Урок в 11 классе по теме «Экосистема водоёма»
Урок в 11 классе по теме «Экосистема водоёма»
Данный урок является обобщающим в разделе «Основы экологии».
Цель урока: Создать условия для обобщения и закрепления знаний о экосистемах и экологических факторах среды влияющих на них.
Задачи:
Образовательная: Закрепить знания учащихся о гидробиологии, как науке, жизненных формах и условиями обитания гидробионтов, значении зоопланктона в экосистеме озера, трофической структуре водоёма, искусственных и естественных экосистемах, о влиянии антропогенных, биотических, абиотических факторов на водоёмы, необходимости предотвращения загрязнения водоемов, о мерах сохранения водоёмов.
Развивающая:продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, умение работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Развивать познавательный интерес и кругозор учащихся.
Воспитательная: Формирование материалистического мировоззрения. Воспитание культуры труда, активности на занятии. Экологическое воспитание.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Типы уроков: обобщающий.
Вид урока: урок-игра
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: презентация, жетоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
Оборудование: раздаточный материал, жетоны.
I. Вступительное слово учителя: сегодня наш урок будет проходить в виде игры.
Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе раздаётся кроссворд. За каждое отгаданное слова группа получает лист с заданиями.
Кроссворд для первой группы
1
к
у
б
ы
ш
к
а
2
з
о
о
п
л
а
н
к
т
о
н
3
в
о
д
о
ё
м
4
а
б
и
о
т
и
ч
е
с
к
и
е
5
б
и
о
ц
е
н
о
з
1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
2. Часть планктона, представленная животными, которые не могут противостоять течениям и переносятся вместе с водными массами.
3. Хранилища воды на Земле, которая так необходима всему живому.
4. Прямо или косвенно действующие на организм факторы неживой природы - свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды и др. (т. е. свойства среды, возникновение и воздействие которых прямо не зависит от деятельности живых организмов).
5. Исторически сложившаяся совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство.
Кроссворд для второй группы
1
с
т
р
е
л
о
л
и
с
т
2
г
и
д
р
о
б
и
о
н
т
ы
3
р
е
к
а
4
а
н
т
р
о
п
о
г
е
н
н
ы
е
5
з
о
о
б
е
н
т
о
1. Растение, имеющее листья – стелы с большими широкими наконечниками.
2. Организмы, постоянно обитающие или проводящие часть жизненного цикла в водной среде.
3. Естественный водоём.
4. Совокупность факторов окружающей среды, обусловленных случайной или преднамеренной деятельностью человека за период его существования.
5. Животные, обитающие на дне водоёма и не способные продолжительное время плавать в воде.
Перечень заданий к кроссворду №1
Карточка №1
Прочитайте в красной книге Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа о растении кубышка.
Дайте морфологическое описание данного вида
Укажите среду обитания
Какие лимитирующие факторы действуют на данное растение
Какой статус имеет растение
Каковы причины занесения растения в красную книгу.
Карточка №2
Рассмотрите в микроскоп выданное животное (Diaptomus)
Зарисуйте внешнее строение данного животного
Пользуясь текстом, познакомьтесь с особенностями строения данного животного.
Диаптомусы (Diaptomus) имеют размеры до 5 мм. Тело эллипсовидное, окрашено в синий или красноватый цвет, расчленено на сегменты, по краям вильчатые, покрытые волосками отростки. На теле имеется достаточно твёрдый панцирь. Имеют длинные антенны, которые обеспечивают плавание в воде. На голове находится один глаз, ротовой аппарат, пара ножек – челюстей, две пары антенн. Являются кормом для рыб.
Карточка №3
Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое водоём?
- Какие бывают водоёмы?
2. Напишите основные правила поведения у водоёма.
Карточка №4
Творческое задание. Придумать небольшое сообщение о приспособленности водных животных и растений, применяя следующие термины (температура, сет, влажность).
Карточка №5
Из предложенных организмов составьте цепи питания: спирогира, дафния, гальян, ленок, диаптомус, минога, человек, выдра.
Что произойдёт если из цепи, выбыл какой либо вид? Возможно, ли в природе замена данного вида другим?
Перечень заданий к кроссворду №2
Карточка №1
Пользуясь книгой О.В. Корсуна «Экологические экскурсии в природу Забайкалья»
- дайте описание данного растения стрелолист
- укажите среду обитания
- какие виды данного растения произрастают в Забайкалье
Карточка №2
Дайте определения понятию гидробионты
Какие выделяют жизненные формы гидробионтов
Пользуясь учебником «Региональная экология» опишите представленные в нём жизненные формы.
Карточка №3
Ответьте на вопросы:
- дайте характеристику реки Кыра
2. Зарисуйте схему реки. Пользуясь книгой «Экологические экскурсии в природу Забайкалья» распределите растения в реке (приведите примеры растений произрастающих в данной реке).
Карточка №4
Творческое задание. Напишите небольшое сообщение об антропогенном влияние на водоём используя следующие термины: индикаторы, эвтрофирование, токсичность.
Карточка №5
Проанализировать предложенную статью «Использование водных беспозвоночных для определения токсичного загрязнения вод»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ