Рабочая тетрадь по биологии ученика 9 класса тема урока: Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора
Рабочая тетрадь
по биологии ученика 9 «а» класса
тема урока: «Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора»
Ф.И.О.учащегося___________________
___________________________________
Задания I группы «Причудливые»:
задание1. Изучи текст главы 4 на стр 35 уч. со слов «Растения и животные» и дай определение понятию
1.Приспособленность вида: это_____________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Прочитав текст уч. на стр 35.запиши о каком виде приспособлений здесь идет речь____________________
________________________________________________
3.Приведите примеры приспособлений______________
________________________________________________
4. Изучив текст уч. со стр. 35-36-37 сделайте вывод о том, какие преимущества даёт приспособительная особенность строения формы тела у животных________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задания для II группы:
«Самые покровительственные»:
Изучив текст учебника на стр. 38 со слов «Средством защиты…»Дайте характеристику покровительственной окраске ____________________
_____________________________________________________________
Исходя из рисунков на стр. 38-39приведите примеры покровительственной окраски___________________________________
_____________________________________________________________
Прочитай текст уч. на стр 38 и выясни для каких видов животных она характерна?_______________________________________________
_____________________________________________________________
Прочитай абзац уч. на стр. 40 сделай вывод о механизме возникновения такого приспособления как покровительственной окраски?________________________________________________________________________________
Задания для III группы «Мы вас предупреждали»:
Прочитай текст уч. на стр. 40. дайте определение такой приспособительной особенности как «Предупреждающая окраска»
__________________________________________________________
___________________________________________________________
Прочитав текст уч. на стр40 приведите примеры предупреждающей окраски ___________________________________________________
__________________________________________________________
Подумай, как могло возникнуть такое приспособление как предупреждающая окраска_________________________________
_________________________________________________________
Для каких видов животных она характерна____________________
_________________________________________________________
Задания для III группы: «Актеры и актрисы»:
Изучив текст учебника на стр.41. со слов «Эффективность предостерегающей окраски…» запишите определение такого явления как мимикрия_________________________________
_______________________________________________________
Опираясь на рисунки стр. 42-43 приведи примеры этого явления в природе__________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
Для каких видов животных она характерна_____________________
___________________________________________________________
Прочитав абзац уч. на стр44 сделайте вывод о том, как могло возникнуть такое приспособление как мимикрия
___________________________________________________________
2 этап: «Практический» каждая группа должна создать и продемонстрировать свою модель приспособительной особенности. (из сподручных материалов и презентовать её)
Домашнее задание:
Подумайте и докажите, что все приспособления относительны. Заполните таблицу.
Вид
Среда обитания
Черты приспособленности
Относительный характер приспособленности
Проверочная работа:
1 вариант.
А1. Как современная наука объясняет формирование приспособлений:
а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.
А2.Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.
А3. Явление, примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.
А4. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы.
А5. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска цветка у розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела
В. Выстроить логическую последовательность механизма образования приспособления: (в квадратах указать цифры)
1.приспособленность организмов
2.наследственная изменчивость
3.естественный отбор
4.изменение внешней среды
2 вариант.
А1. Главный эффект естественного отбора:
а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;
А2. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы.
А3. Пример маскировки:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
А4. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска у цветка розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске умухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
А5. Пример мимикрии:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка умухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
В. Выстроить логическую последовательность механизма образования приспособления: (в квадратах указать цифры)
1.приспособленность организмов
2.наследственная изменчивость
3.естественный отбор
4.изменение внешней среды
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ