению объектов, поиск информации о них, интерес к изучению природы, достигаются цели, обозначенные в программе.
Логика изучения природных объектов выстраивается в соответствии с сезонами года. Формы организации занятий разнообразны: экспедиции в природу, в библиотеку, на выставки; экскурсии; проектная деятельность
Цель данного курса:
вызвать интерес к живым объектам природы, организмам, которые живут рядом с человеком и в условиях города, и в условиях поселка.
Задачи курса:
дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
познакомиться со способами деятельности и получить представление о некоторых современных профессиях, связанных с биологией
Название учебно-методического используемого комплекта
Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас – определитель. Растение леса. М.: Дрофа, 2010.
Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас – определитель. Растение луга .М.: Дрофа, 2010
Изменения, внесенные в авторскую программу
Авторская программа рассчитана на 32часа, учебный план школы на 35 часов, поэтому на изучение темы: «Растения на пришкольном и дачном участке » добавлены 3 часа.
Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
В неделю-1 час, в год 35 часов , из них 3 экскурсии.
Место курса в учебном плане.
Представители живого мира – грибы, растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данным разделам биологии.
Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает :различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;
В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2 Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения:
знания: об особенностях строения представителей различных царств живого мира;
о значении изученных организмов в природе и жизни человека.
Умение и навыки: самостоятельно готовить микропрепараты;
выращивать культуры плесневых грибов;
учить и описывать представителей различных царств;
наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.
Формы и методы обучения лекции с элементами беседы; работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся; лабораторный практикум; практические работы с элементами поисковой деятельности;
написание и защита проектов по изучаемой проблеме.
1 Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч)
Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология — наука о сезонных изменениях в природе. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; созревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других животных.
2 Многообразие растений.
Культурные и дикорастущие растения.
Карл Линней и его труды (2 ч)
Многообразие растений: культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл Линней — создатель классификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных видов названий
3 Дикорастущие растения,
правила их сбора и подготовки гербария (2 ч)
Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка гербария.
4 Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч)
Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Многоообразие сортов, особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пищевых растений в гербах стран и городов. Картофель — «второй хлеб». Особенности строения и выращивания картофеля, его пищевая ценность и история возделывания в Европе. Съедобные грибы.
5 Лекарственные растения (2 ч)
Лекарственные растения — источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использования лекарственных растений.
6 Ядовитые растения и грибы (2ч)
Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека. Причины отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.
Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция, использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания, особенности выращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготовление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.
Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделывания оливы. Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза.
Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и огородов. Здоровье домашних животных — залог здоровья человека. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений.
10 Декоративные растения (2ч)
Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании .Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании
11 Растения в прикладном искусстве (2 ч)
Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений. Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.
12 Растения в легендах и мифах (2 ч)
Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов»
13 Правила и традиции составления и преподнесения букетов. Весенние явления в природе (2 ч)
Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила поведения в природе весной. Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве.
14 Растения на пришкольном и дачном участке (4 ч)
Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на дачном участке. Учет биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.
15 . Сады и парки городов (2 ч)
Знаменитые сады и парки мира. Летний и Михайловский сады в Санкт-Петербурге. Парки Петродворца, Пушкина, Павловска (или других — по выбору учащихся и учителя).
4. Календарно-тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки
Прохождения
Примечание
Планируемая дата
Фактическая дата
Вводное занятие «Осенние явления в природе»
2часа
1
Фенология — наука о сезонных изменениях в природе
1час
3-09
2
Осенние явления в природе
Экскурсия в лесопарковую зону.
1час
10-09
Многообразие растений Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды .
2часа
3
Многообразие культурных и дикорастущих растений
Экскурсия на юннатскую станцию.
1
17-09
4
Карл Линней — создатель классификации растений
1
24-09
Дикорастущие растения,
правила их сбора и подготовки гербария
2
5
Однолетние и многолетние дикорастущие растения
1
1-10
6
Правила сбора растений для создания гербария
Практикум -Заготовка природного материала. Определение растений. Подготовка гербария.
1
8-10
Пищевые растения; съедобные грибы
2
7
Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис.
Экскурсия в музей.
1
15-10
8
Праздник « Хлеб всему голова!»
1
24-10
Лекарственные растения
2
9
Урок-практикум. Лекарственные растения — источник здоровья. История народной фототерапии.
1
02-11
10
Чаепитие « У бабушки Травинки».
13-11
Ядовитые растения и грибы.
2 часа
11
Описание ядовитых растений и грибов и их воздействие на человека.
1
20-11
12
Круглый стол « Распознание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам.»
1
27-11
Технические растения
2
13
Технические растения, используемые в текстильной промышленности.
1
3-12
14
Сахарная свекла и другие технические растения.
1
10-12
Масличные растения
2
15
Урок- практикум. Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения.
1
17-12
16
Урок-практикум .Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России (конкурс фото и рисунков масленичных культур).
1
26-12
Кормовые растения.
2
17
Урок-практикум.
Пища для домашних животных.
( сообщения, доклады, презентации.)
1
13-01
18
Урок-практикум.
Степные и луговые растения.( практическая работа с гербарием).
1
20-01
Декоративные растения.
2
19
Праздник «О чем пела королева луговых колокольчиков...
1
2--02
20
Урок-практикум.
Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений.
1
9-02
Растения в прикладном искусстве )
2
21
Урок-практикум. Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений.
1
16-02
22
Ярмарка декоративно- прикладно- го искусства.
1
24-02
Растения в легендах и мифах
2
23
Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных
1
02-03
24
Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и традиции составления и преподнесения букетов.
1
11-03
Весенние явления в природе
2
25
Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц. Экскурсия в лесопарковую зону
1
18-03
26
Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве.
Выставка рисунков о весне.
1
26-03
Растения на пришкольном и дачном участке .
4
27
Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории
1
03-04
28
Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории
1
12-04
29
Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории
1
19-04
30
Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории
1
27-04
31
Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории
1
03-05
32
Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на дачном участке
1
12-05
33
Урок-практикум. Наблюдение за биоритмами растений « цветочные часы», взаимоуживаемость растений.
1
19-05
Сады и парки городов
2
34
Презентация проектов. «Знаменитые сады и парки мира».
1
23-05
35
Выставка фото и рисунков на тему:
«Сады и парки мира.»
1
27-05
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература.
Наименование
Требуется
Есть в наличии
% оснащенности
Основная
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
1
1
100
Авторская программа В.Н Семенцовой «Программа элективных курсов по биологии, сборник 1, 6-9 классы Предпрофильное обучение. Дрофа 2013.(электронная версия)
21
21
100
Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас –определитель. Растение леса .М.: Дрофа, 2010
21
21
100
Козлова Т.А. Сивоглазов В. И. « Твой первый атлас –определитель. Растение луга .М.: Дрофа, 2010
21
21
100
Оборудование и приборы
Наименование
Требуется
Есть в наличии
% оснащенности
Компьютер с программным обеспечением
1
1
100
Мультимедиапроектор
1
1
100
Магнитная доска
1
1
100
Магнитная доска
1
1
100
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование
Требуется
Есть в наличии
% оснащенности
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.
1
1
100
Сущенко Любовь Павловна ,учитель географии.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ