Урок для 10 класса по теме: «Реализация наследственной информации в клетке»
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: Биология
Тип урока: проблемно-диалогический, комбинированный, модель ИКТ - урока – с применением мультимедийного CD-ROM
Тема «Реализация наследственной информации в клетке»
Класс 10
Технологии: ИКТ: Интернет ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch?text=жизнь+одной+клетки, http://ru.wikipedia.org/wiki/Тканскрипция(биология), мультимедийное учебное пособие к учебнику – навигатору « Биология» 10 класс «Дрофа»2009г, компьютеры, экран, проектор.
Ход урока: (сопровождается презентацией – алгоритмом, выполненной учителем)
Актуализация:
Вспомните!
1. Какова структура белков и нуклеиновых кислот?
2. Какие типы РНК вам известны?
3. Где образуются субъединицы рибосом?
4.Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?
Мотивация:
Стихи (приложение):
Мы вышли из Солнца. . .
Классическое определение что такое «жизнь» дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»
Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причём структура каждого белка в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.
«Яркое пятно» – видео «Жизнь одной клетки» http://yandex.ru/yandsearch?text=жизнь+одной+клетки, с пояснением учителя
Проблемная ситуация: возникла, потому, что в классе никто из учащихся не может объяснить, как передаётся наследственная информация – следует узнать!
Гипотезы? – выдвигаются учащимися. Останавливаемся на самой разумной и в течение урока доказываем её: «Что позволяет постоянно пополнять уровень белков в организме без ухудшения их свойств?»
Совместное открытие знаний:
Учащиеся дают ответы, участвуя в диалоге по:
1 Генетическому коду;
2. Свойствам кода;
3.Гену;
Учитель: объяснение транскрипции.
Трансляция – демонстрация на экране с пояснением (урок на диске «Реализация наследственной информации в клетке» к учебнику Н.И.Сонина «Навигатор»)
4. Как синтезируются другие органические вещества?
Применение новых знаний:
применяя новые знания, одновременно готовимся к ЕГЭ – решаем разноуровневые задания, тесты по теме. Работа с диском к учебнику Н.И.Сонина «Навигатор»
Работа в группах - задание №1 в «Практической работе», по 3 вариантам;
2 группы выполняют тест
Алгоритм действий в группах:
Группа №1
Выполнить задания:
1. Вспомните полное определение понятия жизнь.
2. Почему углеводы не могут выполнять функцию хранения информации?
3. «Практическая работа» вариант № 1, зад 1
Группа № 2
Выполнить задания:
1.Назовите основные свойства генетического кода и поясните их значение.
2. При каком структурном состоянии
молекулы ДНК могут быть источниками генетической информации?
3. «Практическая работа» вариант № 2, зад 1
Группа № 3
Выполнить задания:
1. Какие особенности строения молекул РНК обеспечивают их
функцию переноса информации о структуре белка от хромосомы
к месту синтеза?
2. Объясните, почему молекула ДНК быть построена из
нуклеотидов трёх типов.
3. «Практическая работа» вариант № 3, зад 1
Группа №4
Выполнить задание
1. Выполнить тест.
2. Какова сущность процесса передачи наследственной информации
из поколения в поколение.
3. Каким образом реализуется наследственная информация о
структуре и функциях небелковых молекул, синтезируемых в клетке?
Один уч-ся находит и анализирует качество и доступность информации в Интернет - http://ru.wikipedia.org/wiki, Транскрипция (биология) и отвечает на вопрос можно ли извлечь нужный материал по данному вопросу в сети Интернет?
Вывод:
Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК. Набор сочетаний из трёх нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот, входящих в состав белков, называют генетическим кодом. Информацию о строении определённой белковой молекулы к месту её синтеза в цитоплазму передаёт информационная РНК. Процесс синтеза РНК на ДНК называют транскрипцией. В дальнейшем на рибосомах с участием всех видов РНК осуществляется синтез белка – трансляция.
Рефлексия:
Что понравилось?
2. Какие ошибки были допущены?
3.Какие открытия были сделаны?
4. Что вас удивило?
Д/З: Изучить параграф 2.10.
Хронокарта урока
-
Этап урока
время
Сонастройка
0,5 мин
Актуализация
2 мин
Проблемная ситуация
2 мин
Предложение гипотез
2 мин
Открытие новых знаний
10 мин
Физкультурная пауза
1 мин
Применение новых знаний
10 мин
Рефлексия
2 мин
Д/З
0,5 мин
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ