Урок биологии в 6 классе по теме: "Плоды. Разнообразие и значение плодов"
Урок биологии 6 класс
по теме: "Плоды. Разнообразие и значение плодов."
Разработан учителем биологии МБОУ СОШ №3 г.Салехард Тарановой Еленой Анатольевной
Задачи:
- обучающие: сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения. Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян; показать различные приспособления плодов и семян, возникшие в процессе эволюции, к их распространению.
- развивающие: продолжить формирование умения работать с учебной литературой.
- воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе, своему здоровью.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления
Средства обучения:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Презентация, таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», коллекции семян и плодов.
Методы обучения: словесно- наглядные, частично-поисковые.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
1) фронтальный опрос по теме: "Цветок. Опыление"
а) Что такое цветок?
б) Какую функцию выполняет цветок?
в) Назовите основные части цветка?
г) Чем у цветковых растений представлен околоцветник?
д) Какие части цветка участвуют в опылении и оплодотворении?
е) Назовите женский орган растения? Назовите женский орган растения?
ж) Что происходит в завязи пестика?
з) Какие растения называют однодомными и двудомными?
е) Что такое опыление? Каково биологическое значение перекрестного и самоопыления у растений?
2) Работа по карточкам (приложение 1)
Выставление оценок.
3. Изучение нового материала: Объявляется тема урока (слайд 1)
Целеполагание и мотивация:
1: Определите значимость темы урока для вас. Зачем вам нужны эти знания?
2: Какие ассоциации у вас возникают при слове «плоды»? (все, что учащиеся называют записывается кратко на доске)
Первичное усвоение материала и осмысление учебной информации
Задание 1: Прочитайте первые три абзаца в §25 стр. 94. найдите и запишите в тетрадь,
- что такое плод.
- из чего образуется плод;
- из чего состоит плод;
- какие еще кроме завязи части цветка могут участвовать
в образовании плода;
- какую роль играет околоплодник;
- почему растения называют покрытосеменными.(слайды 2- 4)
Задание 2: Прочитайте текст со слов: «плоды обеспечивают…» до слов « очень редко семена прорастают», найдите,
-на какие типы и виды делят плоды по особенностям околоплодника, заполните схему(слайд 5)
Типы плодов
сухие
сочные
зерновка
Ягода
Боб
Яблоко
Коробочка
Тыквина
Стручок
Костянка
орех
Многокостянка
Желудь
померанец
семянка
листовка
(слайды 7-14)
- на какие группы делят плоды по количеству семян, заполните схему (слайд 6)
по количеству семян плоды
односемянные
многосемянные
- на какие группы делят плоды по способу рассыпания, заполните схему
По способу рассыпания плоды (слайд 7)
вскрывающиеся
невскрывающиеся
Задание 3: Прочитайте текст на странице 95, найдите способы распространения семян (слайд 18)
Способы распространения семян
водой
саморазбрасывание
ветром
Животными, человеком
Соплодия- соплодие, состоящее из множества орешков, окруженных разросшимся мясистым цветоложем.(слайды 15-17)
Задание 4: Прочитайте текст на стр. 96, выпишите в тетрадь значение семян.
Значение семян:
1. Выступают основным органом полового размножения растений, обеспечивают развитие, созревание семян;
2. Участвуют в расселении растений на новые площади;
3. Служат ценным (высококалорийным) продуктом питания всему живому населению на нашей планете.
Вывод по теме:
Итак, плод - это важный орган цветкового растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животным и человеку. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
4. Первичное закрепление: работа с классом (беседа)
-Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
-Что такое опыление?
-Что такое оплодотворение?
Назовите способы распространения плодов и семян:
а) Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес
(Одуванчик)
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится. (Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
-Работа по схемам в тетради.
5. Д/з: выучить § 25, подумать и вспомнить, какие типы плов есть у растений возле дома и школы, как они распространяются.
6. Рефлексия:
вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш Перо)
«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Получили ли вы необходимую для вас информацию?
Все ли плоды вы будете пробовать на вкус?
Остались ли вопросы, на которые вы хотите получить ответ?
(Приложение 1)
Карточка №1
1. Перечислите все части цветка.
2. Какую функцию выполняет пестик и тычинка?
3.Что такое яйцеклетка? где она развивается?
Карточка №2
1. Перечислите из чего состоит пестик?
2. Что такое околоцветник?
3. Что такое размножение?
Карточка №3
1. Каково строение тычинки? в чем заключается ее функция?
2. Что такое опыление?
3. Перечислите части цветка.
Карточка №4
1. Укажите все составляющие цветка и их функции.
2. Что такое соцветие?
3.Дайте определение понятию опыление?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ