Урок по теме: "Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент"
ПЛАН УРОКА
на основе системно-деятельного метода обучения
учителя биологии МБОУ сош № 20.г. Краснодара Смирновой Светланы Павловны.
Тема урока: Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока(для учителя): создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.
Планируемый результат:
Познакомиться с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта. Научиться использовать методы сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений . Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Задачи урока:
Воспитывающая-воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений , умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Обучающая- сформировать представление об общих методах изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, познакомить с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержание
Конспект
УУД
1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
7.Включение в систему знаний повторения.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Презентация.
Слайды .Фотографии природы, растений, животных.
Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик
Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,
Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,
И комар завопит из прозрачных тенет,
Паучок упадет, как зеленый горошек.
Меж таинственных, кряжистых ив да осин
Ключевой ручеек моет ноги в смороде.
Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,
Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.
Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?
Как жестоки порой наши вольные руки.
Где, вы, души, готовые петь и рыдать
Над невзрачным цветком в век могучей науки?
(А. Целищев)
«Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…», в нем вы найдете ответ на вопрос о теме нашего урока.
Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. Предположения детей, лучшая формулировка темы фиксируется на доске.
Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой
– Как ты понимаешь смысл слов «эксперимент», «метод»? (Жизненный опыт.)
Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспомните».
– Какие методы науки ты знаешь?(жизненный опыт).
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Как вы сможете это узнать?
(варианты учащихся)
Постарайтесь ответить на вопрос ,который стоит в начале параграфа (с 12), выскажите предположения, о чём в нем будет говориться. Обсуждение версий.
Проверим наши прогнозы.
Комментированное чтение параграфа с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения.
- Прочитайте весь текст про себя. Заполните схему.
Методы изучения природы
Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки)
Работа с текстом во время чтения.
- А теперь прочитаем по частям.
Вопросы по ходу чтения
с.12-1 абзац,
Каких животных изучает ученый орнитолог?
с 13 – 1 абзац,рис.8
Каким методом пользовался орнитолог?
Что орнитолог узнал о птицах с помощью метода наблюдения?
С.13 – 2 абзац, рис.9
Какой метод называют описанием?
С.13 – 3 абзац, рис.10
Объясните, почему естествоиспытатели предпочитают использовать количественные измерения. Как называется такой метод?
С. 13- 4 абзац, рис.11
Объясните с помощью текста и рис. 11, какую цель поставил перед собой ученый, проводя эксперимент.
С.14.- 1 абзац, рис.12
Объясните, почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения.
С.14- 2 абзац, рис.12
Какой метод позволяет прогнозировать состояние птичьего поголовья на последующие годы?
По рис. 12 определите, в каком году было больше всего птенцов в гнезде, в каком меньше всего? Сколько птенцов было в гнезде в 2007 году? Насколько изменилось число птенцов в 2008 году по сравнению с 2007 годом?
Чтобы понять, чем методы изучения природы отличаются друг от друга мы выполним задания и самостоятельно определим с помощью какого метода каждая группа детей изучила природу.
Задание 1. Группа детей получила задание: подойти к аквариуму и изучить как плавают рыбки, как они едят.
Как мы назовем этот метод познания природы?
Задание 2. Группа детей получила задание: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.
Как мы назовем этот метод познания природы?
Задание 3 . Группа детей получила задание: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру. Можно ли это изучение назвать экспериментом? Если нет, то назовите этот метод.
(Самопроверка )
Подведение результата изучения темы.
Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.
Выражение решения в виде схемы на доске.
Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Чьи версии подтвердились?
Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет?
Домашнее задание.
Для подготовки к следующему уроку § 3,задаём вопросы 1–4 (устно) на с. 15. При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся.
По желанию:
Опишите поэтапно проведение биологического опыта (постройте модель предполагаемого опыта) на одну из следующих тем:
1.Влияние загрязнения водоема на численность животных и растений.
2.Влияние различных видов и доз удобрений на определенные сорта культурных растений.
3.Влияние питания на рост и развитие грызунов.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Постановка проблемы
Выработка четкой постановки проблемы
Предполагаемое решеатов с гипод. 2007 годом?о? о поголоия природы мы ние, формулировка гипотезы
Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные
Планирование
Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)
Проведение опыта
Подбор необходимых биологических объектов, приборов и реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов
Обсуждение
Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: умение планировать работу
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Формирование умения владеть смысловым чтением.
4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Познавательные УУД: умение осуществлять постановку и решение проблемы.
Личностные: оценка личностного продвижения к цели.
Регулятивные: контроль, коррекция.
Список литературы
1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы
3. Программа курса биологии для 5 - 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ